Влияние состава воды на всхожесть семян и развитие проростка


ВЛИЯНИЕ СОСТАВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН И РАЗВИТИЕ ПРОРОСТКА
Автор: Дорожкина Маргарита Владимировна,
5 класс, МБОУ ООШ №1 им. М.А.Погодина
Научный руководитель:
Стрельникова Анна Юрьевна,
учитель биологии,
МБОУ ООШ №1 им. М.А.Погодина
ЗАТО Александровск
2016г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть 5
Значение воды в жизни растений 5
Условия, необходимые для прорастания семян 5
Состав воды, используемой в эксперименте 6
Экспериментальная часть 6
Заключение 8
Список литературы 9
Приложения 10
Влияние состава воды на всхожесть семян и развитие проростка
Дорожкина Маргарита Владимировна
Мурманская область, ЗАТО Александровск, г. Полярный
МБОУ ООШ №1 им. М.А.Погодина, 5 класс
Введение
Вода – это единственное вещество, которое одновременно встречается в трех агрегатных состояниях – жидком, твердом и газообразном. Вода находится в постоянном круговороте. Одними из наиболее активных участников этого круговорота являются растения. Наличие воды является одним из необходимых условий жизни растений. Почти 95% массы растения составляет вода. Для чего же она им нужна? В ней или с ее помощью происходят все жизненные процессы. Поэтому вода – незаменимое условие жизни любого растения.
Вода является универсальным растворителем. В ней растворяются различные минеральные соли и другие полезные вещества. Растения эту воду усваивают. Определенные примеси веществ различным образом влияют на рост растений – некоторые усиливают его, а некоторые – замедляют.
Состав воды, используемый нами в быту неодинаков, значит и ее влияние на растение должно быть разным. Этот вопрос заинтересовал меня.
Поэтому целью моей работы является изучить влияние состава воды на всхожесть семян и развитие проростка.
Гипотеза: вода различного состава неодинаково влияет на всхожесть семян и развитие проростка.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. анализ литературы по данной теме;
2. изучить состав воды, используемой нами в быту;
3. определить, в какой из видов воды лучше произрастают семена.
Для эксперимента были взяты семена огурца сорта F1 Валдай. Я изучала их всхожесть в водопроводной, фильтрованной, кипяченой, дистиллированной водах и в растворе, полученном при растворении препарата «Циркон» в водопроводной воде.
В работе использованы такие методы исследования как: анализ литературных источников, материалов сети Интернет, периодической печати, наблюдение, экспериментальные методики.
Основная часть
Значение воды в жизни растений
Вода – важнейшее условие жизни растений. Благодаря воде в растениях совершаются все жизненно важные процессы. Она участвует в образовании сахаров, необходимых для питания растений.
Вода служит средством связи растения с внешней средой, так как в ней растворяются нужные минеральные соли, что обеспечивает их поступление из почвы в растение через его корни. С помощью воды внутри растения передвигаются поглощенные корнями минеральные вещества и образующиеся в листьях сахара.
Вода поддерживает все ткани растения в состоянии тургора (напряжения), что является важнейшим условием его нормальной жизнедеятельности. Наконец, вода входит в состав всех частей растения. Процент содержания воды в разных частях растения колеблется в широких пределах, но везде он достигает весьма значительной величины.
Вода является также одним из необходимых условий для прорастания семян.
Условия, необходимые для прорастания семян
Для прорастания семенам необходима влажная среда с доступом воздуха. В таких условиях семена набирают воду (разбухают), начинают дышать, в них активизируются биохимические реакции, и через определенное время они проклевываются. Состав воды также имеет значение, как для прорастания семян, так и для развития проростка. С целью ускорения сроков прорастания семян можно использовать растворы, содержащие микроэлементы, специальные кислоты. Эти вещества способствуют
На прорастание семян влияет температура. Семена большей части культур проклевываются и дают всходы при температуре днем.
Состав воды, используемой в эксперименте
Вода, используемая нами в бытовых целях, имеет различный состав. Для проведения эксперимента мною были использованы различные виды воды: проточная вода (водопроводная), фильтрованная (фильтр «Барьер»), кипяченая, дистиллированная. Также был приобретен препарат «Циркон», который был разведен в проточной воде. Рассмотрим особенности состава данных видов воды.
Водопроводная вода очищается от вредных веществ на водоканале. Часто содержит растворенные соли кальция, магния, железа и других элементов.
Фильтр «Барьер» очищает воду от вредных примесей и неприятных запахов.
