Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления. Архаизмы и историзмы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Батальненская средняя общеобразовательная школа"
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления. Архаизмы и историзмы.
Урок русского языка
Класс: 6
Учитель: Чёрная Евгения Викторовна
2016-2017уч.г.
Класс __6__
Тема: Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления. Архаизмы и историзмы.
Цель: создать условия для углубления знаний по лексике, отработки навыка определения и различения архаизмов и историзмов; учить находить данные слова в тексте, составлять с ними словосочетания и предложения, пояснять причины устаревания слов; содействовать развитию орфографических, пунктуационных и грамматических навыков; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса.
Оборудование: учебник, дидактический материал, листы обратной связи, презентация, проектор
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:базовый уровень – знают определение и признаки архаизмов и историзмов; объясняют роль данных слов в тексте, выполняют упражнения;
продуктивный уровень – умеют использовать полученные знания для составления высказывания с данными словами, выполняют творческие задания;
Личностные: понимают важность исследования данной темы для расширения собственного кругозора и лексикона; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу; высказывают своё мнение
Метапредметные:
познавательные – общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме, аргументируя собственное мнение; внимательно слушают, строят речевые высказывания;
логические: проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- и взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в работе с одноклассниками (групповой) и учителем, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Положительный настрой на работу.
- И снова здравствуйте! Какое у вас настроение? Отметьте на листах обратной связи. Я очень рада вас видеть, надеюсь, что сегодня мы поработаем очень плодотворно!
Сегодня вы работаете в группах. Выберите командира группы. Какая задача командира? (распределять работу, следить за ее выполнением, оценка работы)
Актуализация опорных знаний
Чтобы мы достигли успеха в сегодняшней работе, нам необходимо провести разминку.
«Осенние листья»
Сейчас за окном осень, листья желтеют и опадают. У нас тоже есть дерево, с которого опадает листва. Но листья на нем необычные: они помогут нам настроиться на работу. Посмотрите, что в них необычного? (на обратной стороне написаны вопросы). На некоторых листочках написано два вопроса, вы сможете выбрать один из них.
(выполнение задания) Поставьте себе оценку в листах обратной связи.
«Собираем урожай» (распределительная работа)
Вспомните, с какими словами мы познакомились на прошлом уроке (неологизмы). Это активная лексика или пассивная? (…) Ваша задача – наполнить свои корзинки грибами, но 1-я группа собирает грибы со словами активной лексики, а 2-я группа – с неологизмами.
Выполнение задания. Аргументация результатов. Оценивание своей работы.
Мотивация учебной деятельности
Работа с текстом.
И велел старец вык…пать другой к…лодец и вставить в него кадь. И повелел поискать мёду. Они же пошли и взяли лукошко мёду, к…торое было спрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него пр…сладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день он послал за печенегами4Прочитать выразительно. Вспомнить, из какого произведения отрывок («Сказание о белгородском киселе»). Является ли это сказание фольклорным произведением? (нет, это художественная литература, поскольку это фрагмент из «Повести временных лет»). Какое задание вам необходимо выполнить? (1-я группа – орфография, 2-я группа – синтаксический разбор). Взаимопроверка выполнения работы, запись в тетрадях слов с пропущенными орфограммами и предложения для синтаксического разбора, оценивание (запись в листах).
Все ли слова были понятны в тексте? Почему нет? (…) Продолжая работу над темой «Лексикология», сегодня мы узнаем, как в языкознании называются такие устаревшие слова.
Определение темы и целей
Чтобы записать тему нашего урока, вам необходимо восстановить слова, которые нужно добавить (1-я группа – архаизмы, 2-я группа – историзмы). Назовите и запишите тему урока.
Целеполагание
Определить цели путем использования приема «Неоконченное предложение»
Я хочу узнать…
Я хочу уметь…
Я хочу научиться…
Восприятие нового материала
Лексика русского языка постоянно меняется, на смену одним словам приходят другие. Давайте познакомимся со словами, которые в лексикологии называются устаревшими.
Обратите внимание на вопрос (проблемный вопрос: если эти слова устарели, нужно ли нам их знать и изучать?). Чтобы на него ответить, познакомимся с архаизмами и историзмами.
Исследовательская работа (в группах) стр. 83
Сейчас с помощью теоретического материала учебника подготовьте сообщение об архаизмах и историзмах. Вам в помощь будет дана схема ответа, дополните ее теоретическими сведениями из схемы «Устаревшие слова» и примерами, которые можете найти в упр. 158.
Выступления учащихся. Опрос учащихся другой группы, было ли им понятно, знают ли они теперь, что такое архаизмы и историзмы, записать примеры в тетради. Оценивание работы и запись в листах обратной связи.
Физкультминутка
Творческая работа
Посмотрите, кто изображен на плакате (…). В каком произведении мы встречались с гусарами? («Бородино» М.Ю.Лермонтова). У ваших групп есть последнее задание: правильно расположите указатели на плакате. Если не знаем лексического значения слова, где можем найти? (в толковом словаре). Слова: выя, доломан, ментик, кивер, десница, очи, уста.
Выполнение работы учащимися, определить, чем являются распределяемые слова – архаизмами или историзмами, аргументировать мнение.
Составить предложение с тремя словами (пример: гусар надел кивер, поправил ментик и вскочил на коня. Подчеркнуть устаревшие слова, надписать, чем они являются)Обратить внимание на пометы в словарной статье (устар.)
Оценивание работы, запись в листах обратной связи.
Домашнее задание: выучить термины, упр. 160 (выписать и обозначить) или 163 (восстановить пары)
Итог урока. Рефлексия.
Подведем итоги нашего урока. Удалось ли достичь поставленных целей?
Давайте вспомним текст, который читали на прошлом уроке. Как бы вы назвали эти слова: архаизмы или историзмы? (доказать)
Как бы вы ответили на проблемный вопрос: зачем нам нужно знать и изучать устаревшие слова?
Оценивание работы учащихся (включить самооценивание по листам обратной связи).