Методические рекомендации по развитию орфографической грамотности в начальной школе


Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По развитию
орфографической зоркости в начальной школе по ФГОС

2015 год.
С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.
Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
-11493538100Анализ ситуации
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
В Стандарте четко сформулированы требования к  результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и  условиям ее реализации,  учитывающие  возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить  возможность: 
прийти к пониманию того, что язык и речь представляют собой  явления национальной культуры и основные средства человеческого общения; сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
В частности, учебные предмет «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
При изучении русского языка мы часто встречаемся с такой ситуацией: дети знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы делают  ошибки. Почему? На уроке русского языка ученик слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Такую работу на уроке можно назвать пассивной или относительно пассивной. А глубокие знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным  материалом, то есть в активной познавательной деятельности - «не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам добываю знания»
На уроках русского языка развивать внимание - значит, развивать умение видеть различные формы слова, развивать  орфографическую зоркость.
 Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Актуальность
-93980-1270Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой  и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно  и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило,  не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков
Почему-то уроки русского языка ученики во многих школах не очень любят. Они с неохотой учат, а порой зубрят скучные правила, без которых невозможно грамотно писать.  Как сделать, чтобы уроки русского языка стали для  младших школьников интересными, увлекательными? Как сделать так, чтобы орфограммы легко запоминались и осознанно использовались детьми при письме?  Одним из средств развития являются игровые упражнения. Их можно использовать при работе школьников в парах, в группах и даже индивидуально.  Игры вызывают в глазах учеников огонёк любознательности, желание запомнить и использовать на практике правило, формируют у школьников орфографическую зоркость, при объяснении и доказательстве  действий развивают у них речь, пробуждают у детей интерес и любовь к урокам русского языка.   С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность при сохранении значимости игровой.
Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Самую большую часть орфограмм русского языка, по заключению учёных, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слова и перед другими согласными.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот. Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?
Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.
На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.
 
Научная часть
-40195535560Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
  
Психологические особенности  процесса письма у младших школьников Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и всё же он  остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, но не умеют применять.
На уроке ученик пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает ее го мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить внимание, мысль, напрячь свою память. Активность же при усвоении материала требует внимания к изучаемому, заданиям учителя, формулировкам правил и заданий учебника. Для всего этого необходимо напряжение ума и воли учащихся. Как известно, К.Д.Ушинский считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребёнка. Внимание – это сосредоточенность сознания на чём-либо. Сосредоточить его нельзя без известного напряжения воли, без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, придают большое значение воспитанию у детей внимания.
В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию). Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимания ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию .В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо?
Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.
Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.
Речедвигательная память (кинестезическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав  изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова.
Немалую роль в деле обучения русскому языку играет  сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательной выполнений заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника – тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, ненужность принуждения со стороны учителя, родителей – очень важный признак сознательного отношения к обучению. Дети этого возраста часто не могут в полной мере осознать ответственность за выполняемую ими работу. Даже не всегда интерес к заданию достаточен для того, чтобы ученик без напоминания взялся за его выполнение. Интерес к работе по русскому языку воспитывается у школьника в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать.
 
С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность при сохранении значимости игровой. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
 
Игровые упражнения,
-30670519685развивающие фонематический слух
 Предпочтение в процессе поиска новых путей и средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые  способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. В школьной практике к таким средствам всё чаще относят игры(Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.).
Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р.Львова, – это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений»
На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.
Упражнение 1. «Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своёстоле различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка,мяч, миска и т. п. – Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны,не берите игрушку, за которую не платили!Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинаетсяна звук [м,] (мяч, мишка).Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.
Упражнение 2. Лото «Читаем сами»
.I вариант.  Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? ( У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. 
Упражнение 3. «Волк, собака охотник».
Предварительно дети находят в слове первый звук.– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р], остальные звуки – зайцами, а вы –охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
Упражнение 4. «Звери заблудились».
– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.
Упражнение 5. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).
Упражнение 6. Игра «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например:  горсть –гость.  (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. В словах замените один согласный звук. Например:  корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Упражнение 7. «Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:
 1) называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять количество букв и звуков в слове и т.д.
-104775134620
Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся
Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие фонематический слух.
«Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху»
Орфографический  диктант.
Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т.д.Учитель показывает предметные картинки  и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая орфограмма. Например: предметные картинки: лыжи, стул, карандаши, часы, шишка, ваза, щука.  Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
Учитель предлагает прослушать слова. Затем  просит запомнить и записать те слова, в которых есть безударная гласная а, о или е.
Взаимопроверка.
Учащиеся  обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом. 
Дифференциация звучания и написания слов.
Учитель читает слово .Затем даёт задание ученику:»Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так ,как напишешь; объясни почему(выдели орфограмму); запиши слово ,а буквы, которые пишутся по правилу ,напиши другим цветом. 
«Сосчитай сколько слов». Упражнение можно использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание: сосчитать, сколько слов в нём начинается или заканчивается на определённый звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребёнок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок. 
«Где же спрятались слова?». Упражнение можно использовать на уроках русского языка, чтения. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.
«Игра на рояле». Упражнение можно использовать на уроке русского языка. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле» (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.
 
