Рабочая программа внеурочной деятельности Проектная деятельность, 1 -4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Ижевска Удмуртской Республики



Рассмотрена на заседании ШМО
учителей начальных классов.
Протокол № 1 от 29.08.2015 года.
Руководитель ШМО: _______ Е.Г.Мерзлякова

Составлена на основе авторской программы к учебному комплекту
«Учусь создавать проект».
Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова

Согласована.
Заместитель директора по ВР: _______М.В. Дягилева



Принята на заседании педагогического совета.
Протокол №1 от 30.08.2015 года.



Утверждена.
Директор МБОУ «СОШ№91» _______ Л.А.Сурнина
Приказ № 265 от 30.08.2015



ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по научно-исследовательскому направлению
Проектная деятельность
Возраст детей: 6-11 лет.
Срок реализации: 4 года.
(1 час в неделю: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах в год)




Автор-составитель:
Бушуева Елена Александровна,
учитель начальных классов


2015год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
Старинная китайская поговорка
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Проектная деятельность» по научно-исследовательскому направлению разработана на основе авторской программы к учебному комплекту «Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. С появлением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» происходит изменение оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятие «компетенция». В Концепции закреплено положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Таким образом, новая цель образования – формирование компетентной личности выпускника через освоение им ключевых образовательных компетенций.
         Что же такое компетентность? В федеральном государственном образовательном стандарте датся следующее определение понятия.
Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Исследовательская деятельность обучающихся  деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов:
постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность  деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий по проектной деятельности, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Проектная деятельность» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, способностях.
В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Программа «Проектная деятельность» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Она включает в себя 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2, 3, 4 классах. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер.

Формы занятий
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий
Продолжительность занятий: 1 класс – в первом полугодии - 35 минут, во втором полугодии - 40 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Основные разделы программы
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
 -ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Описание ценностных ориентиров курса «Проектная деятельность»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ожидаемы результаты и способы определения их результативности
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении проекта;
поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивающие положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
умение осуществить анализ результатов;
умение выделить проблему, поставить цель проекта или исследования, определить предполагаемы продукт проекта;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по разным школьным дисциплинам.

Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
50-79% - средний уровень;
меньше 50% - низкий уровень.

Планируемы результаты
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по логике, относятся:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность создать атмосферу вовлеченности.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
виды деятельности учеников на уроке;
приёмы преподнесения заданий;
процесс выполнения заданий.
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства широко привлекаются также при создании:
классных газет и журналов (компьютер);
фотоальбомов (фотоаппарат);
DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) математических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая изображения с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
Список литературы
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления./О.Ю.Нежинская –Волгоград, 2004г.
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса
(Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2011г.).
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем: Рабочие тетради 1,2,3,4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова,
«РОСТкнига», 2011г.).
Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для
воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых
// Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие
страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии /
С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. –
№ 7. – С. 41-44.
Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: -
ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И.
Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.




















Тематическое планирование, 1 класс

№ п\п
Тема занятия
Изучаемый материал
Контроль



1.

Кто я? Моя семья.
Способы передачи информации. Сообщение о своих родных и родственниках.


2.
Чем я люблю заниматься. Хобби.
Лексическое значение слова «Хобби». Увлечения девочек и мальчиков.
Творческая работа

3.
О чём я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

Понятие «Проект». Главное составляющее проекта – тема. Выбор темы.


4.
Как собирать материал. Твои помощники. Этап.
Источники получения информации по теме проекта. Понятие «Этап проекта».


5.
Повторение. Давай вспомним.
Различение хобби от других занятий. Определение этапов при выполнении заданий. Поиск необходимой информации. Выбор помощников.


6.
Проблема.
Понятие «Проблема». Решение проблемы.


7.
Проблема. Решение проблемы.
Обозначение проблемы проекта. Пути решения проблемы.


8.
Гипотеза. Предположение.
Понятия «Гипотеза» и «Предположение». Использование слов для предположения: может быть, допустим, возможно, что, если, предположим.


