Педагогический советы на тему: Методы и приёмы организации ситуации успеха, как одного из направлений социализации учащихся


Педагогический совет на тему:
«Методы и приемы организации ситуации успеха, как одного из направлений социализации учащихся»
Приветствие, сообщение темы и цели пед.совета.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы начать своё выступление с фразы известного писателя и мотиватора Роберта Кольера: «Успех — это сумма небольших усилий, повторяющихся изо дня в день».
Тема моего пед. совета звучит следующим образом: «Методы и приемы организации ситуации успеха, как одного из направлений социализации учащихся».
Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Главная задача специального образования – социальная адаптация
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Что такое успех с педагогической точки зрения?
Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
Психологические аспекты проблемы успеха обсуждались в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.К. Вилюноса, У. Глассера, М. Даугалла, Л.В'. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Э.Ш. Натанзон и других.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Учащимся в массе своей достигать состояний радости, удовлетворения, признания не так-то просто, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Значение ситуаций успеха в ходе педагогического процесса не ограничивается активизацией развития личности ученика, ибо сам процесс развития осуществляется в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, нравственной деятельности и деятельности по усвоению социально-нравственных норм взаимоотношений между людьми.
Успех играет роль адаптивно-компенсаторного механизма, сглаживающего состояния дезадаптации у учащихся и увеличивающего степень вероятности их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.
В настоящее время идет отход от жестко заданных способов отношений между учителем и учениками и возвращение к идее их сотрудничества в процессе обучения.
Урок является сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, активность;
развивает коммуникативные способности;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из учеников, даже самом «безнадёжном».
Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение создать атмосферу доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Этапы создания ситуации успеха:
Мотивационно-целевой;
Организационный;
Итоговый
Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. На уроке ставится задача сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, преодоление трудностей, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формируется мотив достижения.
В свои уроки я включаю элементы дидактических игр и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.
Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.
Проведение диагностики и показ результатов на диаграмме

В своей профессиональной деятельности, я буду организовывать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания на каждом этапе урока, что будет мотивировать детей на достижение успеха с учебной деятельности.
На практике результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
Проведение психологической игры с пед. коллективом «Круг силы»
Показ видеоролика по теме пед.совета.
Я раздавала буклет с психологическими играми «Как достичь успеха в жизни».Закончить я хотела бы словами неизвестного автора «Каждый ребёнок должен почувствовать себя успешным и наравне со всеми.»Решение пед. совета: использовать как можно больше методов и приемов в организации учебного процесса для ситуации успеха, как одного из направлений социализации учащихся