-210820135255Использование игровых упражнений на уроках русского языка
«Выбери три слова»
(игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-кидоро-кипло-цыкни-кихле-цыкле-какали-ка бере-кифла-киобло-кипиро-кимарты-кареди-каду-кило-китетра-касли-китра-каморко-кали-киостро-кипромока-каголу-цыреше-каЗадания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыиланскикьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Игра «Засели домик»
по теме « Парные согласные звуки» Задание:
- Чья группа, пара или кто быстрее и правильнее «заселит свой домик» буквами, обозначающими парные согласные звуки по звонкости-глухости?
Игра «Найди букву»
 Эта игра проводится по темам: «Проверяемые безударные гласные в корне слов», «Проверяемые парные согласные в корне слов». На доске висит столько слов, сколько в классе детей. Провожу её вместо физминутки следующим образом: 
- Ребята, к нам в класс пробрался сеньор Помидор. Он выкрал в словах буквы и запер их в домиках под замок. Кто поможет мне их вернуть? Только есть одно условие: замок откроется лишь в том случае, если вы сможете подобрать правильно проверочное слово.
Задание:
- Кто выйдет к доске и поможет мне вернуть букву в нужное слово?
Работа в парах.
Проходит следующим образом: на маленьких карточках выписаны слова на необходимую орфограмму по две пары: проверяемые и проверочные слова. Принцип работы - лото. Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать безударную гласную и проверочное слово. Если второй ученик говорит неправильно, то получает задание повторно. Таких карточек у каждого ученика от 2 до 5 (по способности).
Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно текст записан на доске.
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.
- Объяснительные и предупредительные диктанты.
- Выборочные списывания и диктанты.
- Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.
- Письмо по памяти.
- Использование зрительных диктантов.
- Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения.
- Использование этимологического анализа.
Использование орфографического чтения
для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.
Прием списывания
как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.
 Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Существуют множество методик по обучению списыванию, но все они сходятся в оном – орфографическое прочтение просто необходимо. Как необходимо каждый урок начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:
карандаш радостный сказка
земляника опасный березка
Москва солнце легкий
хорошо известный гладкий
Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1 -2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике на непроизносимую согласную и как ее проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как ее проверить.Алгоритм списывания может выглядеть так:
- прочитай предложение так, как оно слышится;
- прочитай предложение, как оно пишется;
- повтори по памяти;
- подчеркни орфограммы и «опасные места»;
- еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
- пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
- проверь по книге.
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. Но в то же время необходимо выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности.
Использование мнемотехники
(запоминание путём выстраивания ассоциаций).
Например, чтобы запомнить словарное слово – витрина, необходимо несколько раз проговорить: «Витя Видит ВИтрину»
Пприменение ИКТ.
Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках используются письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе. Так, при изучении в 5 классах темы «Морфемика» мы знакомимся с понятием «связанные корни». В учебнике под редакцией Ладыженской и Баранова этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (Урок 4) Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником. Очень удобно использовать компьютерные технологии и при повторении пройденного материала.
Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения, но даже систематическое использование этих дает неплохие результаты.
Комментированное письмо.
Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая  и не забегая вперёд.  Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
 
  Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
   
Письмо по памяти.
Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.
     
