РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История Общего гуманитарного и социально-экономического цикла программы подготовки специалистов среднего звена


Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
Ахтубинский филиал
(Ахтубинский филиал ГБПОУ АО «Астраханский АДК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Общего гуманитарного и социально-экономического цикла
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Ахтубинск
одобрена Утверждаю
Цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № от « » 201 г.
Председатель ЦМК Гавриченко Г.М. Заведующий Ахтубинского филиала ГБПОУ АО «ААДК»
« » 201 г.
А.А. ЛаптиевОрганизация разработчик:
ГБПОУ АО «Астраханский автомобильно-дорожный колледж» Ахтубинский филиал.
Разработчик:
преподаватель ГБПОУ АО «ААДК»: Семенова О. Ф.
Рабочая программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 22.04.2014г. № 384.
Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Общего гуманитарного и социально-экономического цикла
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Астрахань
одобрена Утверждаю
Цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № от « » 201 г.
Председатель ЦМК Гавриченко Г.М. Зам. директора по учебной работе ГБПОУ АО «ААДК»
« » 201 г.
М.Ю.Полякова
Организация разработчик:
ГБПОУ АО «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
Разработчик:
преподаватель ГБПОУ АО «ААДК»:
Рабочая программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 22.04.2014г. № 384
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»..……………………………….6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ».……………………………….11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ».………….……………………33

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»...…………......35
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Область применения программы «ИСТОРИЯ»:
Программа учебной дисциплины «История» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
19.02.10 – Технология продукции общественного питания.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Программа учебной дисциплины «История» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
Данная дисциплина предполагает изучение основных процессов политического, экономического развития ведущих государств мира и России на рубеже XX - XXI веков.
Дисциплина даёт возможность подготовить всесторонне развитых, критически мыслящих специалистов; личности, способной к целостному видению и анализу путей развития общества, умеющей обосновать и отстаивать свою гражданскую позицию.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины «История»:
- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира;
раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже XX - XXI вв.;
рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;
показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений;
научить использовать опыт, накопленный человечеством..
Задачи изучения дисциплины «История»:
способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ-ХХ1в.в.;
-стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных регионах мира.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотносить свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Общая характеристика учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».
При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:
эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;
процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
эволюция международных отношений;
развитие культуры разных стран и народов.
Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении специальностей СПО естественнонаучного профиля история изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
В процессе изучения истории проводятся экскурсии и посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);
исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 48
в том числе: практические занятия 20
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегосяПодготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. 24
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИСТОРИЯ».
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала,
практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем
часов Уровень
усвоения
Введение. Содержание учебного материала: 2 2
Общая характеристика и периодизация новейшей истории. Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося- Тема 1.
Послевоенное
мирное урегулирование в Европе. Содержание учебного материала: 4 2
Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.
Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны». Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 2.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Содержание учебного материала: 2 2
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).
Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».
Высадка войск ООН в Корее.
Перемирие и раскол Кореи.
Начало арабо-израильского противостояния.
Индокитайский конфликт. Практические занятия 1 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 3.
Страны «третьего мира».
Содержание учебного материала: 2 2
Рост антиколониального движения.
Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй.
Влияние «холодной войны» на освободительные движения.
Деколонизация в Африке. Трудности преодоления отсталости.
Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки.
Страны-экспортёры нефти.
«Новые индустриальные страны».
Социальные и экономические проблемы современных африканских государств.
АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран»: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам.
Экономические отношения России со странами Юго-Восточной Азии. ШОС. ЕврАзЭС. Состояние и перспективы. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 4.
Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение исламистского тоталитаризма
Содержание учебного материала: 2 2
Модели трансформации исламских обществ.
Модель проевропейской модернизации в Турции.
Иранская революция конца 1970-х г.г. и её последствия.
Религиозный фундаментализм в современном Иране.
Глобализация и исламский мир. Новое завоевание Европы?
Положительный опыт межкультурной интеграции в России. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 5.
