Пояснительная записка к рабочей программе информатика. Инженерный профиль.


Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Информатика и ИКТ»
для 7 специализированного класса инженерно-исследовательского направления
Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 7 специализированного класса инженерно-исследовательского направления разработана на основе нормативных документов:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/15 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.
4. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.)
6. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета "Информатика и ИКТ" и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. //Информатика и образование, 2004. № 7.
8. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
9. Приказ Министерства образования науки и инновационной политики Новосибирской области «О специализированном классе общеобразовательной организации» № 1570 от 27.05.2015
10. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 81.
Программа по информатике для 7-9 классов составлена и на основе авторских программ Н.Д.Угриновича. Инвариантную часть данной рабочей программы определяют Примерная программа основного общего образования по информатике и стандарт основного общего образования по информатике федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.
Образовательная программа для класса инженерно-исследовательского направления обеспечивает формирование инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку и решение задач, подбор необходимых ресурсов и технологий, необходимых для решения проблемных ситуаций, а также воспитание культуры инженерной деятельности. В связи с этим в программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Разрабатывая программу для специализированного класса инженерно-исследовательского направления, определяем цель:
*создания условий для выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, ориентированного на перспективные потребности рынка труда и технологий;
*формирование и развитие целостного представления учащихся об инженерной профессии на основе индивидуализации и дифференциации в классах для одаренных детей по инженерно-исследовательскому направлению, способствующих формированию инженерной элиты российского общества.
Также определены задачи:
1. Реализация образовательной программы, соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам и ориентированной на: обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности;
2. Обеспечить высокое качество дополнительной подготовки учащихся по математике, физике, информационным технологиям.
3. Разработать и внедрить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.
4. Создать условия для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ инженерного образования.
5. Обеспечение поддержки предпринимательской активности; развитие инженерных компетенций; овладение навыками самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося.
6. Разработать и реализовать интеграцию основных и дополнительных программ обучения и воспитания на принципах индивидуализации и дифференциации образовательного процесса с использованием проектно-исследовательского метода обучения.
7. Создать условия для участия учащихся в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах технической направленности.
8. Сохранять физическое, психологическое и социальное здоровье детей в ходе образовательного процесса.
Наряду с целями и задачами для специализированного класса инженерно-исследовательского направления, будем придерживаться целей и задач изучения информатики в основной школе.
•формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
•развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
•формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
•формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Ресурсы инженерных кадров советского периода исчерпаны, необходимо готовить новых специалистов, для чего есть все возможности, заявил президент РФ Владимир Путин.
"У нас заделы советского времени явно закончились или заканчиваются по многим направлениям. Весь мир и наша экономика втягиваются, если уже не вошли, в новый технологический уровень, совершенно другого качества", — сказал Путин на заседании совета при президенте по науке и образованию в понедельник.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
"Вопрос, который мы обсуждаем, давно назрел. Повторю еще раз: куда ни приедешь, везде на крупных передовых предприятиях один и тот же вопрос с кадрами и прежде всего с инженерными. Явно не хватает", — сказал Путин. По его словам, это так же, как и недостаток инфраструктуры, становится ограничителем экономического роста.
