Исследовательская работа Влияние фаз Луны на успеваемость учащихся среднего звена


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
Исследовательская работа
«Влияние фаз Луны на успеваемость учащихся среднего звена»
Работу выполнила:
Шабалина Людмила
8 класс, МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»
ДО «Урок Здоровья»
Руководитель:
Титова Анна Валерьяновна
Пдо МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»
Киренск, 2015
Оглавление
I. Введение.………………………………………………………………………3
II.Теоретическая часть………………………………………………………….6
1. Общие сведения о луне……………………………………………………….6
2. Лунные фазы ………………………………………………………………….9
3.Календарь лунных фаз (сентябрь-декабрь 2014 год)…………………….….11
4. Влияние Луны на земную жизнь……………………………………………..11
III. Экспериментальная часть…………………………………………………...12
1. Выбор фаз луны из календаря………………………………………………..12
2. Оценка результатов…………………………………………………………...14
4. Заключение…………………………………………………………………….15
IV. Список литературы и интернет - источников………....…………………...17
V. Приложение…………………………………………………………………..18

Введение
Владея опытом естественных наук,Изучим все, что есть в подлунном мире,Тогда лишь станет ясным все вокруг.И пониманье человеческое шире.
Жизнь человека тесно связана с природой. И что вполне понятно, ведь человек – плоть от плоти природы. Раньше он сильнее зависел от природы: любое стихийное бедствие (дожди, землетрясение, резкое похолодание) приводило к массовой гибели. Но проходят века, и человек начинает всё более отделяться от неё, даже на смену натуральным продуктам приходят химикаты, созданные в лабораториях. Раньше человек поднимал глаза к небу и видел тысячи мерцающих огоньков, а среди них огромный светящийся диск Луны. Еще с древних времен человек подмечал взаимосвязь между движением планет и событиями, происходящими в его жизни. Так человек заметил, что из всех планет наибольшее влияние на Землю оказывает Луна. С тех пор, непрестанно изучая это небесное светило, человек все глубже проникает в его тайны, но до сих пор Луна остается загадочной и таинственной ночной богиней.
Для древних людей Луна олицетворяла тайну, постоянно меняла свой облик: она могла озарить своим светом ночной пейзаж, могла погрузить его в полную тьму. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и так далее. Луну воспевали в стихах, ей поклонялись как божеству и изображали на боевых знамёнах.
Ей посвящали свои философские труды Аристотель, Плутарх, Гиппократ. Сведения о влиянии Луны на жизнь людей содержат Библия, Коран, древние китайские трактаты по медицине, тибетские источники. В китайской мифологии Луна — женское, пассивное, темное и холодное начало, у древних народов — мать, которая дает необходимые элементы для всего живого [3; с.88-91].
В наше время каждый знает, что мерцающие огоньки - это другие планеты, другие галактики, другие звезды. А Луна – это не таинственное божество, а единственный спутник нашей планеты. Она находится в тесной связи с Землей, причем имея не только самое непосредственное отношение к природным циклам, но и отчасти, определяющее порядок жизни всех обитателей планеты Земля.
Наблюдая за Луной, человек осознал зависимость свой жизни от ее движения по ночному небу. Поэтому за всю свою историю человечество разработало много методик и календарей, которые помогали людям придерживаться лунных ритмов в своей повседневной жизни, выбирая наиболее эффективное время для посева зерна, уборки дома, гадания, очищения организма и т.д. [1; с. 36-45].
Актуальность темы: современные ученые уже не относят поверья, связанные с Луной, к разряду простых суеверий, а с достаточной серьезностью изучают их, поражаясь тому, как наши предки, опережая науку, использовали себе на пользу ход Луны по небесной сфере.
Мало кто сегодня может похвастаться тем, что знает, как привести свою жизнь в гармонию с ритмами природы. Но сделать это необходимо, ведь жизнь человека напрямую зависит от воздействий Луны на его организм и личность. В своей работе мы хотели выяснить взаимосвязь лунных фаз с изменениями в успеваемости школьников 8 класса МКОУ СОШ № 5.
Цель исследования: определение влияния лунных фаз на успеваемость школьников.
Гипотеза:фазы Луны влияют на успеваемость школьников.
Задачи:
Проанализировать и просмотреть литературу по данной теме.
Выявить основные периоды влияния Луны на организм человека.
Провести исследование повлиянию лунных фаз на успеваемость обучения школьников (1 школьная четверть).