9.
Гипотеза. Играем в предположения.
Выдвижение гипотез. Высказывание предположений и вывод по прочитанному тексту.


10.
Цель проекта.
Понятие «Цель». Цель проекта. Постановка цели.


11.
Задача проекта.
Понятие «Задача проекта». Формулирование задач проекта.


12.
Выбор нужной информации.
Правило отбора информации. Опора на основную мысль проекта.


13.
Интересные люди – твои помощники.
Познакомить с разными профессиями, предприятиями, на которых можно встретить людей этих профессий.


14.
Продукт проекта.
Понятие «Продукт проекта». Выбор продукта для проекта.


15.
Виды продукта. Макет.
Познакомить с видами продукта: аппликация, оригами, мозаика, поделка, рисунок. Макет как вид продукта. Составление плана для изготовления макета.


16.
Повторение пройденных проектных понятий.

Повторить пройденные проектные понятия: тема, проблема, цель, задача, продукт.


17-18
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
Понятия «Визитка» или «Визитная карточка». Поэтапное составление визитки. Составление визитки к проекту.
Практическая работа

19-20
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
Понятие «Мини-сообщение». Выбор основного содержания проекта. Подготовка выступления на 7 минут.


21.
Выступление перед знакомой аудиторией.
Мини-сообщение по проекту. Пожелание другу-проектанту. Рисунок-подарок проектанту.
Практическая работа

22-23
Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета.
Проведение опыта по окрашиванию белых цветов в два цвета. Записи при проведении опытов.
Лабораторная работа

24.
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Научить приёмам подготовки ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта: читать больше литературы по теме, смотреть познавательные передачи по теме проекта, хорошо знать свой проект.


25-26
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Грамотное, правильно построенное и уверенное выступление перед незнакомой аудиторией.
Практическая работа

27.
Повторение. Давай вспомним
Повторение пройденных проектных понятий, основных правил при составлении визитки, при выступлении перед аудиторией.


28.
Играем в учёных. «Мобильные телефоны».
Проведение опыта. «Мобильные телефоны» из пластиковых стаканов.
Лабораторная работа

29.
Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос.
Получить электричество с помощью волос и воздушного шарика.
Лабораторная работа

30.
Играем в учёных. Поилка для цветов.
Изготовление поилки для цветов
Лабораторная работа

31.
Чему ты научился.
Выполнить тест и провести самоанализ.
Тест

32-33
Памятка для учащегося-проектанта. Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.
Составить памятку для учащегося-проектанта. Написать пожелание будущим проектантам и дать им несколько советов.


Тематическое планирование, 2 класс
№ п/п
Тема занятия
Изучаемый материал
Контроль

1.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Занятие 1 стр. 1-2.
Объяснять значение понятия «хобби». Формировать умение работать с информацией.


2.

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.
Занятие 2 стр.3-9.
Познакомиться с понятиями «словарь», «проект», «тема», «формулировка». Обсудить советы по выбору темы исследования. Формулировать тему своего проекта. Работать с текстом (словарём), находить нужную информацию.


3.
Выбор помощников в работе над проектом.
Занятие 3 стр. 10-12.
Познакомиться с понятием «помощник». Учиться составлять вопросы помощнику проектанта.
Составление вопросов помощнику.

4.
Этапы работы над проектом.

Занятие 4 стр. 13-15.
Познакомиться с понятием «этап». Составление плана проекта.
Составление плана работы над проектом.

5.

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность».
Занятие 5 стр. 16-18.
Рассматривать тему проекта с позиции актуальности.Повторить правила подбора материала для проекта. Повторить понятия «хобби», «формулировка», «этап».


6..
Проблема. Решение проблемы.
Занятие 6 стр. 19-21.
Работать над исследованием проблемы, нахождением способов ее решения.


7.

Выработка гипотезы – предположения.
Занятие 7 стр. 22-24.
Познакомиться с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». Формировать умение строить гипотезы и предполагать способы проверки своих гипотез.


8.
Цель проекта.
Занятие 8 стр. 25-26.
Учиться формулировать цель своего проекта.


