Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж]


Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж].
Ф.И.О.
учителя-логопеда Чернышова Елена Михайловна
Группа (класс, логопедическое заключение) Группа обучающихся 2-го класса.
Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР
Тема занятия Звуки и буквы [Ш]-[Ж].
Тип занятия «получение знаний, выработка умений и навыков»
Занятие в системе образовательных мероприятий Тема занятия включена в раздел:
«Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися вторых классов с ОНР. На изучение темы отведено 3 часа, данное занятие является первым.
Цель Формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков и букв [Ш]-[Ж] в слогах, словах.
Задачи Образовательные:
Обеспечить восприятие,
осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж»;
Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах, словах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховоевосприятие и зрительное внимание.
Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в слове;
Развивать зрительное восприятие через упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы;
Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
Развивать навыки грамматически правильной речи.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения.
Формировать функции контроля и самоконтроля.
Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
Универсальные учебные действия Личностные УУД:
1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
2. Формирование интереса к учебному материалу;
3. Адекватность оценки действий
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения извлекать информацию из схем.
2. Формирование умения обобщать.
Планируемые результаты Личностные УУД:
Мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению;
Мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;
Предметныерезультаты:
уметь различать звуки и буквы [ш] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях;
уметь правильно обозначать буквы «ш»- «ж» на письме.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;
устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели;
Познавательные:
уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
уметь выделять формальную структуру задачи.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
осуществление совместной деятельности.
Оборудование
Компьютер, проектор, картинный материал, презентация в программе PawerPoint, мячик, зеркала, магнитики
Организационная структура логопедического занятия
Этап Методический приём Деятельность учителя-логопеда Деятельность
обучающихся УУД
Мотивация
Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие Задачи:
Развивать слуховое восприятие и зрительное внимание;
Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
Фронтальная беседа - Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Пожелайте друг другу успехов на занятии. выполняют инструкцию учителя-логопеда Личностные:мотивация к учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучениюКоммуникативные: Осуществление совместной деятельности.Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя
Массаж биологически активных зон /приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие/ - Давайте настроимся на занятие.
-- Растираем «грабельками» /раздвинутые пальцы рук / лоб – все посторонние мысли уходят;
-- Растираем ушки(вверх-вниз) – голова будет лучше думать;
-- «Вилочкой» /указательный и средний пальцы / массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными;
- А теперь, поставьте указательный пальчик на кончик носа, улыбнитесь. Ну, как – у всех хорошее настроение? Мы с вами это хорошее настроение возьмем на занятие. выполняют инструкцию учителя-логопеда Подведение к теме занятия.
Задачи:
Определить уровень знаний о звуках «Ш-Ж» для комплексного их применения;
Развивать слуховое восприятие и зрительное внимание.
Диалог - Ребята, к нам на занятие сегодня пришли два брата-гномика. Одного из них зовут Шик, а другого – Жик. (Л. Прикрепляет на доске изображение двух гномиков)
Наши гости приготовили для вас загадки, угадав которые вы сможете назвать тему нашего занятия.
Слушаем первую загадку от гномика Шика:
Нет ни рук, ни ног у зверя,И не нужно, не потеря - Она легко в траве скользит,А приблизишься – шипит.
- Правильно. Какой звук издает змея?
- Давайте сделаем глубокий вдох и пошипим вместе со змейкой. (Слайд № 1)
- Слушаем следующую загадку, от гномика Жика:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
- Кто это?
- Правильно. Какой звук издает жук?
- Давайте сделаем глубокий вдох и пожужжим вместе с жуком. (Слайд № 2)
- Скажите, с какого звука начинается имя гномика Шика?
- Про кого загадал загадку Шик.
- Какой звук издает змея?
- С какого звука начинается имя Жика?
- Про кого Жик загадал загадку?
- Какой звук издает жук? Слушают учителя-логопеда
Это змея
Ш-ш-ш
Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звук «Ш» глядя на экран
Это жук.
Ж-Ж-Ж
Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звук «Ж» глядя на экран
Со звука Ш
Про змею
Ш-Ш-Ш
Со звука «Ж»
Про жука
Ж-Ж-Ж
Регулятивные. Ученик учится понимать и сохранять учебную задачу, выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;
Познавательные. Ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме.
Сообщение темы и цели занятия.
Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности Момент загадочности - Кто догадался с какими звуками мы будем сегодня работать?
- Какой должна быть цель нашего занятия? Чему должны научиться?
- Правильно. Молодцы! Мы сегодня с вами будем различать звуки и буквы «Ш-Ж» в слогах, словах. Мы будем работать со звуками «Ш-Ж»
Различать звуки «Ш-Ж» Познавательные.
Ученик учится анализировать и обобщать знания.
Уточнение правильной артикуляции Задачи:
•Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж»
Коллективное обсуждение - Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
- Дайте характеристику звука «Ш».
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] (Слайд № 3)
Язык - в виде «чашечки» на бугорках за верхними зубами;
Зубы - «заборчиком»;
Губы- в «колечке» округлены, слегка вытянуты вперед;
Горлышко «молчит», голоса нет (глухой звук)
- Звук «Ш» какой?
- Как вы определили что он согласный, глухой?
- Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ш, слышите шум в наушниках? Значит мы правильно определили, звук Ш – глухой.
- А теперь дайте характеристику звуку «Ж»
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ ж ] (Слайд № 4)
Язык - в виде «чашечки» на бугорках за верхними зубами;
Зубы - «заборчиком»;
Губы- в «колечке» округлены, слегка вытянуты вперед;
Горлышко «дрожит» (звонкий звук).
