Урок русского языка Устаревшие и новые слова


Тема урока: Устаревшие и новые слова.Цели урока:
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем;
воспитывать интерес к лексике, любовь к родному слову;
развивать умение работать с текстом.
Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, распечатки текстов с устаревшими словами.Тип урока: урок формирования новых знаний.Ход урока.1.Организационный момент.2.Эмоциональная зарядка (чтение всеми обучающимися вслух высказывания К. Паустовского о русском языке, найти эмоционально окрашенные слова).2.Проверка домашнего задания (слова с безударной проверяемой гласной в корне, синтаксический и фонетический разбор у доски). Класс - выразительное чтение стихотворения, указать омонимы, эмоционально окрашенные слова3.Изучение нового материала.3.1.Работа с фрагментом из сказки А.С. Пушкина (распечатка текста) -повторение трудных орфограмм и пунктуационных правил. Толкование значения слова рогатка.- О какой рогатке идет речь?Рогаткой в старину называли ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам. Слово в таком значении исчезло из нашего повседневного обихода. Нет ли еще в этом отрывке слов, которые вышли из активного употребления?3.2 Работа в парах с использованием распечаток отрывков из басен И.А. Крылова. Найти слова, которые сейчас вышли из употребления.-Почему мы не употребляем их в повседневной речи?-Какие же слова «стареют» и почему?-Подберите однокоренные слова к слову «устаревший».-Какие вещи называем старыми, старинными?-Посмотрите на рисунки в вашем учебнике.- Чтение информации учебника.3.3 Работа с толковым словарем. Обращаем внимание на помету.Работа в парах - найти в толковом словаре 5 устаревших слов, объяснить, почему вышли из употребления. 2 человека работают за доской.3.4.Работа с упражнением 86 с целью выяснения роли устаревших слов в произведениях современной художественной литературы.3.5 Знакомство с архаизмами и историзмами, запись в тетрадь.Чтение стихотворения И.Михайлова «Исчезнувшие слова».Минутка релаксации3.6Работа с распечаткой фрагментов из произведений А.С.Пушкина. Найти архаизмы и историзмы.4. Закрепление изученного ( дифференцированно)Работа по группам. 1группа-составить текст-миниатюру в былинном стиле на тему «Богатырская застава» с использованием предложенных устаревших слов.2,3,4 группы- работа с упражнением 84, в каждой группе назначается один «докладчик».5..Подведение итогов урока. Комментирование полученных обучающимися оценок.5.Домашнее задание. Придумать 5 предложений с устаревшими и новыми словами.