Доказать и описать влияние фаз Луны на успеваемость в обучении школьников (на примере 8 класса).
Объект исследования: процесс влияния лунных фаз на обучение и поведение учащихся.
Предмет исследования: характер влияния лунных фаз на учебную деятельность.
База исследования: проводился анализ классного журнала 8 класса по 9 основным предметам на базе МКОУ СОШ №5.
Теоретическая часть.
Общие сведение о Луне.
Еще до наступления эры космических исследований астрономы знали, что Луна — необычное тело. Хотя это и не самый большой спутник в Солнечной системе, но он один из крупнейших по отношению к своей планете — Земле.
Луна — естественный и единственный спутник Земли, находящийся от нее на расстоянии 384 тысячи километров, что равно примерно 30 диаметрам Земли. Это естественный единственный спутник Солнечной системы, который притягивается Солнцем сильнее (в 2 раза), чем «своей» планетой. Если быть точными, то скорее Земля искажает путь Луны вокруг Солнца, чем наоборот.
Радиус Луны 1738 км, что всего в 3,6 раза меньше радиуса Земли (Приложение 1)
Диаметр Луны чуть больше четверти земного 476 км.
Луна представляет собой холодное, скалистое шаровидное тело с твердой поверхностью, без атмосферы и воды.
Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной.
Плотность Луны всего в 3,3 раза больше плотности воды, что меньше, чем у любой из планет земной группы: самой Земли, Меркурия, Венеры и Марса.
Масса Луны составляет 0,0123 Массы Земли (приблизительно 1/81) или 7 кг.
Луна движется вокруг Земли со средней скоростью 1,02 км/спо приблизительно эллиптической орбите в том же направлении, в котором движется подавляющее большинство других тел Солнечной системы, то есть против часовой стрелки.
Землю и Луну иногда называют двойной планетой, так как размеры и массы этих тел близки [http://www.abc-people.com/phenomenons/spiritism/v-5.htm].
Происхождение Луны:
Происхождение Луны окончательно еще не установлено. Существует огромное количество гипотез, пытающихся объяснить происхождение Луны. Теория, возникшая не так давно и принятая сейчас как наиболее правдоподобная. Это гипотеза гигантского столкновения. Основная идея состоит в том, что, когда планеты, которые мы видим теперь, только еще формировались, некое небесное тело величиной с Марс с огромной силой врезалось в молодую Землю под скользящим углом. При этом более легкие вещества наружных слоев Земли должны были бы оторваться от нее и разлететься в пространстве, образовав вокруг Земли кольцо из обломков, в то время как ядро Земли, состоящее из железа, сохранилось бы в целости. В конце концов, это кольцо из обломков слиплось, образовав Луну. Теория гигантского столкновения объясняет, почему Земля содержит большое количество железа, а на Луне его почти нет. Кроме того, из вещества, которое должно было превратиться в Луну, в результате этого столкновения выделилось много различных газов — в частности, кислород.
Возраст Луны:
Изучая радиоактивные вещества, содержащиеся в лунных породах, ученые сумели вычислить возраст Луны. Измерив пропорцию урана и свинца, содержащихся в породе, можно вычислить ее возраст: чем больше свинца, тем она старше Камни на Луне стали твердыми около 4,4 млрд. лет назад. Луна формировалась, по-видимому, незадолго до этого; ее наиболее вероятный возраст — около 4,65 млрд. лет
Поверхность Луны:
Атмосферы на Луне нет. Небо над Луной всегда черное, даже среди дня, потому что для рассеивания солнечного света и образования голубого неба, как на Земле, необходим воздух, который там отсутствует.
Также на Луне царит полная тишина, так как звуковые волны в вакууме не распространяются. По этой же причине погоды на Луне тоже нет; дождь, реки и лед не формируют лунного ландшафта, как это происходит на Земле.
В дневное время, не будучи защищенной атмосферой, температура лунной поверхности под прямыми лучами Солнца поднимается значительно выше точки кипения воды (до +110 °С), а по ночам температура падает до 150 .
Поверхность Луны довольно темная, она отражает в среднем лишь 7,3 % солнечных световых лучей, а в полнолуние она посылает на Землю в 465 000 раз меньше света, чем Солнце. В зависимости от фаз, это количество света уменьшается гораздо быстрее, чем площадь освещенной части Луны, так что когда Луна находится в четверти, и мы видим половину ее диска светлой, она посылает нам не 50 %, а лишь 8 % света от полной Луны.