10.
Задачи проекта.
Занятие 10 стр. 27-28.
Работа над понятием «задачи проекта». Формулировка задач своего проекта.
Формулировка цели и задач своего проекта.

11.
Сбор информации для проекта.
Занятие 11 стр. 29-31
Познакомиться с понятиями «сбор», «информация». Выбирать способы получения информации.


12.
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Занятие 12 стр. 32-34
Познакомиться с понятиями «интервью», «интервьюер». Знакомство с требованиями к составлению интервью для проекта. Формировать умения брать интервью. Развитие коммуникативной компетентности.
Составление интервью для проекта

13.
Обработка информации. Отбор значимой информации.
Занятие 13 стр. 35-37
Знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». Формировать умение выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные.


14.
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».
Занятие 14 стр. 38-39
Познакомиться с понятием «продукт проекта», формами продукта проектной деятельности.



15.
Играем в учёных. Это интересно. Тестирование.
Занятие 15 стр. 40-43
Применение знаний на практике. Формирование умения правильно использовать изученные понятия в самостоятельной работе и определять в ней область знания и незнания.
Тест.

16.
Отбор информации для выступления. Мини – сообщение.
Занятие 16 стр. 44-47
Познакомиться с понятием «выступление», составление мини – сообщения по плану.
Составление мини – сообщения по своему проекту.

17.
Творческая работа. Презентация.
Занятие 17 стр. 48-50
Познакомиться с понятием «презентация», с требованиями к составлению презентации.
Составление презентации на бумаге.
Составление презентации на бумаге (групповая работа).

18.
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.
Занятие 18 стр. 50-56
Знакомство с компьютерной презентацией.


19.
Знаком ли ты с компьютером? ПрограммаМРР-MicrosoftPowerPoint.
Занятие 19 стр. 1-6, часть2.
Показать возможности программы МРР-MicrosoftPowerPoint. Обучить первым шагам составления презентации на компьютере (создание слайдов с разными темами).


20.
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР.
Занятие 20 стр. 7-11.
Обучить первым шагам составления презентации на компьютере (создание слайдов с разными темами).
Создание презентации (по выбору).

21 - 22.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Занятие 21-22 стр. 12-14.
Обучать выступлению перед знакомой и незнакомой аудиторией. Формирование умения оценивать свою работу.


23.
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.
Занятие 23 стр. 15-18.
Подготовительная работа к ответам на вопросы. Формировать умение отстаивать свою точку зрения, развитие уверенности в себе.
Работа в паре.


24.
Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого дельфина».
Занятие 24 стр. 19 - 22.
Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, проверка на сохранность знаний.
Тест.

25 - 26
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Занятия 25 – 26 стр. 23 – 26.
Знакомство с понятием «визитная карточка», требованиями к составлению титульного листа визитки. Формировать умение создавать визитку проекта. Коллективная работа.
Титульный лист визитки своего проекта.

27.
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».
Занятие 27 стр. 27 – 29.
Знакомство с понятием «самоанализ». Формирование умения оценивать свою работу определять в ней область знания и незнания.
Тест.

28.
Играем в учёных. Это интересно.
Занятие 28 стр. 30.
Формирование у обучающихся основы практического мышления и сознания. Проведение опыта с водой, наблюдение, анализ.


29.
Различные конкурсы проектно – исследовательской деятельности.
Занятие 29 стр. 31 – 33.
Знакомство с различными конкурсами проектов.


30.
Памятка жюри конкурсов.
Занятие 30 стр. 34 – 36.
Знакомство с требованиями жюри к выступлению на конкурсе проектов (лист оценивания). Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям.


31.
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Занятие 31 стр. 37 – 39.
Обучать выступлению перед незнакомой аудиторией.


32.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
Занятие 32 стр. 40 - 41.
Формирование умения оценивать свою работу определять в ней область знания и незнания. Формировать умения подводить некоторые итоги своей работы.


33.
Играем в учёных. Это интересно.
Занятие 33 стр. 42.
Проведение опыта, наблюдение, анализ. Учить делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов.