Творческие работы.
 Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
 
Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения  орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у учащихся необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле.  Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова»  и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные  отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
Прочитай правило. Какие  согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)
Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
 Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
                                            АЛГОРИТМ.
Определи место, где возникла орфографическая задача;
Какой группе правил относится данная орфограмма;
В какой части слова находится орфограмма;
Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
Определить в слове ударение;
Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
Написать слово в соответствии с правилом.
      При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задачи.
       1. Прочитай загадки:        
         « Глаза на рогах, а домок на спине». «Хвост серпом, голова с гребешком».
  Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
   2. Предлагаю составить  предложение по сюжетной картинке на тему: «Зима в лесу».  
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.  Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
Часто провожу  зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте.  Текст  закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
Провожу различные  игры.
Игра «Спрячь Ь  в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»:
 п . ля,   м . ря,    с . ды, ч.сы, пл.ды, м.ржи.
Объясни , почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские  л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «Лесенка».
Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука…                      бере…      
лу…                          моро…
зимний  ле…           гладкий лё…
российский фла.. тяжёлый гру…
больной зу.. спелый арбу..
   Часто использую следующие виды работ:
  - На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
    - При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.
Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
 - Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Я-учитель». Детям очень нравиться работать цветными ручками в тетрадях и цветными мелками на доске. На доске записываю предложения. Детям предлагаю «подчеркнуть» красным мелом изученные орфограммы. Сначала «подчеркиваем» на доске с помощью красного мела, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша или ручки. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
 - Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку,  а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.
 - Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.
     Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям,  и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:
   - Списывание слов с доски с пропуском букв;
   - Работа в паре с последующей проверкой;
   - Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц. поговорок;
       В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Словарно-орфографическая работа—один из важнейших этапов урока русского языка в начальной школе. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными. Задача учителя пробудить интерес школьников, помочь им полюбить трудные слова.
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:
 
Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
Устная работа с помощью сигнального веера , на котором написаны гласные: А,О,И,Е,Я.     Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам  (1 – с гласной А,  2 – с гласной О).
Выписать слова,  отвечающие на вопросы кто? (что?).
Выписать слова , в которых два слога.
Выписать слова на тему «Животные».
Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.
Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)
Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а  рисовать  умеет. (мороз)
           Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
 Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».
Например, я  предлагаю детям следующий словарный диктант:  Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:
1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;
2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;
3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;
4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;
5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.
6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.
 Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.
Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.
 Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
       Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего  добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание
                                           ПАМЯТКА
Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.
Повтори заданные слова из словаря.
Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.
Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.
Закончив работу, внимательно проверь, что написал.
 Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том,  чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки ,закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Для себя составляю таблицу или диаграмму в которой отслеживаю ошибки каждого ученика. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику.   
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.  
А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
 Использование раздаточного материала - один из эффективных приемов в усвоении орфограмм учащимися.
Раздаточный материал – это карточки из плотной бумаги, на которой написаны тренировочные тексты, столбики слов, схемы слов, предложений, образцы выполнения заданий. Например, каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой. Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта (от 5 до 15 карточек). Дети могут работать в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.
Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Для ребят сильной группы свободное время не пропадает даром в ожидании, когда другие дети выполняют задание. Работая с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении разноуровневого задания, проявить упорство и аккуратность.
Как показывает опыт, дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить с помощью более сильного ученика.
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать на основе разъяснения несоответствия произношения и написания:
1. Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появлении возможной ошибки.
2. Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
3. Развивать фонематический слух.
4. Обучать правильному списыванию текста.
5. Прививать интерес к чтению.
6. Интегрировать уроки русского языка и литературы.
7. Развивать словарный запас детей.
Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это тот же привычный для детей словарик (разрезанная вдоль тетрадочка), в котором есть схемы-опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут все образцы разборов и при необходимости могут ими пользоваться.
Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.
Специально для уроков русского языка ученики заводят тетради для опорных схем, которые вместе с учителем заполняют по мере ознакомлением с новыми орфограммами. Листы нумеруют, чтобы было удобно находить нужную страницу. В середине листа, наверху рисуют опорную схему, пишем правило, а ниже записывают в столбиках слова с данной орфограммой, орфограмму выделяют.
Эти тетради являются постоянными спутниками детей, так как на любом уроке могут встретиться слова с изученной орфограммой. Таким образом, у детей развиваются зрительная память и логическое мышление.
9055101138555Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих.
Автор- составитель учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 станицы Ленинградской Краснодарского края
Бочка Ирина Александровна