Крупнейшие страны мира. США. Содержание учебного материала: 2 2
Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США.
Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира.
Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики.
Реформизм 1960-х г.г. Политика президентов Джона Кеннеди, Линдона Джонсона.
Америка 1970-х г.г. «Новая экономическая политика» Р. Никсона. Политика Джимми Картера.
Америка 1980-х г.г. Правительство Р.Рейгана. «Рейганомика». Продолжение курса президентом Дж. Бушем (старшим)
Президент Б.Клинтон и реализация его программы.
Основные направления социально-экономической политики в период президентства Дж.Буша (младшего). Социально-экономическое развитие и политическое страны в период президентства Барака Обамы.
Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 6.
Крупнейшие страны мира. Германия.
Содержание учебного материала: 2 2
Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР.
ФРГ и «план Маршалла».
Успешное восстановление экономики к 1950 г.
Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны».
Германо-американские отношения на современном этапе.
Российско-германские отношения на современном этапе. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 7.
Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.
Содержание учебного материала: 2 2
Страны Восточной Европы после второй мировой войны.
Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.
«Бархатные революции» в странах Восточной Европы.
Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира.
Последствия краха тоталитарного социализма.
Социально- экономическое развитие, рыночные реформы.
Интеграция в «объединённую Европу».
Современный уровень взаимоотношений России и стран Восточной Европы. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 8.
Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония. Содержание учебного материала: 2 2
Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Политический и экономические уроки Японии из Второй мировой войны.
Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии.
«Японское экономическое чудо». Причины и особенности.
Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики. Эволюция ведущих политических партий. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 9.
Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай. Содержание учебного материала: 2 2
Положение Китая после второй мировой войны:.Гражданская война.
Образование Китайской народной республики.
Китай в 1950-1960-е г.г. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».
Китай в 1970-1990-е г.г. Прагматики у власти.
Китай на современном этапе развития. Мероприятия современного китайского руководства по превращению страны из региональной в глобальную державу. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 10.
Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Индия. Содержание учебного материала: 2 2
Образование трёх государств на территории бывшей британской колонии – Индии: Индии, Пакистана, Бангладеш. Принятие конституции Индии в 1950г.
«Курс Неру»: социально- экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг.
Специфические проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй. Общественный традиционализм.
Экономические реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие процесса модернизации. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 11.
Советская концепция «нового политического мышления». Содержание учебного материала: 2 2
Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы.
Провал экономических реформ «перестроечного образца».
Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря». Причины.
Роспуск ОВД.
Распад СССР и конец «холодной войны».
Практические занятия 1 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 12.
Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е годы.
Содержание учебного материала: 2 2
Августовский переворот.
Распад СССР и образование СНГ.
Федеративные отношения.
Противоборство президента Б.Н Ельцина и Верховного Совета, принятие новой Конституции.
Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские выборы 1996 г.
Отставка Б.Н.Ельцина.
Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г.
«Шоковая терапия».
Корректировка курса реформ.
Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.
Постепенный выход из финансового кризиса.
Устойчивый рост российской экономики в начале XXI века. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 13.

ЛатинскаяАмерика. Проблемыразвития во второйполовинеXX-
начале ХХI вв. Содержание учебного материала: 2 2
Латинская Америка после Второй мировой войны. Национал-реформизм.
Первый путь развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа). Революционные процессы.
Второй путь развития латиноамериканских стран: интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия...).
Модернизаторская политика военных режимов в 1970-80-е годы.
Продолжение политики модернизации в конце XX – начале XXI века.
Усиление левых сил в начале XXI века в странах Южной Америки.
Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский Союз) и военный блок - Южноамериканский Совет Обороны (ЮСО)/
Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 14.
Международные
отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.
Содержание учебного материала: 2 Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит И.Хрущева в США (1959г.).
Берлинский кризис (1960г). Карибский кризис (1962 г). Противостояние военных блоков.
Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки.
Ввод советских войск в Афганистан.
Расширение границ НАТО на Востоке.
Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов.
Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 15.
Научно- техническая революция и
культура.
Содержание учебного материала: 2 2
НТР и социальные сдвиги в западном обществе.
Развитие образования.
Кризис традиционных и национальных культур и жанров.
Постмодернизм в философии и массовой культуре. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 16.
Духовная жизнь в советском и российском обществах. Содержание учебного материала: 2 2
Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины XX века.
Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.
Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Практические занятия 1 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося1 Тема17.
Глобализация и
глобальные вызовы
человеческой
цивилизации,
мировая политика.
Содержание учебного материала: 2 2
Понятие глобализации.
Современные символы глобализации.
Многоаспектность процессов глобализации: экономика, политика, культура.
Проблемы и противоречия глобализации.
Плюсы и минусы глобализации.
Процесс глобализации - объективная основа для объединения европейских государств. ЕС как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств. Глобальные проблемы современности. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 18.
Международные
отношения в области
национальной,
региональной и
глобальной
безопасности.
Содержание учебного материала: 2 2
Проблемы национальной безопасности в международных отношениях.
Основные виды национальной безопасности.
Пути и средства укрепления экономической безопасности.
Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности.
Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств.
Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося1 Тема 19.
Международное сотрудничество в области
противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму.
Содержание учебного материала: 2 2
Международный терроризм как социально- политическое явление.
Наступление эпохи терроризма. Исторические корни.
Проблема терроризма в России.
Международный терроризм как глобальное явление.
Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося2 Тема 20.
Российская Федерация - проблемы
социально - экономического и культурного развития в начале XXI века. Содержание учебного материала: 2 2
Президент России В.В.Путин.
Укрепление российской государственности.
Обеспечение гражданского согласия. Новые государственные символы.
Экономические реформы. Плюсы и минусы.
Экономика и социальная сфера страны в начале XXI века
Усиление борьбы с терроризмом. «Чеченская проблема».
Основные направления внешней политики страны. Практические занятия 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося2 Тема 21.
Российская Федерация на современном этапе развития. Содержание учебного материала: 2 2
Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины XX века.
Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.
Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Практические занятия 1 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося2 Итого по дисциплине
«История» Максимальная учебная нагрузка 72 Обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 В том числе: Практические занятия 20 Контрольные работы 4 Самостоятельная работа обучающегося24 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации учебной дисциплины «ИСТОРИЯ».
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета истории. Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История» входят:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «История» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Для студентов:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. оразования. - М., 2014.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2013.
Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 - 2000. - М., 2010.
Горелов А. А. История мировой культуры. - М., 2011.
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. - М., 2015.
Санин Г. А. Крым. Страницы истории. - М., 2015.
Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. - М., 2015.
Для преподавателей:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. - М., 2012.
Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. - М., 2015.
Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. - М., 2013.
История России. 1900 - 1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова.- М., 2010.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. - 2014. - № 13. - С. 10 – 124.
Интернет-ресурсы:
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI - XVIII столетиях).
www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).
www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).www. temples. ru (Проект «Храмы России»).
www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. - коллекция Льва Бородулина).
www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).
www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).
www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Обучающийся должен знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; Презентация индивидуальных и групповых домашних заданий.
Исследовательская работа.
Выполнение упражнений.
Тестирование.
Терминологические диктанты.
Работа над ошибками.
Составление опорно-логичес-ких конспектов;
составление таблиц и схем.
Презентация индивидуальных проектов.
Реферат.
Исследовательская работа.
Собеседование.
Наблюдение за ходом дискуссии.
Оценка проделанной практической работы.
Тестирование по теме.
Фронтальный опрос.
Индивидуальный опрос.
Сообщение по теме.
Итоговое тестирование.
Дифференцированный зачет.
Результаты освоения общих компетенций Формы и методы контроля и оценки
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущее профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ, подготовке проектов
ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 4 – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Выполнение и защита рефератов, проектов
ОК 5 – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 6 – Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 7 – Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 8 – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ, экспертная оценка выполнения практической работы
ОК 9 – Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