"У нас есть сегодня и потребность в инженерных кадрах, и возможность их подготовки", — отметил президент.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Ценностные ориентиры.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности информатики:
формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
организовывать информацию;
передавать информацию;
проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии, а так же инженерная графика. Поддерживать курс будет элективный курс по робототехники.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, в частности для этого класса при изучении инженерной графики и программирования. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Для организации занятий используются различные методы:
Наименование Формы организации занятий Методы обучения используемыхтехнологий
Традиционный подход
Урок, лекция, беседа, фронтальный опрос, демонстрация, показ Объяснительно-иллюстративный метод
Информационно-рецептивный, контроль
Технология
интегрированного
обучения Урок-конференция, интегрированная презентация, проблемы Метод междпредметных, надпредметных связей
Технология
уровневой
дифференциации Консультации, работа в группах Методы проверки и оценивания знаний
Технология
проблемное обучение Диспут, анализ Эвристический, поисковый метод. Проблемное изложение изучаемогоИсследовательские
технологии Конференции, викторины факультативы, элективные курсы , Исследовательский метод. Создание ситуации творческого поиска
Проектные
технологии Предметные кружки, научное общество учащихся группы поиска. Разработка и защита творческих проектов. Проектный метод. Метод создания творческой ситуации
Игровые технологии


Деловая игра, дискуссии, дебаты иллюстративные, дидактические, имитационные игры Метод развитие познавательного интереса. Перевод игры на более сложный творческий уровень
Информационно-
коммуникационные
технологии Слеты, фестивали, on-line session, чаты, дистанционное обучение Использование Интернета в процессе обучения
Здоровье сберегающие технологии Физкультминутки, динамические паузы Беседы «Техника и здоровье», гимнастика для глаз
Кроме этого учащиеся во внеурочное время будут заниматься техническим творчеством через элективный курс по робототехники, так же подготовкой для участия в олимпиадах и научно- практических конференциях различных уровней. Ученики будут участвовать как в очных, так и заочных, on-line олимпиадах, НПК и интеллектуальных играх.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МБОУ лицея № 81 на реализацию рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ» для специализированного класса инженерно-исследовательского направления основного общего образования отведено 349 часов, которые распределены следующим образом:
Года обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год
7 класс 3 35 105
8 класс 3 36 108
9 класс 4 34 136
349 часов за курс
Количество часов увеличено за счёт лицейского компонента, что позволит обеспечить углубленное изучение тем инженерной графики и программирования и будет способствовать развитию инженерных компетенций обучающихся.
Результаты освоения предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности информатики:
Формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
В ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
Предметными результатами обучающихся являются:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение строить и читать чертежи в трёх проекциях;
умение создавать двухмерные и трёхмерные модели;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
Ученик научится
критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения, и звуки, ссылки между элементами сообщения; подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
7 класс
Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» (курсивом выделено содержание, добавленное для реализации задач инженерной направленности)
Учащиеся научатся:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и
техники;
включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;
создавать 2D и 3D модели;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить связь между информацией и знаниями человека;
отличать информационные процессы;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие,
что такое файл, каталог (папка), файловая структура
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль,поиск и замена, работа с файлами);
создавать модели в 2D и 3D редакторах;
читать программы для исполнителя;
создавать алгоритмы и простые программы для исполнителя.
8 класс
Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ»
Учащиеся научатся:
• как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
• приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
• измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
• пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
• ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
• инициализировать выполнение программ из программных файлов;
• просматривать на экране каталог диска;
• использовать антивирусные программы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить связь между информацией и знаниями человека;
• отличать информационные процессы;
• различать естественные и формальные языки;
• определять единицу измерения информации – бит (алфавитный подход);
• правила техники безопасности и при работе на компьютере;
• определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие, основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации), структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти, принципы организации информации на внешних носителях:
что такое файл, каталог (папка), файловая структура, назначение программного обеспечения и его состав;
• представлять символьную информацию в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
• выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
• распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
• создавать чертежи в трёх проекциях в графических редакторах;
• создавать программы, используя графику и объектное программирование;
•определять что такое мультимедиа, принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера, основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
9 класс
Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ»
Обучающиеся научатся:
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
• осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;
• осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
• работать с одной из программ-архиваторов;
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
• открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
• организовывать поиск информации в БД;
• редактировать содержимое полей БД;
• сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
• создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
• при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
• пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
• выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
• составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
• выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
• работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
• составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
• составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
• отлаживать и исполнять программы в системе программирования;
• регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Обучающие получат возможность научиться:
• понимать что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями, назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов, назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
• использовать Интернет; возможности Всемирной паутины — WWW;
• понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями, какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
• понимать что такое база данных, систему управления базами данных (СУБД), информационную систему;
• выполнять структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• понимать что такое логическая величина, логическое выражение, что такое логические операции, как они выполняются;
• понимать что такое электронная таблица и табличный процессор, основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами, основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
• понимать что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
• понимать что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
• видеть в чем состоят основные свойства алгоритма;
• использовать способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык, основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов, назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;• понимать назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
• выполнять правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале, последовательность выполнения программы в системе программирования.
Содержание учебного предмета
7 класс
№ Тема Всего Содержание (курсивом выделено содержание, добавленное для реализации задач инженерной направленности)
1 Информация и информационные процессы 4 Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 8 Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.
3 Обработка текстовой информации 20 Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Вставка в текст формул, используя встроенные функции текстового редактора.