Лунный рельеф:
Даже невооруженным глазом на Луне видны неправильные протяженные темноватые пятна, которые были приняты за моря; название сохранилось, хотя и было установлено, что эти образования ничего общего с земными морями не имеют. Телескопические наблюдения, которым положил начало в 1610 году Г. Галилей, позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны. Выяснилось, что моря — это равнины более темного оттенка, чем другие области, иногда называемые континентальными (или материковыми), изобилующие горами, большинство которых имеет кольцеобразную форму (кратеры). Обширные светлые участки лунной поверхности, называемые материками, занимают около 60% видимого с Земли диска. Это неровные, гористые районы. Остальные 40% поверхности — моря, ровные гладкие области. Материки пересечены горными хребтами. Они расположены главным образом вдоль «побережий» морей. Наибольшая высота лунных гор достигает 9 км
Внутреннее строение Земли:
Под лунной корой расположена мантия, в которой, подобно земной, можно выделить верхнюю, среднюю и нижнюю. Толщина верхней мантии около 250 км, а средней примерно 500 км, ее граница с нижней мантией расположена на глубине около 1000 км. В самом центре Луны, по-видимому, находится небольшое жидкое ядро радиусом менее 350 километров. Ядро может быть железо-сульфидным либо железным. Его масса не превышает 2% от массы всей Луны [http://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/2014; http://www.waylove.ru/t1814].
Лунные фазы
Вследствие вращения Земли с запада на восток Луна восходит на востоке и заходит на западе, двигаясь вокруг Земли в направлении с запада на восток. Вращаясь вокруг нашей планеты, Луна непрерывно меняет свою видимую форму, то она видна как полностью освещенный диск, то, как узкий серп, рога которого могут быть обращены как вправо, так и влево. Все это объясняется разными положениями Луны относительно Земли и Солнца, отчего Луна и бывает по-разному освещена им. Это порождает смену лунных фаз. Лунные фазы — периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем.
Полный цикл изменения лунных фаз проходит за 29,53 суток. Это так называемый синодический месяц, он примерно на 2,2 суток длиннее звездного месяца — промежутка времени, в течение которого Луна «облетает» Землю и возвращается в прежнее положение.
Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится. 1.новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть. Лунный месяц делится на четыре фазы. Первая и вторая фазы — растущая Луна, третья и четвертая фазы — убывающая Луна (Приложение. 2) [http://www.kakprosto.ru/kak-873327-chto-takoe-fazy-luny].
ПЕРВАЯ ФАЗА ЛУНЫ
Первая фаза начинается с новолуния, когда Луна, Солнце и Земля оказываются на одной прямой линии. В этот момент Луна практически неразличима, так как она обращена к Земле своей неосвещенной –стороной.Причем период новолуния приходится на дневное время, вообще сложно наблюдать Луну. Поэтому время наступления этой фазы точно устанавливается по специальным астрологическим таблицам. Но со временем, ночью, начинает проглядывать узенький тонкий серп. Этот серп — не что иное, как освещенный край поверхности лунного диска. Луну в этот период называют «молодым месяцем», «растущей луной» (Приложение 3).
ВТОРАЯ ФАЗА ЛУНЫ
Вторая фаза наступает после новолуния примерно через неделю. Лунный диск при этом освещен наполовину. Завершается эта фаза полнолунием. Лунный диск во время полнолуния полностью освещен. Яркость его наибольшая ведь Луна находится почти напротив Солнца. Полнолуние наступает в конце второй недели после новолуния.
ТРЕТЬЯ ФАЗА ЛУНЫ
После полнолуния освещение лунного диска постепенно снижается. К концу недели он уже будет освещен лишь наполовину. Луна начинает убывать.
ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА ЛУНЫ
Луна продолжает убывать. С каждым днем серп Луны становится все тоньше и тоньше, пока совсем не сойдет.
В новолуние бывают приливы, ведь именно в это время Солнце и Луна находятся по одну сторону относительно Земли (Приложение 4).
Именно поэтому такое время называют днями «темной» луны — ночного светила вообще не видно на небе (происходит это потому, что Солнце в это время освещает обратную сторону Луны). А так как оба светила находятся по одну сторону от нашей планеты, то и водную оболочку они тянут сильнее, ведь к силе притяжения Луны добавляется еще и сила притяжения Солнца. Начинается сильный прилив (а на противоположной стороне Земли — отлив).
Во время полнолуния Солнце и Луна, наоборот, находятся по разные стороны от Земли (Приложение 4).
