Статья Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся


Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся
Т. Н. Падалка
учитель информатики МОУ СОШ № 3
г. Алексеевки Белгородской области
Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.
Потребность в получении новых знаний заложена в детях природой. Потребность получения знаний с возрастом резко снижается, так как ребенок переполнен информацией.  Чтобы заинтересовать школьников есть возможность использовать их потребности характерные для данного возраста: потребность в общении, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.
     Для повышения мотивации необходимо:
обеспечить у учеников переживание успеха в деятельности, для этого необходимо правильно подобрать уровень сложности заданий и заслуженно оценить результат; 
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; 
самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы. 
Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу, тем более, что компьютеры в школе устарели, что не позволяет работать во многих программах.
Что же можно взять на вооружение? Тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями следует рассматривать учебный материал с точки зрения его полезности.
Я хотела бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.
1. Обращение к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была жизненной и интересной.
Пример 1: тема "Обработка графической информации".
Все обучающиеся "сидят" в соцсетях и практически все редактируют свои фотографии с помощью предложенных инструментов - используют различные рамочки и т. д. С помощью GIMP (аналога фотошопа) можно также профессионально отредактировать фотографию: убрать ненужные предметы, улучшить причёску, убрать дефекты на лице (как часто это делают при создании выпускных альбомов). Поэтому практическую работу в "Редактирование растрового изображения с помощью растрового графического редактора GIMP" мы выполняем редактируя свои фотографии (используя инструмент "Штамп") украшая с помощью фильтров.
Обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.
2. Создание проблемной ситуации
Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.
Пример 2: Навыки работы в Excel - Решение уравнений. систем уравнений. Чтобы Табличный процессор привлёк внимание обучающихся я привожу несколько примеров по возможному применению табличного процессора. Это не только создание всевозможных баз данных, но и практическое применение при решении математических и физических задач.
Эллиптический параболоид

Гиперболический параболоид

11 класс, тема "Исследование алгебраических моделей". Обучающимся предлагается познакомится с интерактивной моделью в Интернете, но я предлагаю обучающимся построить и исследовать алгебраическую модель в Excel.
Решение квадратного уравнения:
X -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6
Y=X2- 3X - 4 14 6 0 -4 -6 -6 -4 0 6 14

Решение уравнения: x310-Sin(x)=01 способ
X -2,5 -2 -1,5 -1 -0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5
Y=X^3/10 -1,56 -0,80 -0,34 -0,10 -0,01 0,00 0,01 0,10 0,34 0,80 1,56
Y=Sin(X) -0,60 -0,91 -1,00 -0,84 -0,48 0,00 0,48 0,84 1,00 0,91 0,60

2 способ:
X -2,5 -2 -1,5 -1 -0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5
Y=X^3/10-Sin(X) -0,96 0,11 0,66 0,74 0,47 0,00 -0,47 -0,74 -0,66 -0,11 0,96

X1=0; X2≈-2; X3≈2. Уточнить корни (решение с подбором параметра).
3. Ролевой подход и  деловая игра.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Пример 3: ( 10 класс) Создание текстовых документов. текстовые документы могут быть самые разные: визитка, деловая записка, резюме и т. д., каждый имеет свою структуру. Школьникам предлагается представить себя выпускниками ВУЗа, которые пробуют найти работу по специальности: педагог, юрист, IT-специалист, менеджер по продажам, банковский работник (3-5 групп). Обучающимся предлагается ознакомится с Мастером резюме. Создать своё резюме, показать себя с лучшей стороны. После зачитывания резюме, предлагается выбрать наиболее подходящую кандидатуру.
Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным.
4. Решение нестандартных задач.
Я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении, например, темы «Кодирование информации», учитывая любопытство учащихся.
Шифр Цезаря один из наиболее древнейших известных шифров. Схема шифрования очень проста - используется сдвиг буквы алфавита на фиксированное число позиций.
СРЙЁТВДНБА ДВУ У ПВЩВНРО ПРДРЕР ХЩЖГПРЕР ЕРЁВ !
(ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!), сдвиг на 2 позиции.
5. Проектная деятельность.
Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности
Выполнение мини-проектов.
Создание видеоклипа в программе Windows Movie Maker по определённой тематике (тематика определяется подбором файлов) используя фотографии, видеоролики, звуковые файлы.
Требования: оригинальное название видеоролика. Титры. Использование видеопереходов. Использование фильтров. время воспроизведения 1-3 минуты. Музыкальное сопровождение. Стилевое и смысловое единство. Сохранение в формате .wmv.
Участие в конкурсе "Специальный выпуск школьных СМИ".
Дополнительное изучение программы Scribus (издательская система) Специальный выпуск школьных СМИ Потребности и проблемы, постановка задачи, поиск интересных решений, исследование мнения учащихся. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита. Выставка газет Индивидуальный, Групповой проект. Стилевое единство.
Наполнение актуальной информацией.
Оптимальное количество текста, картинок, фотографий.
Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.
ещё один фактор формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, полученный ими самими результат. Вести себя корректно и всегда приходить на помощь.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки.  
Список литературы:
Богомолова О.Б. Логические задачи. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Васильев А. В., Богомолова О. Б. Работа в электронных таблицах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010
ФГОС основного общего образования//Просвещение - 2011