Методы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках социально-гуманитарного цикла

«Методы организации самостоятельной работы обучающихся
на уроках социально – гуманитарного цикла»

Ассоциативные схемы
Современные исследования доказывают, что мозг запоминает информацию тогда, когда она имеет вид определенных схем или ассоциаций. Поэтому стоит не записывать, а рисовать ассоциативные схемы. Такие схемы – изобретение Тони Базана («Солнышко»). Смело рисуйте, используйте цветные карандаши. Можно устроить конкурс на лучшую тетрадь с номинациями – «Самая яркая», «Самая аккуратная», «Наиболее творческая», «Суперсхема» и т.д.

Диалог Ривина
Работа по методике Ривина предусматривает чтение или изучение текста абзацами. Под абзацами следует понимать часть текста до 12 рядков, которая имеет законченную мысль и содержание которой можно передать одним предложением (до 10 слов). Для изучения абзаца необходимо выяснить его суть (можно составить план – простой или сложный).

Театр «Мим» (Пантомима)
Все обучающиеся читают материал за определенный промежуток времени, установленный учителем. Класс делится на две команды. Участники одной команды должны изобразить какое-либо предложение или абзац (на выбор) пантомимой, а другая команда – догадаться и объяснить, о чем именно идет речь. Потом другая команда воссоздает текст, а первая угадывает.

Шпаргалка
Обучающимся предлагается прочесть тест. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию обучающиеся подходят к учителю и вытягивают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воссоздать текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.

«Шерлок Холмс»
Обучающимся предлагается быстро прочесть текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватывать весь материал и учитывать любую мелочь. Отмечается самый длинный список вопросов. Обучающиеся отвечают на вопросы. Учитель отмечает наиболее активных игроков.

«Чистая доска»
Учитель записывает на доске вопросы, которые касаются новой темы, и ответы на которые обучающиеся дадут, проработав текст учебника.
Образец (Гражданские войны во Франции (XVI – первая половина XVIIв.), всемирная история 7 класс):
Причины религиозных войн
Лидеры враждующих сторон
Основные события
Результаты
Последствия



7) «Рамка цели»
Этот метод предусматривает четыре этапа:
- Цель (Почему? Зачем? Для чего?)
- План (Как? Каким образом?)
- Действие (Что? Где? Когда?)
- Результаты (Каковы последствия? Каковы итоги?)
Например – «Лютер и Мюнцер – два варианта реформации» (всемирная история
7 класс)

Вариант Лютера
Вариант Мюнцера

Движение за очищение церкви от пороков (в первую очередь против продажи индульгенций), за новую, дешевую церковь
Движение за новую дешевую церковь, а также за общество, где все будут равными: «Вся власть должна быть отдана простому народу»

Реформацию может осуществлять только власть, а не народ (мирный путь)
Реформации можно достичь путем переворота (революции) силами крестьян и городской бедноты (силовой путь)

31 октября 1517г. – он прибил к дверям Замковой двери в Виттенберге тезисы, в которых опровергалась спасительная сила индульгенций
1524-1525гг. – Крестьянская война в Германии, возглавленная Т. Мюнцером; конец 1524г. – «Статейное письмо»

Появление новой ветви христианства – протестантизма (лютеранства)
Полное поражение
· крестьян, казнь Т. Мюнцера и его последователей (около 100 тыс. человек)


8) Три предложения
Учитель просит обучающихся проработать вопрос (например: «Крестьянская война в Германии» (всемирная история 7 класс)) по учебнику и передать его содержание тремя простыми предложениями.
Образец:
1. Идеи Лютера и Мюнцера нашли отражение в т на феодализм во время Крестьянской войны, которая началась в Германии летом 1524г.
2. «Статейное письмо» («12 статей») – программа крестьянских отрядов.
3. Поражение крестьян – отсутствие единства и военного опыта.

9) Метод гамбургера
Учитель предлагает обучающимся проработать материал и построить ответ по плану:
Введение – одно предложение, которое объясняет главную идею.
Основная часть состоит из фактов, доказательств и аргументов, которые подтверждают идею.
Вывод – одно итоговое предложение, которое связывает между собой введение и основную часть.
Образец (Утверждение лютеранства в Германии и Скандинавии (всемирная история, 7 класс)):
Сразу же после Крестьянской войны в Европе прошла королевско-княжеская реформация.
Часть князей Германии и короли Скандинавских держав (Дания, Швеция), изгнав католицизм из собственных владений, провозгласили себя главами реформированных церквей. В рейхстаге Священной Римской империи большинство депутатов были католиками, и они требовали прекратить конфискацию земель церкви. Сторонники Лютера заявили протест, с тех пор их стали называть «протестантами». Впоследствии они разработали основы реформированного христианства – лютеранства. Утверждение новой церкви проходило в условиях войны между католиками и протестантами, которая длилась три десятка лет. Она закончилась подписанием Аугсбургского мира (1555). Было признано равноправие религий и установлено правило – «чья власть, того и вера».
Таким образом, лютеранство в одних странах утвердилось «сверху» (Дания, Швеция, Норвегия – тогда была частью Дании), а в Германии – вследствие войн, но не на всей территории.

10) Сенкан
Учитель предлагает обучающимся проработать текст и составить к нему пятистрочный нерифмованный стих по такому алгоритму:
Первый ряд – слово или словосочетание, которое обозначает тему.
Второй ряд – описание темы, которое состоит из двух-трех прилагательных.
Третий ряд – событие, связанное с темой; три глагола.
Четвертый ряд – фраза, которая характеризует тему.
Последний ряд состоит из одного слова. Это синоним или антоним к предложенной теме.
Образец (Елизавета I)
Елизавета I
Умная, образованная
Завоевывать, расширять, казнить
Елизавету I Тюдор называли «Великой королевой»
Мария Стюарт

11) Акростих
Зарифмованная загадка, в которой первые буквы каждой строки создают
новое слово или фразу.

12) «Волшебные буквы»
Обучающимся предлагается набор определенных букв, из которых они
должны составить слово и охарактеризовать личность или событие.
Например: С, Я, Л, В, Т, С, В, О, А.
Ответ: СВЯТОСЛАВ («Киевская Русь во время правления первых князей»,
история России, 6 класс)

13) «Донесение разведчика», «Найдите код», «Шифровка из разведцентра»,
«Криптография» («Тайнопись»)

Административная единица Российской империи
4 21 2 6 18 15 10 33
Г У Б Е Р Н И Я