Рабочая программа по литературе 7 класс ( 7-ой вид обучения)


Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе для учащихся с ЗПР для обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством обра- зования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2006 г.) и учебника В.Я. Коровиной. Форма педагогического общения с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (7-ой вид обучения) имеет три четко определенные цели: образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую. Образовательная цель определяет задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Воспитательная цель определяет задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д. Коррекционно-развивающая цель ориентирует педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель предельно конкретна и направлена на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно- развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер. Коррекционно-развивающие цели включают в себя следующие направления: • развитие артикуляционной моторики; • развитие зрительной памяти и внимания; • развитие слухового внимания и памяти; • развитие фонетико-фонематических представлений; • развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность. • развитие наглядно-образного мышления; • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); развитие речи, овладение техникой речи; • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы - изображением человека. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Учащиеся 7 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений. Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать: • авторов и содержание изученных художественных произведений; • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора (предания, былины, пословицы, поговорки (развитие представлений)); летопись (развитие представлений); роды литературы (эпос (развитие понятия)); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); тема и идея произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь: • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров; • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях; • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;• объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте; • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы; • передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении; • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению; • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода; • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода; • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции; • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему; • писать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
По школьному учебному плану на индивидуально - групповые коррекционные занятия отведено 35 уроков (1 час в неделю).
Учебно – методическое обеспечение.
«»Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений ( авторы – В.Я. Коровниа, В.И. Коровин и др. – М.: «Просвещение», 2003 г.
Н.В. Золотарёва, С.М. Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
В.Я. Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 клас. – М., 2000.
Литература. 7 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2007.