В этом случае Солнце тянет водную оболочку Земли на себя, а Луна - на себя. Прилив наблюдается и в том, и в другом случае, но слабее, чем во время новолуния [http://nature-home.ru/statyi/st63.html].
Календарь лунных фаз (сентябрь, октябрь 2014 г)
Месяц Фазы луны Дата Продолжительность
Сентябрь Растущая луна
Полнолуние
Убывающая
Новолуние 1-8 сентября
9 сентября
10-23 сентября
24сентября 8 дней
1 день
13 дней
1 день
Октябрь Растущая луна
Полнолуние
Убывающая
Новолуние
1-7 октября
8-9 октября
10-22 октября
23 октября 7 дней
2 дня
12 дней
1 день
4. Влияние Луны на земную жизнь
Самый очевидный результат обращения Луны вокруг Земли - это приливы и отливы. Возникают они вследствие гравитационного воздействия Луны на океанические воды. Кроме этого, Луна влияет и на электромагнитное поле Земли, с чем, по мнению ученых, связано возникновение штормов и бурь.
Существует статистика, согласно которой наибольшая частота бурь на земле приходится именно на полнолуния. К этому можно добавить и отмеченную во многих научных исследованиях зависимость между положением Луны и теми или иными проявлениями человеческой психики. Например,в период полной луны увеличивается число дорожных происшествий (Англия). Медикам известно, что в полнолуние резко возрастает количество поступлений больных в клиники, причем больных с самыми разными заболеваниями [4, с. 15-32.].
III.Экспериментальная часть
Для того, чтобы проверить как влияют фазы Луны на успеваемость учащихся 8 класса проводился эксперимент, суть которого заключалась в следующем: выбрав фазы Луны из лунного календаря, подсчитывалось количество пропусков и оценок как положительных, так и отрицательных по 9 основным предметам: русский язык, алгебра, геометрия, физика, химия, английский язык, история, литература, биология.
Выбор фаз луны из календаря
СЕНТЯБРЬ
1 школьная четверть
Дни растущей луны
1-8 сентября (5 дней рабочих, 2 выходных).
«5»-24
«4»-43
«3»-25
«2»-7
«1»-0
Всего оценок-99, из них положительных-67.
Количество пропущенных уроков за период с 1-8 сентября-5 пропусков.
Полнолуние
9 сентября(1 день)
«5»-9
«4»-6
«3»-2
«2»-1
«1»-0
Всего оценок-18, из них положительных-15.
Количество пропущенных уроков 9 сентября-0 пропусков.
Дни убывающей луны
10-23 сентября (10 дней рабочих, 3 выходных)
«5»-23
«4»-26
«3»-49
«2»-15
«1»-0
Всего оценок-113, из нихположительных-49. Количество пропущенных уроков с 10 по 23 сентября - 4 пропуска.
Новолуние
24 сентября(1 день)
«5»- 8
«4»-9
«3»-3
«1»-0
Всего оценок-20 ,из них положительных-17.Количество пропущенных уроков 24 сентября-1 пропуск.
ОКТЯБРЬ
Дни растущей луны
1-7 октября(6 дней рабочих, 1 выходной)
«5»-37
«4»-10
«3»-21
«2»-14
«1»-0
Всего оценок-82, из них положительных-47. Количество пропущенных уроков с 1-7 октября-2 пропуска.
Полнолуние
8-9октября(2 дня)
«5»-14
«4»-7
«3»-5
«2»-0
«1»-0
Всего оценок -26 ,из них положительных-21.Количество пропущенных уроков 24 сентября-0 пропусков.
Дни убывающей луны
10-22 октября(11 дней рабочих, 2выходных)
«5»-29
«4»-13
«3»-16
«2»-4
«1»-1
Всего оценок-63 ,из них положительных-42.Количество пропущенных уроков 24 сентября-0 пропусков.
Новолуние
23 октября (1день)
«5»-4
«4»-9
«3»-6
«2»-3
«1»-0
Всего оценок-22 ,из них положительных-13.Количество пропущенных уроков 24 сентября-2 пропуска.
Оценка результатов
Результаты общего количества оценок и пропусков за лунные периоды оформлены в таблице 1 (Приложение 5).
После того, как было известно общее количество оценок, был рассчитан процент успеваемости учащихся за 1 четверть, представленные в виде таблицы (Таблица 2) и диаграммы (Приложение 6).