При кипячении в воде под действием высокой температуры погибают бактерии и разрушаются некоторые вредные вещества, например, соединения хлора, которые присутствуют в водопроводной воде. Кипячение не уничтожает всех микробов, не говоря уже о тяжелых металлах, пестицидах, и нефтепродуктах. Кроме того, на стенках чайника после кипячения оседают полезные соли кальция и магния. 
Дистиллированная вода – это очищенная вода, практически не содержащая примесей и посторонних включений. Очищение происходит искусственным путем. Она не содержит ни хороших, ни плохих веществ. Иногда ее называют «мертвой» водой.
«Циркон» – препарат, который одновременно используется для проращивания семян, корнеобразования, роста и плодоношения растений.
Экспериментальная часть
Экспериментальное исследование проводилось в мае 2016 года. Для эксперимента были выбраны семена огурца сорта F1 Валдай. Семена огурца были выбраны вследствие их небольшого времени прорастания (см. приложение 1).
По 4 семени огурца были посажены в 5 пронумерованных стаканчиков с одинаковой почвой и помещены в одинаковые температурные условия. Полив производился разной водой: стаканчик №1 – водопроводная вода, №2 – кипяченая, №3 – дистиллированная, №4 – фильтрованная, №5 – вода с препаратом «Циркон» (разведение согласно инструкции). Полив проводился по мере высыхания грунта.
Первые всходы появились на 5-ый день в стаканчиках №№ 1 и 5. В стаканчике №1 проросли 3 семени, в №5 – все 4. Сразу после всходов проростков начали наблюдать за ростом и развитием проростков. Размер проростков составил 3-10 мм. Через 2 дня семена проросли и в остальных стаканчиках: в №2 – 2 семени, №4 – 3 семени. В 3-ем стаканчике проростки появились в последнюю очередь (на 9-ой день).
В течение эксперимента несколько раз проводились замеры проростков. На 13-ый день размеры проростков составили: в стаканчике №1 – 40 мм, № 2 – 15 и 30 мм, №3- 20 мм, №4 – 35 мм, №5 – до 50 мм.
На 26-ой день: в стаканчике №1 – 60 мм, №2 – 40 мм, №3 – 40 мм, №4 – 55 мм, № 5 – 65 мм.
Результаты приведены в таблице (см. приложение 2).
В июне проростки были высажены в открытый грунт в г.Кириллов Вологодской области. Полив производился из пруда, находящемся вблизи участка. Вскоре огурцы зацвели и были получены плоды.
Заключение
В ходе исследовательской работы мною были получены следующие результаты:
Первые всходы появились в стаканчиках, поливаемых водопроводной водой и водой с препаратом «Циркон», проросли почти все семена.
Последние всходы появились в стаканчике, поливаемом дистиллированной водой, проросло только 1 семя.
Наиболее интенсивный рост замечен у семян, поливаемых препаратом «Циркон», чуть меньше - у поливаемых водопроводной водой.
Наименее интенсивный рост проростков наблюдался у семян, поливаемых дистиллированной и кипяченой водой.
Проростки, высаженные в открытый грунт дали плоды.
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы, мною доказана.
В процессе исследования я получила практические навыки проращивания семян, посадки проростков в грунт и ухода за растение, что, несомненно, пригодится мне в последующих исследованиях.
Моя работа может представить интерес для учителей естественного цикла, а также для учащихся школы с целью их просвещения в области выращивания растений.
Список литературы
Ахманов М.В., «Вода, которую мы пьем». М: «Просвещение», 2002.
Гилпин Р., Пратт Л. «Большая книга занимательных опытов». М.: «Росмэн», 2009г.
Крицман В.А., Станцо В.В. «Энциклопедический словарь юного химика» для среднего и старшего школьного возраста. М: «Педагогика», 1990.
Чижевский А.Е. Энциклопедия «Я познаю мир. Экология», М: «Просвещение», 2004.
«Я познаю мир», Детская энциклопедия. Растения. М.: АСТ, 1998.
Приложения
Приложение 1
Посев семян в пронумерованные стаканчики

Проростки на 7-ой день
Замер проростков
Высаживание в открытый грунт
Цветение
Плоды
Приложение 2
Результаты замеров проростков
№ стаканчика Кол-во проросших семян Размер проростка, мм5-ый день 7-ый день 9-ый день 13-ый день 26-ый день
1 3 3 8 10 40 60
2 2 - 3 8 15, 30 40
3 1 - - 5 20 40
4 3 - 5 10 35 55
5 4 4 10 17 50 65