«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка».


Проблема приобщения детей к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидения, компьютеров и т.п. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. А после того, как не стало книжного дефицита, положение с детским чтением стало катастрофическим.
 Цели:
Развивать творческие, интеллектуальные и познавательные способности учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках литературы в новых условиях.
Развивать любознательность и интерес к литературе через внеклассную работу по предмету.
Воспитывать стремление к самосовершенствованию.
«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка».
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей.Методисты, учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Формирование орфографического навыка — процесс длительный и трудоемкий. Изучение орфографической грамотности учащихся показало, что становление навыка идет медленно и не всегда эффективно. Уровень обучения русскому языку в значительной мере определяется качеством сформированных у учащихся орфографических умений, которые являются важнейшим результатом всякого обучения. Если учитель знает, какому умению он должен научить ученика в ходе работы над конкретной темой, то процесс обучения становится четким и целенаправленным.Сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких.
Орфографическая грамотность – способность к написанию слов в соответствии со сложившейся системой норм правописания, формирующаяся у ученика вследствие целенаправленного обучения. Овладение нормами письменной речи, в частности орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе.
С вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно, с 1 по 11 класс. Однако, специально, в порядке конкретных программных требований, орфография изучается:
А) 1-4 классы – употребление букв в их прямом значении, не нарушая правил графики, раздельно написание слов, безударная гласная в корнях, частотные аффиксы;
Б) 5 – 7 классы, где задачей формирования орфографической грамотности учащихся остаётся одной из главных;
В) 8 – 11классы – программа по русскому языку не определяет содержания работы по орфографии, указывая лишь на необходимость совершенствовать навыки правописания. Однако в реальной жизни школы такого уровня обучения достичь не удаётся и приходится учителю возвращаться к орфографии и в 10 – 11 классах.
Обучение орфографии не даёт результатов из-за того, что учащиеся не видят орфограмм. Понятие «орфограммы» - это та буква, часть слова или часть текста, где есть опасность ошибки, т.е. где есть возможность выбора(например, правописание Е и И).
При слуховом восприятии текста процент нахождения орфограмм в 2 – 3 раза меньше, чем при зрительном восприятии(на слух учащиеся 6 – 9 классов обнаруживают в тексте 17,7% орфограмм, а при зрительном восприятии – 40,5%). Значит, умение видеть орфограмму – необходимое условие для овладения орфографическими нормами и для обучения практическим навыкам применения правила, т.е. выработка орфографической зоркости у учащихся.
Для успешного применения правил надо:
Уметь обнаружить орфограмму на интуитивном уровне («Проверяю себя» - видеть «опасные» для написания случаи) – 80% успеха.
На теоретической основе в результате целенаправленных упражнений – 100% успеха.
Виды работ для развития орфографической зоркости учащихся:
Различные виды списывания с готового текста ил запись предложений под диктовку с выделением и проверкой орфограммы. Предложения выбирают таким образом, чтобы орфограммы встречались в разных морфемах. Большое значение придаём форме записи. Сначала
Можно записывать слова в столбик, пропуская орфограммы (правый столбик), затем для каждой орфограммы слева указывается проверочная форма. После этого предложение записывается в строчку с подчёркиванием орфограмм. По мере овладения способом проверки орфограмм в разных морфемах ученик уже записывает слово, подчёркивая в нём орфограммы, а проверочные формы приводит в скобках после слова. Наконец, постепенно ученики переходят к письму без объяснения орфограмм, но с обязательным их подчёркиванием.
Орфографический разбор
А) полный:
– найти орфограмму;
- соотнести её с правилом и дать определение;
- графически обозначить орфограмму в слове (выделить часть слова, где находится орфограмма, подчеркнуть её одной чертой, условие выбора – двумя, рядом со словом указать опознавательные признаки).
Б) частичный – графический разбор.
3. Вид работы на усвоение правописания безударных гласных корня, проверяемых ударением.
- Записать слово, поставить ударение. Буквы безударного гласного, если он находится в первом слоге, подчеркнуть.
- Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и записать х в тетрадь.
- Записать под диктовку слова (чтение орфоэпическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.
Во всех случаях работа заканчивается коллективным подбором проверочных слов и вставкой букв, если они пропущены.
Работа над упражнениями, в которые включены названные выше задания, способствуют развитию речевого слуха учащихся, что помогает им находить безударные гласные и предупреждать орфографические ошибки.
Так постепенно развивается орфографическая зоркость учащихся. На каждом уроке этой работе учитель отводит не более 2 – 3 мнут. Учащиеся за это время успевают записать и разобрать 3 – 5 слов. Затем можно вводить в диктанты, маленькие творческие работы слова с этой орфограммой.
4. Карточки «Мои ошибки» - после проведения письменных работ. На отдельные карточки выписываются слова, где были допущены ошибки с пропуском буквы на этом месте и с пропуском буквы на этом месте и с пропуском 2 – 3 строк между словами для работы, которую будут выполнять учащиеся: вставить пропущенную букву или знак препинания, сделать графическое или словесное комментирование правописания и привести примеры на это правило (на орфограмму – 5 – 10 слов). Затем работают самостоятельно.
Можно сделать наоборот (в сильном классе) – дети работают с карточками, дома в контрольных тетрадях. Карточки хранятся с 5 11 класс, слова с отработанными окончательно ошибками, не повторяющимися более, вычёркиваются. Работа должна быть систематической для положительных результатов.
5. Для формирования орфографической зоркости учащихся важен подбор дидактического материала, на котором раскрываются основные виды написаний, подводимых под то или иное конкретное правило орфографии. Дидактический материал должен быть насыщен орфограммами, на основе этих текстов проводятся диктанты по предупреждению ошибок.
Разновидности словарных диктантов:
Словарные диктанты с подсказкой: сначала комментируем орфограмму, записываем опорную схему, а потом пишем словарный диктант.
Самодиктант - учитель повторяет правило, ученики сами пишут слова.
Распределительный диктант – распределить по типам орфограмм, найти лишнее слово.
Словарный диктант с помощью карточек с пропущенными буквами;
Творческий словарный диктант – требуется не только написание слова, но и его изменение (слово – синоним – антоним).
Изменить слово так, чтобы его написание изменилось на обратное (приложить – прилагать).
Комментированное письмо – либо с комментированием всех, либо одной орфограммы.
Письмо по памяти – выбирается небольшой отрывок, насыщенный орфограммами, анализируется в классе, текс запоминается наизусть, затем текст воспроизводится по памяти.
Кодовый – ученики обозначают определённые орфограммы цифрами.
Зрительный диктант – текст пишется на доске, разбирается, вставляются буквы. Доску закрывают и пишут под диктовку.
6. Опыт применения различных способов формирования умениязамечать при письме орфограммы свидетельствует о том, что наиболее хорошие результаты даёт специфически орфографический способ, опирающийся на противопоставление орфографических написаний всем другим. Так, из графически возможных Е и И в слове – земной орфография допускает употребление только буквы Е (земли). Орфографическое написание отличается тем, что ставит пишущего перед проблемой выбора верного написания из графически возможных.
Отражая суть орфографического явления, указанная особенность письма осознаётся учащимися с помощью серии упражнений:
А) Прочитать и выписать только те слова, в которых есть орфограмма (выбор букв), нужную букву подчеркнуть
- Руки, берега, лист, бегом, пить, просьба, ноты
Учащиеся аргументируют следующим образом: « В слове – руки – орфограмм нет, т. к. нет выбора букв. В слове - берега –две орфограммы, т.к. есть выбор букв Е-И. Надо писать в обоих случаях Е: проверочные слова – берег, левобережный.
Б) Прочитать текст и выписать столбиком глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть (чертить).
Можно для анализа взять слова другой части речи или просто предложить «выписать слова с орфограммой в корне», но слов должно быть записано немного (5 – 8).