Исследование показало, что наиболее удачное и благоприятное время для учебной активности выпадает на полнолуние (81%) и период растущей Луны (73%). В этот период учащиеся получали наибольшее количество «5» и «4», менее пропускали уроки. В период новолуния (69%)и убывающей Луны(51%) и школьники достаточно пассивны и безразличны к учебе, положительных оценок получили мало, много пропускали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, хочется подвести итоги всей работы, которая проводилась в течение трех месяцев. В своём исследовании воспользовалась материалами Бородачёвой М.Н., Хлыстова А.Н., Валяевой М.Б., и использовала опыт одной из московских школ, которая учится по лунному календарю. Контрольные работы, срезы, трудные темы в этой школе даются в определенные дни месяца, наиболее благоприятные для этого. Мы очень заинтересовалась таким явлением и нам захотелось убедиться в справедливости такого режима. Поставив перед собой цель, действительно ли Луна оказывает влияние на успешность обучения, доказали, что влияние это действительно наблюдается, но уже, как пишут ученые, не такое сильное, как было много веков назад. Это объясняется тем, что веками человеческий организм приспосабливался к нему. Но все, же влияние Луны проявляется и в наши дни.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
Проведён обзор литературы по данной теме.
Основным периодом влияния Луны на организм человека – полнолуние, а также штормы и бури, возникающие за счет влияния Луны на электромагнитное поле Земли.
Проведено исследование по влиянию лунных фаз на успеваемость обучения школьников за 1 школьную четверть.
Выяснили, наиболее благоприятными периодами для учебной деятельности являются полнолуние и растущая Луна.
Неблагоприятное влияние на учащихся оказывают дни, соответствующие новолунию и убывающей Луне.
Делать такой эксперимент для большого количества людей без учета биоритмов человека, его психики, медицинских показаний нецелесообразно. Полезным считаем вывод о том, что дни новолуния и убывающей Луны на организм разных людей откликается по-разному, поэтому наиболее трудные задания нужно давать в 1 и 3 фазу Луны, т. к в этот период ученики и учителя с повышенным, пониженным и нормальным давлением будут в равных условиях.
Хотелось бы, чтобы все наблюдения и выводы не пропали даром. И, возможно, эта работа будет ещё одним, пусть даже незначительным, шагом к тому, чтобы человечество не шло наперекор природе, а, учитывая все особенности окружающей среды, приспособилось к ним. Возможно, что наши потомки будут учиться по лунному календарю.

Список литературы
Болдуин Р. Статья «Что мы знаем о Луне»- М.: Мир, 2004 г.,- с. 36-45
Левитан А. А. Астрономия – М. «Просвещение», 2000 г, 123 с.
Назаровская Т.И. Луна день за днем. – СПб: А.В.К.- Тимошка, 2001.,- с. 88-91.
Народные поверья о Луне /Авт.- сост. А.В. Купрейчик.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г.,- с. 15-32.
Интернет-ресурсы
http://vseprosto.com/geography/zemlya/vliyanie-solnca-i-luny-na-zhizn-lyudej/vliyanie-luny-na-prirodu-zemli-i-zhizn-lyudej/.
http://allrefs.net/c30/2k9fq/.
http://www.abc-people.com/phenomenons/spiritism/v-5.htm.
http://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/2014.
http://www.waylove.ru/t1814.
http://www.kakprosto.ru/kak-873327-chto-takoe-fazy-luny.
http://project.1september.ru/works/592192.
http://eduhm.ru/publ/astronomija/vlijanie_luny_na_organizm_cheloveka_i_rastenij/10-1-0-174.
http://nature-home.ru/statyi/st63.html.
http://www.vazony.com/menus/view/153/155/.
Приложения
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5
Таблица 1. Общая сумма оценок и пропусков в лунные фазы
Фазы луны.
Всего оценок Положительных оценок Отрицательных оценок Пропуски
Сентябрь
Растущая луна 74 61 13 5
Полнолуние 18 15 3 0
Убывающая луна 113 49 64 4
Новолуние 21 17 4 1
Октябрь
Растущая луна 82 47 35 2
Полнолуние 26 21 5 0
Убывающая луна 63 42 21 0
Новолуние 22 13 9 2
Приложение 6
Таблица 2. Процент успеваемости за 2 лунных периода
Фазы Луны % успеваемости
Растущая Луна 73
Полнолуние 81
Убывающая Луна 51
Новолуние 69

Успеваемость школьников 8 класса за 2 лунных периода
(1 школьная четверть)