АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА


С П Р А В К А
Организация контроля уровня учебных достижений учащихся
на уроках социально-гуманитарных дисциплин

На основании приказа от 01.12.2014 № 217 «Об организации изучения осуществления контроля уровня учебных достижений учащихся на уроках социально-гуманитарных дисциплин», в школе была изучена система организации контроля уровня учебных достижений учащихся на уроках истории и обществознания, организованно посещение уроков, проведено собеседование с учителем.
Курс истории и обществознания в МБОУ Ильичевская СОШ преподает молодой специалист Алимов Айдер Низомович, окончил Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, «бакалавр».
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.
Поэтому проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения истории и обществознания.
Наблюдения показали, что контроль уровня учебных достижений учащихся осуществляется учителем на каждом уроке. Главная цель которого - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный программой.
В ходе изучения были выявлены следующие виды контроля, осуществляемые учителем на уроке: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществознания Айдер Низомович применяет разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные. Устные: пересказ материала учебника; описательный рассказ с опорой на наглядный образ; Рассказ от имени очевидца событий; изложение фактического материала по составленному учителем плану. При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление. Письменные: индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком "+" и неправильные знаком "-". Письменные задания по раздаточному материалу. Написание творческих сочинений, Эссе по истории и обществознанию в 10-11 классах. Использование тестов - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Учитель применяет тесты как для текущего контроля, начиная с 5 класса, так и для тематического и для итогового. Практические: Работа с документами, составление таблиц, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, составление схем, составление опорных конспектов, составление планов ответа. Для контроля знаний на уроках истории и обществознания Алимов А.Н. также применяет индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач. Использует и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом). Применяет групповые и парные методы, при работе над творческими заданиями (например: Экологический проект по обществознанию.), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.
Учитель используют и нетрадиционные формы контроля: составление и отгадывание кроссвордов, игры, составление презентаций и тестов.
При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения, важное место занимает планирование деятельности учащихся. Айдер Низомович знает исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определят систему заданий, исходя из целей урока, продумывает приемы и формы опроса, создавая благоприятные условия для их осуществления.
В ходе проверки были выявлены и некоторые недостатки. А именно: не продуманны формы и методы устранения пробелов в знаниях учащихся, выявленные в ходе систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль).


РЕКОМЕНДАЦИИ:



1.Учителю истории Алимову А.Н.

1.1. Проанализировать собственный опыт по организация контроля уровня учебных достижений учащихся на уроках истории и обществознания с целью дальнейшей корректировки своей работы. (до 12.01.15)
1.2. Продумывать формы и методы устранения пробелов в знаниях учащихся, выявленные в ходе систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль). (постоянно)

2. Руководителю школьного МО социально-гуманитарного цикла Дядюн В.П.

2.1. Проанализировать и обсудить вопрос организации контроля уровня учебных достижений учащихся на уроках социально-гуманитарных дисциплин на заседании МО.

Утверждено: Пр. № 230 от 25.12.2014

Зам.директора по УВР: С.М.Щукина

15