Рабочая программа внеурочной деятельности, 2 класс, Проектная деятельность


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2-б класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» и «Положения о рабочих программах ЛГ МАОУ «Гимназия №6» с учётом Примерной программы внеурочной деятельности и программы «Проектная деятельность», автор Пахомова Н.Ю. [Пахомова Н.Ю., Программа курса «Проектная деятельность». 2-4 классы/Н.Ю. Пахомова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 104 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).]
Программа модернизированная. Увеличение количества часов (с 1 часа в неделю до 3 часов) происходит за счёт увеличения количества занятий, направленных на организацию практической деятельности обучающихся по отбору, переработке и преобразованию информации с использованием разнообразных источников для реализации разнообразных учебных проектов.
При организации процесса обучения используются технологии (методики): информационно-коммуникационные, коллективный способ обучения (работа в парах, малых группах), игровые, здоровьесберегающие, технологии деятельностного типа (проблемный диалог, технология оценивания, технология продуктивного чтения), метод проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» во 2-б классе
Планируемые личностные результаты
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентации: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые метапредметные результаты и универсальные учебные действия
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; использовать, речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать по- знавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно- следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;
обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Проектные умения, формируемые во 2 классе:
умение планировать:
свою работу, количество деталей, выбор формы и цвета деталей, расположение деталей на изделии, сочетать различные виды освоенного планирования, последовательность операций, распределение операций между членами группы, распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени,
работу другого: для достижения заданного результата, для решения проблемы.
умение анализировать:
свои знания («знаю», «не знаю»);
условия (количественные и качественные характеристики изделия);
условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;
состав операций, необходимых для выполнения работы;
соответствие хода работы предварительно составленному плану;
ситуацию и проблему.
умение представлять:
продукт проектной деятельности, соблюдать правила этики и эстетики предъявляемого продукта;
рассказ о работе группы (на общий результат);
краткий рассказ о достигнутом результате.
СОДЕРЖАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» во 2-б классе
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание
учебного курса Формы организации Виды
деятельности
Проектные умения, цепочки проектных действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование и презентация (и/или осуществление) в целостном учебном проекте минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.
Проблемные ситуации в заданиях курса. Объекты ситуации и всё, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в деятельности.
Проведение различных действий и операций при выполнении заданий, которые должны быть в достаточной мере известны, понятны, знакомы из личного житейского опыта учеников или изученного ранее на других предметных занятиях.
Работа с альтернативными источниками информации. Содержание привлекается из справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением принципов доступности, соответствия теме, краткости. Подбор текстов по заданной теме, составление текстов для изготовления информационного продукта.
Умение планировать. Планирование деятельности и осуществление её в соответствии с составленным планом. Планирование работы по заданному результату. В каждом задании курса обрисовывается результат несложной ручной работы или разрешения несложной житейской ситуации. Работа над заданием, где дети продумывают свою работу, определяют план и его фиксируют (количество деталей, количество и качества деталей, распределение операций между детьми группы, время выполнения операций и задания в целом), проводят оптимизацию плана.
Анализ полученных результатов работы, качества составленного плана и выполнения работы в соответствии с планом проводится постоянно в ходе работы над каждым заданием. Работа над заданиями организовывается в групповой форме. Исключения составляют контрольные задания, где работа проводится в парах или индивидуально.
Анализ имеющихся ресурсов для предстоящей деятельности, включая собственные знания (первое полугодие). Создание ситуации выбора необходимых материалов из заведомо большего разнообразия.
Проектное планирование
диспуты,
экскурсии,
поисковые исследования.
Групповая форма
Групповая форма
Проектное планирование
диспуты,
поисковые исследования.
Групповая форма
Проектное планирование
Работа с источниками информации, экскурсии в библиотеку
Групповая форма
Проектное планирование
диспуты,
поисковые исследования.
Работа с источниками информации.
Индивидуальная, парная и групповая формы.
Групповая форма
Выступления с защитой презентаций Планирование своей работы. Планирование количества деталей.
Выбор формы и цвета деталей.
Расположение деталей на изделии. Деятельность по сочетанию различных видов освоенного планирования.
Планирование последовательности операций.
Распределение операций между членами группы.
Распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени.
Распределение работы другого: для достижения заданного результата и для решения проблемы.
Анализ своих знаний («знаю», «не знаю»).
Анализ условий (количественных и качественных характеристик изделия).
Анализ условия отбора материалов, деталей для выполнения работы.
Анализ состава операций, необходимых для выполнения работы.
Анализ соответствия хода работы предварительно составленному плану.
Анализ ситуации и проблемы.
Представление продукта проектной деятельности.
Соблюдение правил этики и эстетики предъявляемого продукта.