В) Постепенно формируя умение замечать орфограммы, учитель должен научить детей реагировать при письме на собственные индивидуальные затруднения. Это упражнение и направлено на это:
- Записать, пропуская буквы, в написании которых вы сомневаетесь. На полях ученик ставит вопросы, которые сигнализируют о сомнительном для него написании. Когда правильная буква найдена, вопрос на полях позволяет лишний раз вернуться к только что выявленным затруднениям, закрепить написанное.
Постепенная способность видеть трудные слова ведёт к повышению грамотности в целом.
7. Слова с непроверяемыми написаниями в школьной практике обычно называют « трудными»: написание их, действительно, трудно, а чаще всего невозможно подвести под известные учащимся правила.
Словарная работа с такими словами проводится в самом начале урока. Потому что только при этом условии учитель может включить их во все тренировочные работы, чтобы «провести их через сознание» детей несколько раз, причём в разных формах, в разных контекстах. Виды работ для усвоения написания трудных слов:
- Найти его в орфографических словарях, вчитаться, запомнить. Учитель обращает внимание на трудные случаи написания. Ученики запоминают зрительный, графический образ слова.
- Ученики проговаривают слово чётко, по слогам, затем хором. Запоминается слуховой образ.
- Учитель пишет слово на доске, ученики – в своих словариках, мысленно проговаривая его по слогам. Отмечается ударный слог, подчёркиваются безударные гласные.
- Даётся краткая этимологическая справка, объясняется, почему слово пишется именно так.
- Подбор и запись однокоренных слов.
- Слова включаются в сочетания, предложения, связный текст – во все тренировочные работы.
Закрепление навыков грамотного написания трудных слов:
- найти в своём словарике и выписать в тетрадь слова на изучаемое правило;
- словарный диктант с последующей самопроверкой;
- замена развёрнутого определения одним словом из словарика;
- подбор к данным словам синонимов, причём эти синонимы выписываются из словарика;
- самодиктанты с использованием картин художников: найти на картине как можно больше предметов, которые названы «трудными» словами; правильно написать их.
8. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости учащихся.
В интересах обучения учителю важно выявить все сомнения учащихся в процессе письма, важно иметь картину истинного уровня знаний учащихся. Таким видом работ и явился диктант «Проверяю себя».
Большое количество сомневающихся в написании той или иной орфограммы – сигнал учителю о том. Что над этой орфограммой нужно продолжать работать.Этот диктант проводится и как обучающий (предупредительно-объяснительный).
Учащиеся получают установку: те орфограммы, в написании которых они сомневаются, пропустить, подчеркнуть место пропуска и написать на полях против этой строки букву «В» (вопрос). Таким образом осуществляется предупреждение ошибок.
После записи каждого предложения учитель выясняет, у кого в процессе письма возникли вопросы. Учитель просит других учащихся, не сделавших ошибок, ответить на вопросы. Иногда с помощью учителя может ответить и сам ученик, задавший вопрос. Когда написание объяснено и ответ на вопрос получен, учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают её, а допустившие ошибку – исправляют.
Для тех, кто пропустил орфограмму в момент письма, диктант является предупредительным; для тех, кто исправил только что допущенную ошибку, он объяснительный.
В зависимости от характера орфограмм диктант может быть словарным (из слов или словосочетаний), состоять из отдельных предложений или небольшого связного текста.
Диктант «Проверяю себя» развивает способности учащихся самостоятельно отыскивать допущенные ошибки.
Итак, мы рассмотрели некоторые виды работ по формированию орфографической зоркости учащихся. Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и квалифицировать их. У учеников не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку, он не видит орфограмму. Именно способность реагировать на орфограммы отличает грамотного от неграмотного человека.
Таким образом, умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
И учителя должны бороться за то, чтобы развивать у учащихся «орфографическую зоркость», привить способность замечать слова, в написании которых человек не уверен и требуется навести необходимые справки. Это умение должно формироваться сразу, с первых лет обучения, и систематически закрепляться до конца обучения.