34.
Благодарственные рисунки – открытки помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам.
Занятие 34 стр. 43- 44.
Учить высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года (членам команды, помощникам).Оформлять благодарности в виде рисунков,открыток.


Тематическое планирование, 3 класс
№ п/п
Тема занятия
Изучаемый материал
Контроль

1.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.
Занятие 1 ст. 1-3.
Объяснять значение понятия «хобби». Вспомнить этапы работы над проектом.


2.
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы.
Занятие 2 ст. 4-8.
Формулировать тему своего проекта, рассматривать ее с позиции актуальности. Повторить правила подбора материала для проекта. Рассмотреть понятие «задача проекта». Работать над исследованием проблемы, нахождением способов ее решения.


3.
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
Занятие 3 ст. 9-12.
Обсудить советы по выбору темы исследования. Повторить понятия «гипотеза», «предположение», «задача проекта». Соотносить понятия «цель» и «задачи» исследования. Учиться формулировать задачи к своему проекту.


4.
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практическое занятие.
Занятия 4-5 ст. 13-17.
Познакомиться с понятием «паспорт проекта». Учиться составлять паспорт проекта на примере образца. Составлять по плану паспорт своего проекта.
Составление паспорта проекта.

5.
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практическое занятие.



6.
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
Занятия 6-7 ст. 18-24.
Познакомиться с видами вопросов для анкет (уточняющие, восполняющие). Формировать умения составлять вопросы разных типов для анкет.
Знакомство с понятием «анкетирование», требованиями к составлению анкет для проекта.
Составление анкеты по заданной теме.

7.
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование.



8.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

Занятие 8 ст. 25-27.
Познакомиться с понятием «постер», условиями размещения материала на постере.


9.
Практическое занятие. Создание мини-постера.
Занятия 9-10 ст. 28-31.
Формировать умения в создании постера с ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами.
Создание мини-постера.

10.
Практическое занятие. Создание мини-постера.



11.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Занятия 11-13 ст. 32-40.
Формировать умения работы с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами.
Дополнить предложенную презентацию фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами.

12.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.



13.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.



14.
Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.
Занятия 14-16 ст. 41-47.
Познакомиться с понятием «анимация».
Формировать умения настраивать анимацию на слайдах.
Настроить анимацию на одном из слайдов презентации.

15.
Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.



16.
Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.



17.
Программа МРР. Дизайн.
Занятия 17-19 ст. 1-5.
Познакомиться с понятием «дизайн». Показать возможности программы МРР-Microsoft Power Point. Обучить первым шагам составления презентации на компьютере (создание слайдов с разными темами).
Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами


18.
Программа МРР. Дизайн.



19.
Программа МРР. Дизайн.



20.
Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.
Занятия 20-21 ст. 6-10.
Обучать работе с фотографией на слайдах (вставка, удаление, обрезка, изменение размера).


21.
Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.



22.
Требования к компьютерной презентации.
Занятия 20-21 ст. 6-10.
Повторить понятие «компьютерная презентация». Познакомиться с требованиями к составлению презентации.


23.
Требования к компьютерной презентации.



24.
Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР.
Занятия 24-25 ст. 15-18.
Закрепить полученные умения и навыки в работе с программой МРР на практике.


25.
Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР.



26.
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
Занятия 26-28 ст. 19-22.
Повторить понятие «компьютерная презентация». Создать презентацию по тексту на бумаге. Оформить презентацию на компьютере.

Создание презентации по тексту (групповая работа).

27.
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.



28.
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.



29.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
Занятия 29-30 ст. 23-28.
Ознакомить с понятиями «выступление», «визитка». Учить создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта.


30.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.



31.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Занятие 31 ст. 29-30.
Формирование умения оценивать свою работу определять в ней область знания и незнания.
Тест.

32.
Твои впечатления от работы над проектом.
Занятие 32 ст. 31-32.
Формировать умения подводить некоторые итоги своей работы.


33.
Пожелания будущим проектантам.
Занятие 33 ст. 33-34.
Формировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.


34.
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.
Занятие 34 ст. 35-37.
Учить высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года. Оформлять благодарности в виде открыток.