- Звук «Ж» какой?
- Как вы определили что он согласный, звонкий?
- Давайте проверим: «Наденем наушники» (закрываем руками уши) и произносим звук Ж. Слышите шум в наушниках? Значит мы правильно определили, звук Ж– звонкий.
- Чем похожи между собой звуки Ш и Ж?
- Чем отличаются?
- Молодцы! Дети с опорой на таблицу (слайд № 3) дают характеристику звукам. Повторяют артикуляцию звука Ш перед зеркалом
Звук «Ш» – согласный, твердый, глухой.
планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей
Дети с опорой на таблицу (слайд № 4) дают характеристику звуку. Повторяют артикуляцию звука Ж перед зеркалом
Звук «Ж» – согласный, твердый, звонкий.
планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей
планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя-логопеда (одинаковое положение органов артикуляции: губы округлены, зубы сомкнуты, язык – чашечка, поднят вверх, согласные, всегда твердые)
звук «Ш» - глухой, звук «Ж» - звонкий
Регулятивные. Ученик учится понимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные. Осуществление совместной деятельности. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные. Ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. Учится анализировать и обобщать знания.
Дифференциация звуков «Ш-Ж» на слоговом уровне
Задачи:
Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах.
Формировать функции контроля и самоконтроля.
Самостоятельная работа (работа с карточками) - Гномики Шик и Жик хотят с вами поиграть. У вас на столах лежат карточки. На первой карточке изображены наушники. Как вы думаете какой звук обозначает эта карточка?
- На второй карточке изображен колокольчик. Какой звук он обозначает?
- Сейчас вы будете различать слоги. Если услышите звук «Ш», то поднимаете карточку с наушниками, если услышите звук «Ж», то поднимаете карточку с колокольчиком.
(пиш, шта, жда, кож, шту, тож, шми, ыжи, шож)
Звук «Ш»
Звук «Ж»
выполняют инструкцию учителя-логопеда Регулятивные. .Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные.
Умение выделять структуру задачи
Дифференциация звуков Ш-Ж на уровне слова Задачи:
•Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в слове;
•Формировать функции контроля и самоконтроля.
Диалог - Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду бросать мячик, вместе с ним говорить слово. Вы же мячик мне верните, а в слове звук Ш на звук Ж замените.
(Шар - жар, шить – жить, шалость – жалость, шарить – жарить, шесть – жесть, уши – ужи)
- Молодцы! А теперь моё слово назовите ласково:
Зима – зимушка, шишка – шишечка, шапка – шапочка, штаны – штанишки, снег – снежочек, солнце – солнышко.
- Молодцы! Закройте глазки. Открывайте. Посмотрите !Что вы видите? (Слайд № 5)
- Вам нужно правильно определить звук и место звука в слове. выполняют инструкцию учителя-логопеда (Игра с мячиком)
Задание «Различаем звуки»
выделяют звук в слове; определяют место звука в слове Регулятивные.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Познавательные.
Умение выделять структуру задачи
Самостоятельная работа с самопроверкой Задачи:
• Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ш (ша) и Ж (жа);
• Развивать зрительное восприятие через упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы;
•Формировать функции контроля и самоконтроля.
•Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ - Замечательно! И с этим заданием вы справились.
- У звука Ш есть подружка. Это буква…
- А у звука Ж подружка…
- Закройте глазки. Открывайте. Что вы видите? (Слайд № 6)
- Помогите восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните задание в тетради.
Какие буквы пропущены?
- Прежде, чем вы приступите к самостоятельной работе в тетрадях, давайте отдохнем (Физминутка «У жирафа…»)
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
- Теперь наши гости – гномики хотят проверить вашу фантазию. Самостоятельно запишите в тетради слово с буквой Ж(жэ) и с буквой Ш (ша). Не забудьте выделить буквы. ПРОВЕРКА (Слайд № 7)
- Замечательно!
- Мы выяснили, что звуки Ш и Ж очень похожи. Как вы думаете, похожи ли буквы?
- Найдите на рисунке буквы Ш и Ж. Обведите букву Ш(ша) красным цветом, букву Ж(жэ) – синим.
- Сколько букв Ш(ша) вы нашли? (7)
- Сколько букв Ж(жэ) вы нашли? (5) Ш (ша)
Буква Ж (жэ)
слова с пропущенными буквами
выполняют инструкцию
Буквы Ш (ша) и Ж (жэ)
Выполняют движения под музыку
Дети самостоятельно, выполняют задание
Нет Регулятивные.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, определять успешность выполнения заданияПознавательные.
Умение выделять структуру задачи
Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя
Подведение итогов.
Анализ и оценка успешности достижения цели. диалог Молодцы! Ребята, посмотрите, как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями.
- С какими звуками мы работали? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Как вы считаете, достигли ли мы цели?
- У вас у каждого на столе лежат гномики, с разным настроением. Выберите для себя гномика, который соответствует вашему настроению в конце занятия и приклейте его на лужайку гномиков Шика и Жика. Звуки Ш-Ж
анализируют и обобщают знания
Выполняют инструкцию Познавательные. Ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме.
Момент неожиданности -Ребята, мне было приятно с вами работать.Молодцы!
Гномики Шик и Жик приготовили каждому из вас подарок – наклейки смайлики.
Проявляют любопытство, радость Личностные. Формирование положительного отношения к учебной деятельности и к труду, адекватность оценки действий