4 Обработка графической информации 36 Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Инженерная графика. Основы 2D и 3D- графики.
5 Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 18 Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.
6 Коммуникационные технологии и Web-сайты 10 Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет
7 Информационное общество и информационная безопасность 5 Информационное общество. Информационная культура. Защита информации
8 Резерв 4 Всего 105 8 класс
1 Информация и информационные процессы 14 Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 12 Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
3 Кодирование текстовой и графической информации 16 Кодирование текстовой информации.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.
4 Обработка текстовой информации 16 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
5 Инженерная графика 20 Создание моделей в графических программах. 3D – моделирование. Построение чертежей в программе Компас 3D.
6 Кодирование и обработка числовой информации 12 Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. *Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Инженерные расчёты в Exel.
7 Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео 8 Кодирование и обработка звуковой информации.
Цифровое фото и видео. Создание фильмов, используя различные программы и типы сохранения.
8 Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных 6 Базы данных в электронных таблицах.
9 Резерв 4 Всего 108 9 класс
1 Обработка графической информации 28 Растровая и векторная анимация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Инженерная графика.
2 Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 48 Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования
3 Моделирование и формализация 12 Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Создание и исследование моделей в различных предметах и областях человеческой деятельности.
4 Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных 4 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
5 Логика и логические основы компьютера 6 Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
6 Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов 10 Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
7 Информационное общество и информационная безопасность 2 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Правовая охрана программ и данных. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
8 Резерв 30 Повторение курса. Подготовка к ОГЭ
Всего 140 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Предмет «Информатика и ИКТ»
№ Тема Всего 7 кл. Характеристика деятельности ученика
1 Информация и информационные процессы 18 4 Аналитическая деятельность:
оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 20 8 Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
получать информацию о характеристиках компьютера;
оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
3 Обработка текстовой информации 36 20 Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
Практическая деятельность:
создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
4 Обработка графической информации 84 36 Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
Практическая деятельность:
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора
5 Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 66 18 Аналитическая деятельность:
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
6 Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов 20 10 7 Информационное общество и информационная безопасность 7 5 8 Резерв 38 4 Всего 353 105 № Тема Всего 8 кл. Характеристика деятельности ученика
1 Информация и информационные процессы 18 14 Аналитическая деятельность:
информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 20 12 Аналитическая деятельность:
определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
определять основные характеристики операционной системы;
планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от компьютерны вирусов с помощью антивирусных программ
3 Кодирование текстовой и графической информации 16 16 4 Обработка текстовой информации 36 16 Аналитическая деятельность:
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
выполнять коллективное создание текстового документа;
создавать гипертекстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251);
использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов
5 Инженерная графика 84 20 6 Кодирование и обработка числовой информации 12 12 7 Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео 8 8 Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства,-
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)
8 Резерв 4 4 Всего 353 108 № Тема Всего 9 кл. Характеристика деятельности ученика
1 Обработка графической информации 84 28 Аналитическая деятельность:
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
4 Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 66 48 Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
5 Моделирование и формализация 12 12 Аналитическая деятельность:
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных
6 Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных 4 4 7 Логика и логические основы компьютера 10 10 8 Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов 20 10 9 Информационное общество и информационная безопасность 7 2 10 Резерв 38 30 Всего 353 68
Обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение осуществляется на основе:
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности в соответствии с порядком формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 18 октября 2013 г., N 30213)Класс № учебника в ФП учебников