Тематическое планирование, 4 класс
№ п\п
Тема занятия
Изучаемый материал
Контроль



1.

Твои новые интересы и увлечения
Уметь составлять план выступления о круге своих интересов и увлечений и готовиться к нему; научиться делать лабиринт из обувной коробки.


2.
Виды проектов
Познакомиться с видами проектов (монопредметный, межпредметный, надпредметный)


3.
Исследовательско-творческий проект
Поговорить о с творческом проекте с элементами исследования; создать исследовательский проект «Ребятам о зверятах»; повторить, что такое антонимы и угадать названия сказок, зашифрованные антонимами.


4.
Творческий проект
Вспомнить, что может быть продуктом творческого проекта (театр, спектакль, спортивные игры, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и мн. другое); создать мини-проект «Мой завтрак»


5-6.
Ролево-игровой проект
Обсудить творческий мини-проект «Мой завтрак».Научиться самостоятельно ставить цели, определять пути её достижения, находить нужную информацию, анализировать и делать выводы при выполнении ролево-игрового проекта. Разыграть басню вместе с друзьями «Как кот в собаки нанимался».


7-8.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой
Познакомить с исследовательским проектом. Исследовать проблему «Компьютер и вирусы»; исследовать, какие телевизионные познавательно развлекательные передачи любят смотреть одноклассники.


9-10.
Информационно-исследовательский проект
Узнать, какой проект называется информационно-исследовательским. Создать информационно-исследовательский проект «Школьная форма». Решить анаграммы.


11-12
Практико- ориентированный проект
Познакомить с новым видом проекта - практико-ориентированным проектом и с его деление на две группы.


13-14
Монопредметный проект
Познакомить с видами монопредметных проектов.


15.
Межпредметный проект.
Повторить, что такое межпредметный проект; понаблюдать какие предметы тесно связаны между собой.


16.
Виды презентационных проектов.
Выбрать виды презентационных проектов. Провести опыт «Как поймать радугу».


17.
Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

Познакомить с презентацией проекта в виде отчета; с видами отчетов: промежуточным и итоговым.


18.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Дать определение «научная конференция»; составить перечень требований к речи выступающего.


19.
Правильная подготовка презентации к проекту.
Познакомить с общими моментами разработки презентации и тремя частями выступления. Составить Памятку для начинающего проектанта.
Практическая работа

20-21
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.
Рассмотреть общие рекомендации к публичному выступлению. Составить Памятку для начинающего проектанта при подготовке к публичному выступлению.
Практическая работа

22-23
Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом
Научить правильно составлять Памятку по составлению списка использованной литературы в ходе работы над проектом.


24
Типичные ошибки проектантов.
Рассмотреть типичные ошибки, допускаемые проектантами во время работы над проектом и составить Памятку.


25.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.
Изучить, по каким критериям жюри оценивает проектную деятельность.


26.
Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.
Научить выбирать макет и стиль диаграммы.


27.
Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.
Научить составлять таблицу и вносить изменения в неё. Создать таблицу «Расписание уроков».


28.
Практическая работа
Самостоятельно создать таблицу с оценками по предметам за всю неделю, выделив положительные оценки любым цветом, а отрицательные – красным.


29.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Выполнить тест и провести самоанализ.


30
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.
Научить находить нужные картинки и сведения по теме проекта в Интернете и использовать их в своей презентации. Выполнить творческую работу по теме «Моё любимое животное».
Творческая работа

31.
Программа Microsoft Оffice Word. Формирование навыка работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Познакомить с программой Microsoft Office Word (далее MOW). Напечатать текст: «У кого какой хвост?»


32
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам.
Поделиться впечатлениями от своей работы. Написать пожелание будущим проектантам или дать им несколько советов.


33.
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году (руководителю проекта и так далее).
Написать слова благодарности своему учителю, консультантам-родителям, помощникам друзьям, мудрому Дельфину. Нарисовать рисунок на память.


34.
Советы мудрого Дельфина на лето.
Познакомиться с советами и пожеланиями мудрого Дельфина.














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915