Конспект урока по математике на тему Сложение двузначных чисел с переходом через десяток: 37+15 (2 класс)

М. Сорокина
Учитель начальных классов СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром»

Сценарий урока математики во 2-ом классе по теме: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток: 37 + 15

Обучающая цель: построение и усвоение учащимися способа сложения двузначных чисел с переходом через десяток
Развивающая цель: зафиксировать новый способ в речи
Воспитательная цель: воспитывать в себе умение оценивать своё внутреннее состояние и собственную деятельность на уроке
Тип урока: урок изучения нового
Единица содержания образования: способ сложения двузначных чисел с переходом через десяток
Граница знания – незнания: дети знают, как складывать круглое число с двузначным, двузначное число с однозначным с переходом через десяток; и не знают, как складывать двузначные числа с переходом через десяток
Типы диагностических заданий: выполни сложение: 68+20; 47+94;
задание – ловушка: 37+15;


Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности:
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
Организация учебного процесса на этапе 1:
Раздать каждому ребёнку набор карточек с рожицами:


- Посмотрите, на ваших партах лежат круги с нарисованными смайликами. Что выражает, передаёт смайлик на каждом круге? (состояние, настроение человека)
- Какое настроение выражено на первом (втором, третьем ) круге ? (весёлое, безразличное, грустное,)
- Выберите любую карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас, и напишите ручкой сверху своё имя. Если у вас какое-то другое настроение (состояние) – выберите пустой кружок – и, работайте на нём. За каждый правильный ответ на уроке вы будете фиксировать возле смайлика плюсы, а в конце урока сможете оценить свою деятельность на уроке.
- Кто хочет поделиться своим настроением, высказать пожелания на урок другим и т. д. (спросить 2 – 3 желающих).
Итак, начнём с подготовительного этапа и повторим всё, что потребуется нам для дальнейшей работы. Будьте внимательны!

Подготовительный этап:
Цель:
1) тренировать способность к решению известных типов примеров на сложение по частям;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
3) организовать затруднение в индивидуальной деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся способов действий, и его фиксацию учащимися в громкой речи;
4) выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый случай сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Представь в виде суммы разрядных слагаемых: 35, 17, 28, 76, 95;
Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
Как называются компоненты чисел при сложении?
Реши задачи:
а) Учёный кот рассказал за день 26 волшебных сказок и 10 сказок о животных. Сколько всего сказок рассказал кот за один день?
б) Хор Бабок – Ёжек исполнил 27 частушек про Лешего, а про Водяного на 8 частушек больше. Сколько частушек про Водяного исполнил хор Бабок – Ёжек?
(задачи решаются с подробным объяснением, дети обращаются к схемам, которые представлены на доске);
Мы повторили всё, что необходимо нам для дальнейшей работы, а сейчас
Хотите проверить свои силы?
Нам поможет в этом самостоятельная работа (время выполнения не более одной минуты):
68 + 20 Ответы к примерам записаны учителем заранее и
47 + 9 закрыты листом бумаги;
37 + 15
Первые два примера должны быть решены верно всеми детьми класса. В последнем примере мнения могут разделиться.
почему мнения разделились?
каким способом пользовались?
Давайте разберёмся. Рассмотрим 1 и 2 примеры
что можем сказать о первом слагаемом?
какое действие выполняли?
что можем сказать о втором слагаемом?
каким способом пользовались? (1 -ый пример - сложение двузначного и круглого числа; 2 –ой пример – сложение двузначного числа с однозначным с переходом через десяток; способ сложения представлен на доске, дети должны на него указать и пошагово проговорить последовательность решения);
Рассмотрим 3 – ий пример:
что можете сказать о первом слагаемом?
какое действие выполняли?
что можете сказать о втором слагаемом?
чем же отличается это выражение от первого и второго выражения? (15 – двузначное число; оно не круглое и не однозначное, как в предыдущих примерах, такие выражения мы решать не умеем, у нас нет способа решения);

Усвоение нового:
Цель:
1)согласовать цель и тему урока;
2) построить новый способ решения примеров на сложение двузначных чисел с переходом через десяток путём достраивания известного алгоритма сложения;
3)зафиксировать новый способ действий в речи;
Организация учебного процесса на этапе 3:
какова же цель урока? (построить способ сложения двузначных чисел с переходом через десяток);
назовите тему урока («Сложение двузначных чисел с переходом через десяток: 37 + 15») – учитель открывает заранее сделанные на доске соответствующие записи;
Итак, мы должны научиться решать примеры подобного вида:
как будем действовать? (распределимся по группам);
вспомним и повторим правила работы в группе (дети вспоминают правила групповой работы);
какую задачу будете решать сейчас в группах? (мы должны построить способ решения примеров вида: 37 + 15);
На работу групп отводится 3 – 4 минуты. Далее предъявляются результаты работы групп. Дети задают друг другу вопросы на понимание.
1) выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);
2) после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;
Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение?
Принятая всеми версия чётко озвучивается, пошаговая модель способа представляется.

Первичная проверка:
Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи;
Организация учебного процесса на этапе 4:
решение примеров с подробным объяснением у доски (в работе используется модель способа решения, представленная на доске):
46 + 18
55 + 19
26 + 36
работа в парах (один ученик подробно рассказывает соседу по парте решение примера, а последний в свою очередь внимательно слушает и помогает в случае необходимости):
39 + 25
47 + 16
(выполненная работа проверяется, алгоритм действий пошагово озвучивается)
решение задачи:
Кикимора на своей плантации в первый год вырастила 29 мухоморов, во второй – 24 мухомора, а в третий столько, сколько в первый и второй годы вместе. Сколько мухоморов вырастила Кикимора в третий год на своей плантации? (после подробного анализа дети решают задачу самостоятельно, а затем сверяют ответы).

Контроль и самоконтроль.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ сложения двузначных чисел с переходом через десяток в типовых условиях;
Организация учебного процесса на этапе 4:
реши только те примеры, которые соответствуют теме нашего урока:
45 + 27 58 + 9
37 + 40 69 + 13

Итог на рефлексивной основе.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сложение двузначных чисел с переходом через десяток;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 5:
какова была тема нашего урока?
какова была цель нашего сегодняшнего урока?
достигли ли мы цели? Докажите.
расскажите алгоритм решения примеров нового типа.
что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
над чем ещё надо поработать? Кого поблагодарим за помощь на уроке?
кто считает, что мог бы работать на уроке лучше?
кто считает, что работал хорошо?
Посчитайте количество плюсиков за ваши верные ответы и оцените свою работу на уроке (все смайлики наклеиваются на бумагу и получается оценочный лист «Мы на уроке»).

Домашнее задание.
Цель: отработать изученный способ самостоятельно.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Каждый ученик получает листок с текстом домашнего задания, которое выполняется в рабочей тетради:
реши задачу:
Для своего автомобиля за три дня Винтик и Шпунтик израсходовали 90 литров газированной воды. В первый день – 28 литров, во второй – 34 литра. Сколько литров газированной воды Винтик и Шпунтик израсходовали в третий день?
реши примеры:
67 + 18 48 + 25
28 + 56 75 + 19
19 + 44 64 + 17
реши выражения (задание выполняется по желанию):
27 + (48 – 16) + 29
(68 + 27) – (39 + 15)
как вы думаете, наш урок понравился гостям? Почему?
что скажем им на прощанье?










15