Статья Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка


Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка

Повышение орфографической грамотности учащихся всегда остается одной из важнейших проблем в преподавании русского языка в школе.
Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из легких. Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.
Внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ребёнок сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Таким образом, я ставлю несколько задач. Исходным моментом решения любой задачи, в том числе орфографической, является постановка вопроса «Что надо узнать?». 1. Знакомлю детей с понятием «орфограмма» и помогаю им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввожу в практику письменной речи школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности». Чтобы ученики могли «уходить» от ошибок, пропуская сомнительные для них буквы, мало разрешить им так поступать - надо сначала научить их сомневаться.
Только научившись обнаруживать все объективно опасные места в словах, можно научиться разделять их на бесспорные и сомнительные для самого ученика.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Приведу примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости: 1. Орфографическое чтение. 2. Комментированное письмо с указанием орфограмм. 3.Письмо с проговариванием. 4. Зрительный диктант. 5. Диктант " Проверяю себя”.
6.Самодиктант. 7.Взаимодиктант. 8.Специально организованное списывание. 9. Очень важно проводить на уроке словарно-орфографическую работу или "По следам ошибок».
На всех этапах работы уделяю особое внимание значению слова. От значения слова к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец от слова храбрый, писатель от слова пишет.
Главное – работа над орфографической зоркостью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения школьников русскому языку.


15