Статья на тему : МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА – КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКА ШКОЛЫ


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ
УСПЕХА – КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКА ШКОЛЫ
 Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество.
В современной ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для нашей школы такие задачи только осознаются как актуальные. Вся организация жизни в нашей школе направлена на формирование у детей крайне жесткой однозначной социальной позиции. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив педагогов понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.
Основное содержание подросткового этапа социализации определяется ситуацией множественных социальных выборов. Актуальная же его особенность заключается в том, что процесс самоопределения протекает в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. Таким образом, потенциальная объективная заданность трудностей юношеского самоопределения вытекает прежде всего из самого факта дестабилизации социальной жизни, который выражается, возможно, не только и не столько в отсутствии норм социального поведения, сколько в том, что сегодня они не образуют четко структурированных нормативных моделей. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном "перекрестке" выбора, но и в ситуации, когда установленные на нем общественные "светофоры" дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе. Однако динамика социальной реальности дана подростку не непосредственно, а через те или иные изменения в ведущих институтах социализации - в семье и в школе.
Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы привить выпускнику потребность в к постоянному самообразованию. Общественное значение цели "повышение образования" заключается в духовном и интеллектуальном развитии человека, получении им какой-либо общественно - необходимой специальности. Принято считать, что это социально позитивная ценность, и родители и педагоги ориентируют учащихся на продолжение образования. Однако наше исследование показало, что у выпускников ценность получения образования тесно связана со стремлением к достижению "успеха у лиц другого пола" (74,3%), "жизни в большом красивом городе" (66,7%), "приобретению машины, дачи, модных вещей" (48,6%), получению "почетных званий, правительственных наград" (31,2%), "возможности руководить людьми" (29,9%), "большой благоустроенной квартиры" (28,8%).
Одновременно стремление к образованию оказывается слабо связанным с "интересной творческой работой", "наличием умных, интересных друзей", "физическим совершенством". Иными словами, для части выпускников личностный смысл цели "повышение образования" заключается в достижении высокого материального положения и общественного престижа, не предусматривающих активной трудовой деятельности и духовного совершенствования. Как показывают исследования, нередко общественно значимые цели для индивида не имеют личностного смысла, т.е. усваиваются им лишь на вербальном уровне. Так, согласно результатам наших исследований, не все старшеклассники ответили, что они имеют четкие жизненные цели и планы, идеалы
Юность, по мнению психолога Немова Р.С., завершающая стадия ступени персонализации. "Главные новообразования юношеского возраста - саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни" .
Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора. Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
Главное приобретение юности - открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению .Педагоги школы считают, что освоение окружающей среды должно осуществляться творчески. Развитие творческой личности возможно в условиях достаточной свободы и инициативы. Необходимо доверять ребятам возможно большее количество таких дел, которые требуют инициативы, организации и творчества.
Источником становления личности в развивающей среде, по мнению В.А.Сухомлинского должна быть созданная целостная система принципов, приемов и средств, реализация которых потребует новых концептуальных подходов ко всему процессу организации жизнедеятельности детей и взрослых:
доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее "коллективную духовную жизнь школы";
развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку "всякий ребенок по-своему уникален";
умение педагога "увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил";
предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создания "атмосферы разнообразного творческого труда";
максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач становления личности.
Таким образом, повышение результативности педагогической деятельности возможно при создании эмоционально-нравственной атмосферы официальных и неофициальных отношений педагогического и детских коллективов, организации образовательных занятий, развитие способностей и дарований детей, создания условий для проявления творческого потенциала школьника.
Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Воспитание учащихся должно быть построено так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Оно базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы-интерната привить учащимся потребность  к постоянному самообразованию.
Какова же во всем этом роль ситуации успеха?
Организация ситуации успеха будет результативной при условии сотрудничества между педагогами и учащимися, и только в том случае, если учащиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является
дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.
Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.
Использование ситуации успеха способствует повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности,  а  также   помогает учащимся осознать себя полноценной  социализированной личностью.
Дети, поступающие в нашу школу - интернат, как правило, имеют низкую степень социальной нормативности; искаженность ценностных ориентаций и мотивов поведения; неадекватный возрасту уровень знаний, заниженную самооценку, наличие эмоционального напряжения, агрессии и др.
Как показывает практика, если ребенок то и дело терпит неудачи, то от его уверенности в себе не остается и следа, мотивация пропадает, и ребенок привыкает к неудачами. Он убежден в том, что не способен решать стоящие перед ним проблемы и все больше отходит от поиска любви и самоуважения. Крушение этого светлого детского оптимизма, пожалуй, самая серьезная проблема социализации и адаптации ребенка в обществе, поэтому методы, используемые педагогом, должны вызывать у ребенка радость познания, радость творчества, радость общения. Это и определяет главный смысл успешной социализации: создать каждому ребенку ситуацию успеха.
Все наши мероприятия носят воспитательный характер и повышают социализацию учащихся через создание ситуаций успеха. Так в период пребывания учащихся в школе - интернате воспитатели активно работают над раскрытием творческого потенциала каждого учащегося, прививают любовь к искусству, постоянно создают для ребенка ситуацию успеха, фиксируя внимание на позитивных результатах, укрепляя тем самым его веру в себя.  Ситуация успеха развивает познавательные интересы и повышает мотивацию учения, стимулирует к высокой результативности труда, корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку. Подводя итоги можно сделать вывод, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка; ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Необходимо продолжать учить учащихся управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные идеи, оценивать и контролировать результаты своих действий. В этом случае, ситуация успеха является своеобразным "пусковым механизмом" дальнейшего развития личности ребенка, его адаптации и социализации в обществе.