Рассказ о работе группы (на общий результат). Краткий рассказ о достигнутом результате.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» во 2-б классе
№ Тема Кол-во
часов
1 четверть – 25 часов
Что такое проект? 1
Как выбрать тему  проекта? 1
Какими могут быть  проекты? 1
Последовательность работы над проектом. 1
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Умение выдвигать гипотезы. 1
Выдвижение идеи (мозговой штурм). 1
Творческий проект «Цветок желаний» (групповое планирование) 3
Творческий проект «Цветок желаний» (работа по плану) Творческий проект «Цветок желаний» (презентация продукта, рефлексия) Проект «Безопасный переход улицы» (формулирование проблемы) 3
Проект «Безопасный переход улицы» (работа с планом-инструкцией) Проект «Безопасный переход улицы» (презентация продукта, рефлексия) Учимся выбирать дополнительную литературу. 3
Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку Использование средств наглядности, технических средств. 3
Использование средств наглядности, технических средств. Использование средств наглядности, технических средств. Наблюдение как способ выявления проблем. 1
Творческий проект «Осень» (формулирование проблемы) 5
Внедрение в проект «Осень» Творческий проект «Осень» (работа в группах) Творческий проект «Осень» (работа в группах) Образовательное событие «Защита проектов «Осень» Что такое художественно-творческий проект? 1
2 четверть – 21 час
Художественно-творческий проект «Сказки народов мира»
(формулирование проблемы, планирование) 3
Художественно-творческий проект «Сказки народов мира»
(работа в группах) Художественно-творческий проект «Сказки народов мира»
(защита проекта, рефлексия) Творческий проект «Космос» (планирование) 4
Творческий проект «Космос» (экскурсия в библиотеку) Творческий проект «Космос» (работа в группах) Творческий проект «Космос» (защита проектов, рефлексия) Творческий проект «День Матери» (планирование) 3
Творческий проект «День Матери» (работа в группах) Образовательное событие «Защита проектов «День Матери» Социальный проект «Кормушка для птиц»
(формулирование проблемы, планирование) 2
Социальный проект «Кормушка для птиц»
(работа в группах, рефлексия) Коллективный творческий проект «Царство Деда Мороза» (планирование) 3
Коллективный творческий проект «Царство Деда Мороза»
(работа в группах) Коллективный творческий проект «Царство Деда Мороза»
(защита проектов, рефлексия) Коллективный творческий проект «Приметы Нового года» (планирование) 3
Коллективный творческий проект «Приметы Нового года»
(работа в группах) Коллективный творческий проект «Приметы Нового года»
(защита проектов, рефлексия) Игровой (ролевой) проект «Здравствуй, праздник новогодний» (планирование) 3
Игровой (ролевой) проект «Здравствуй, праздник новогодний»
(работа в группах) Игровой (ролевой) проект «Здравствуй, праздник новогодний»
(утренник) 3 четверть – 30 часов
Коллективный творческий проект. Введение в проект «Моя школа» 5
Коллективный творческий проект «Моя школа» (экскурсия по школе) Коллективный творческий проект «Моя школа» Коллективный творческий проект «Моя школа» Коллективный творческий проект «Моя школа» Образовательное событие «День ручного письма»
(защита творческих работ обучающихся «Писать красиво нелегко») 1
Творческий проект «Обложка книги о природе» (планирование) 4
Творческий проект «Обложка книги о природе» (экскурсия в библиотеку) Творческий проект «Обложка книги о природе» (работа в группах) Творческий проект «Обложка книги о природе»
(защита проектов, рефлексия) Что такое информационный проект? 3
Сбор материала к информационному проекту
«День защитника Отечества» Информационно-исследовательский проект «День защитника Отечества» Творческий проект «Профессия моего папы» 3
Творческий проект «Профессия моего папы» Защита проектов «Профессия моего папы» Творческий проект «Для любимой мамочки» 3
Творческий проект «Для любимой мамочки» Творческий проект «Для любимой мамочки» Творческий проект «Для любимой мамочки» 3
Творческий проект «Для любимой мамочки» Защита проектов «Для любимой мамочки» «Профессии нашей мечты» (погружение в проект) 3
Сбор информации по теме: «Профессии нашей мечты» Защита проектаов «Профессии нашей мечты» «Компьютер или книга – что лучше?» (погружение в проект) 1
Сбор информации по теме «Компьютер или книга – что лучше?» 3
Сбор информации по теме «Компьютер или книга – что лучше?» Защита проектов «Компьютер или книга – что лучше?» Защита проектов «Компьютер или книга – что лучше?» 1
4 четверть – 26 часов
Работа со словом. Лексическое и общее значение слова
(погружение в проект) 2
Работа со словом. Лексическое и общее значение слова
(поиск информации и подготовка проекта) Работа со словом. Лексическое и общее значение слова (защита проекта) 4
Художественно-творческий проект «Сказки народов мира»
(погружение в проект) Сбор материала к художественно-творческому проекту
«Сказки народов мира» Сбор материала к художественно-творческому проекту
«Сказки народов мира» Защита художественно-творческого проекта «Сказки народов мира» 2
Защита художественно-творческого проекта «Сказки народов мира» «Семейные традиции» (погружение в проект) 3
Сбор информации по теме: «Семейные традиции» Защита проектов «Семейные традиции» Составление аннотации к прочитанной книге. Составление картотеки. 3
Составление аннотации к прочитанной книге. Составление картотеки. Составление аннотации к прочитанной книге. Составление картотеки. Информационный проект «Приметы весны»
(погружение в проект, сбор информации») 5
Информационный проект «Приметы весны» (работа в группах) Информационный проект «Приметы весны» (работа в группах) Информационный проект «Приметы весны» (работа в группах) Защита проектов «Приметы весны» «День Победы в цифрах» (погружение в проект) 3
Сбор информации по теме: «День Победы в цифрах» Защита проекта: «День Победы в цифрах» «Мы дети одной страны» (погружение в проект) 3
Сбор информации по теме: «Мы дети одной страны» Защита проекта: «Мы дети одной страны» Твои впечатления работы над проектом 1
Итого 102 часа
Лист корректировки рабочей программы
№ знятия по
тематическому
планированию До корректировки Способ
корректировки После корректировки
Тема
занятия Количество
часов Тема
занятия Количество
часов дата