от 31.03.2014 г. Предметная область Предмет Авторы учебника Издательство, электронный адрес
7 класс 1.2.3.8.4.1 Информатика Информатика и ИКТ Угринович Н.Д. ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" http://lbz.ru/books/228/7997/8 класс 1.2.3.8.4.2 Информатика Информатика и ИКТ Угринович Н.Д. ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" http://lbz.ru/books/228/8025/9 класс 1.2.3.8.4.3 Информатика Информатика и ИКТ Угринович Н.Д. ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" http://lbz.ru/books/228/8026/Дополнительно:
1. Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,
2001. – 304 с.: ил.;2. Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;
3. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество*
Основная школа Имеющееся количество Примечание (место расположения/хранения)
1. │БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1 Стандарт основного общего образования по информатике Д 1 кабинет
1.2 Стандарт среднего(полного) общего образования по информатике(базовый уровень) Д 1 кабинет
1.3 Примерная программа основного общего образования по информатике Д 1 кабинет
1.6 Авторские рабочие программы по информатике Д 1 кабинет
1.7 Методические пособия для учителя (рекомендации к урокам) Д Электронные носители кабинет
1.8 Учебник по информатике для основной школы К В библиотечном фонде В библиотечном фонде
1.12 Рабочая тетрадь по информатике К В библиотечном фонде В библиотечном фонде
1.13 Научная, научно-популярная литература, периодические издания ПВ библиотечном фонде В библиотечном фонде
1.14 Справочные пособия Ф Электронные носители Электронные носители
1.15 Дидактические материалы Ф Электронные носители Электронные носители
2 Печатные пособия
Плакаты
2.1 Организация рабочего места и ТБ Д 11 кабинет
2.2 Архитектура компьютера Д 1 Электронные носители
2.3 Архитектура компьютерных сетей Д 1 Электронные носители
2.4 Виды профессиональной информационной деятельности человека Д 1 Электронные носители
2.5 Раскладка клавиатуры Д 1 Электронные носители
2.6 История информатики Д 1 Электронные носители
2.7 Графический пользовательский интерфейс Д 1 Электронные носители
2.8 Информация, арифметика информационных процессов Д 1 Электронные носители
2.9 Виды информационных ресурсов Д 1 Электронные носители
2.10 Виды информационных процессов Д 1 Электронные носители
2.11 Представление информации Д 1 Электронные носители
2.12 Моделирование, формализация, алгоритмизация Д 1 Электронные носители
2.13 Основные этапы разработки программ Д 1 Электронные носители
2.14 Системы счисления Д 1 Электронные носители
2.15 Логические операции Д 1 Электронные носители
2.16 Блок-схемы Д 1 Электронные носители
2.17 Алгоритмические конструкции Д 1 Электронные носители
2.18 Структуры баз данных Д 1 Электронные носители
2.19 Программа информатизации школы Д 1 Электронные носители
3 Цифровые образовательные ресурсы
3.1 Операционная система К 11 ПК
3.2 Файловый менеджер К 11 ПК
3.3 Почтовый клиент К 11 ПК
3.4 Программа для организации общения и групповой работы. К 11 ПК
3.5 Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу цифровыми ресурсами К 1 3.6 Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Интернет. Брандмауэр и НТТР-прокси-сервер Д 1 3.7 Анти- вирусная программа К 11 ПК
3.8 Программа архиватор К 11 ПК
3.9 Система оптического распознавания текста К 1 3.10 Программа для записи СD- и DVD-дисков К 1 3.11 Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы К 11 ПК
3.12 Звуковой редактор К 1 3.13 Программа для организации аудиоархивов К 1 3.14 Редакторы векторной и растровой графики К 11 ПК
3.15 Программа для просмотра статических изображений К 11 ПК
3.16 Мультимедиа-проигрыватель К 11 ПК
3.17 Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов П1 3.18 Редактор веб-страниц К 1 3.19 Браузер К 11 ПК
3.20 СУБД, обеспечивающая необходимые требования К 11 ПК
3.21 Интегрированные творческие среды К 1 3.22 Система программирования К 2 ПК
3.23 Клавиатурный тренажёр К 11 ПК
3.24 Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных К 1 3.29 Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники К 5 ПК
4 ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1 Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курса Д Электронный вид 5 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1 Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК)
5.1.1 Персональный компьютер с программным обеспечением 1 кабинет
5.1.2 Интерактивная доска 1 5.1.3 Мультимедийный проектор 1 кабинет
5.1.4 МФУ 1 лаборатория
5.1.5 Документкамера1 кабинет
5.2 Специализированный программно-аппаратный комплекс обучающихся (СПАК)
1ед. на 1 чел
5.2.1 Персональный компьютер с программным обеспечением 11 кабинет
6 Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров и прочего оборудования. 1 (Д) – демонстрационный экземпляр оборудования, один комплект на класс;
(К) – полный комплект (на каждого обучающегося);
(Ф) – для фронтальной работы (на 2 обучающихся);
(П) – для работы в группах (на 5-6 обучающихся).
(ПК) – персональный компьютер
Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ
Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности информатики:
Формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, является внешней оценкой.
Промежуточная аттестация представляет собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Во внутришкольном мониторинге используются процедуры педагогических измерений и педагогической диагностики.
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. На основании этих оценок и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательной организации на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80-94%% хорошо
66-79%% удовлетворительно
менее 66% неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.