Урок Архаизмы, историзмы и заимствованные слова


Урок русского языка в 6 классе Дата
Тема: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика
Цель урока: научиться различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, самостоятельно добывать знания по теме, составлять коллаж, уметь употреблять данные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.
Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, уметь употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверить свои знания по теме.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап урока. Разминка с мячом «Пожелай другу»
Этап проверки домашнего задания.
Презентация «Словаря профессиональных слов родителей».
Модуль «Оценивание». Задание классу: оценить словарики одноклассников, «купив» за деньги всего 2 словарика.
Стратегия «Домино». Проверка теоретического материала по предыдущему уроку.
Стадия вызова. Модуль «Критическое мышление». Экскурсия в музей слов. А каких слов попробуйте догадаться?
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
- Что за рогатка? Найдите в словаре слово.(в старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам)
- Дождь шел по авеню. Он играл гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи.
- Какие слова вам незнакомы. Найдите их в словаре. Какие пометы стоят у данных слов?
Работа в группах: Модуль «Новые подходы» («Диалогическое обучение», «Обучение тому, как учиться»).
1 группа – архаизмы
2 группа – историзмы
3 группа – неологизмы
4 группа – заимствованные слова
Задание: Изучить полностью материал, составить коллаж, эстетично и грамотно его оформив. Лидер готовит экскурсию по музею, т.е. выступает с защитой коллажа. Остальные члены группы дополняют его.
Презентация работы. Задание другим группам: разделить тетрадь на 4 колонки и записывать примеры слов, которые приводят одноклассники. С любыми 3 словами составить предложения.
Стадия осмысления. Практическая работа
Задания выполняются в группах.
Задание 1
Найдите в словаре и в интернете значение слов и составьте с ними предложения.
Шоу – (англ.) пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады.
Консенсус – (лат.) общее согласие по спорным вопросам.
Коммуникабельный – (лат.) склонный к установлению контактов, с которым легко общаться.
Позитивный – (лат.) утвердительный, положительный.
Менталитет – (лат.) мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни.
Интегрировать – (лат.) объединять части в одно целое.
Имидж – (англ.) представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.
Санкция – (лат.) утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.
Задание 2
Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.
 Задание: Определите стиль и тип речи. О чем говорится в тексте?
Какова главная мысль данного отрывка?
(Весь народ поднялся на защиту Отечества.)
 О событиях какого времени идет повествование?
(о давнем, о прошлом, ушедшем в историю)
- По каким словам вы это определили?
(холопы, кафтаны, кольчуги, латы, боярин)
Продуктивное (творческое) задание 3
Синтез  в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся.
– И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.– Когда? (Утром, за завтраком.)– Мы произносим слова: чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев),  мармелад (португальский).– Составьте диалог на тему «За завтраком», обязательно включив  данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста.
Контроль знаний. Проверочный тест.
Этап информирования о домашнем задании:
1 уровень – составить «Домино» по теме урока.
2 уровень – выполнить задание по карточке. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.
Еда:
Посуда:
Одежда:
Женские головные уборы:
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
3 уровень – составить рассказ «путешествие на машине времени2, используя устаревшие и заимствованные слова и неологизмы (не менее 10 слов из урока)
Рефлексия «Укрась торт»:
На уроке я узнал…
Урок для меня показался…
Материал урока мне был…
Шоу –
Консенсус
Коммуникабельный
Позитивный –
Менталитет –
Интегрировать –
Имидж –
Санкция –
Гусляр-  Ланиты- Уста-
Задание 2
Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.
Задание 2
Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.
Задание 2
Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.
Задание 2
Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.
Картридж ─ это устройство для заправки чернилами принтер
Консалтинг ─ деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов
Бонус ─ вознаграждение
Спам ─ сообщение, массово рассылаемое людям, не дававшим согласие на их получение
Хранение денежных средств клиентов в сейфовом депозитарии банка с указанием в договоре их суммы.
Дресс-код ─ форма одежды, требуемая для посещения определенных мероприятий.
Инаугурация ─ церемония вступления в должность
Иллюминация-освещение, Коммюнике- официальное правительственное сообщение о переговорахБеспристрастный- справедливыйВентиляция-проветривание Винегрет- уксусный салатПейджер- электронное средство связи Рента- регулярно получаемый доход с капиталаЭлекторат- совокупность избирателей Поручник- ходатай, поверенный
Лицедей ─ актер повинен ─ обязан молвить ─ говоритьтокмо ─ только гаркать ─ кричатьдошлый ─ хитрый лепота ─ красотанезнамо ─ неизвестно студенец ─ колодец сухмень ─ засуха тороватый ─ щедрыйушкан ─ заяц хмарный ─ пасмурный

Грант– субсидия, выдаваемая на научные исследования и образование
Жалюзи– оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок
Кастинг– публичный просмотр; отбор, подбор актеров, часто на конкурсной основе
Логотип– буквенный символ, фирменная надпись, являющаяся эмблемой, торговой маркой фирмы-производителя
Ноутбук – портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью
Слоган– рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы
Спам – незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте
Фитнес - деятельность, направленная на повышение уровня здоровья.
Шопинг - посещение магазина с целью покупки

Использование иностранных слов