Рабочая программа внеурочной деятельности От проблемы к цели 6 класс Проектная деятельность


Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«От проблемы к цели»
для 6а класса
Составитель программы:
Жукова Джамиля Салимжановна,
учитель истории и обществознания
2016 - 2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
основы публичного выступления и презентации своего проекта.
оценку с использованием эталона;
оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях;
об описании наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов;
о планировании наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач;
о выборе способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;
обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (если не способны сами устранить затруднения);
разделять ответственность в процессе коллективного труда.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни. Программа курса сочетает формы и методы обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся. Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Необходимость введения курса «От проблемы к цели» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Цель программы - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, социальной, коммуникативной, информационной) для решения актуальных проблем личности и общества; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей - комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества)
Задачи программы:
Образовательные:
закрепить алгоритм работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем; формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов; формирование ценностных ориентаций и смыслов; развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации; формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;
Воспитательные:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Периодичность и продолжительность занятий
понедельник вторник среда четверг пятница
класс 6а 6б
время 16.00-16.40 16.00-16.40
Учебно-тематический план
№ Название модуля Количество часов
общее теория практика
1 От проблемы к цели 4 2 2
2 Наблюдение и эксперимент 8 2 6
3 Сам себе эксперт 6 2 4
4 Как работать вместе 6 2 4
5 Основы риторики и публичного выступления 10 2 8
Итого: 34 10 24
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
"От проблемы к цели" 6 КЛАСС
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся шестого класса средней школы.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях. Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Модуль «ОТ ПРОБЛЕМЫ К ЦЕЛИ» (4 часа).
Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание нужд, потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией. Постановка проблемы
Модуль «НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ» (8 часов).
Модуль предназначен для освоения учащимися умений, связанных с такими способами сбора эмпирических данных, как наблюдение и эксперимент, которые оказываются востребованными на поисковом этапе работы над проектами наряду с использованием готовой информации.
В результате освоения модуля учащиеся:
получать представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях;
получат опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов;
получат и проанализируют опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач;
получат и проанализируют опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.
Модуль «САМ СЕБЕ ЭКСПЕРТ» (6 часов).
Целью данного модуля является формирование у учащихся умения оценивать результат и процесс своей деятельности.
В ходе изучения модуля учащиеся:
получат представление:
о процессе контроля;
об оценке, отметке, оценочных шкалах;
получат опыт:
деятельности в роли эксперта;
рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности;
самооценки своей деятельности и ее результатов;
научатся:
проводить оценку с использованием эталона;
оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности.
Модуль «КАК РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ» (6 часов).
Цель модуля: формирование составляющей коммуникативной компетенции, которая связана с продуктивной групповой коммуникацией.
Формирование следующих результатов:
умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;
умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (если не способны сами устранить затруднения);
умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.
Модуль «ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ»
(10 часов).
Цель модуля: получение навыков публичного выступления и презентации своего проекта.
В ходе изучения учащиеся получат опыт построения выступления и самого выступления сначала на отвлеченные темы, а затем – выступление в контексте своей проектной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Название темы Количество часов, отводимых на
освоение темы Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Раздел 1. От проблемы к цели - 4 ч.
1 Постановка проблемы. 1 Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание нужд, потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией. Постановка проблемы Познавательные: работать с информацией: обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. самооценка на основе критериев успешной деятельности.
2 Постановка цели. 1 Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.
3-4 Планирование. 2 Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов постановки и решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. уважительное отношение к иному мнению
Раздел 2. Наблюдение и эксперимент - 12 ч.
5 Наблюдение. 1 Наблюдение как метод Познавательные: обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из наблюдения
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. самооценка на основе критериев успешной деятельности.
6 Статистическое наблюдение. 1 Статистическое наблюдение как метод Познавательные: самостоятельно выполнять статистическое наблюдение
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.
7 Динамическое наблюдение. 1 Динамическое наблюдение как метод Познавательные: самостоятельно выполнять динамическое наблюдение
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. уважительное отношение к иному мнению
8 Эксперимент, его особенности. 1 Эксперимент как метод Познавательные: обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из эксперимента
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. самооценка на основе критериев успешной деятельности.
9-10 Краткосрочный эксперимент. 2 Краткосрочный эксперимент как метод Познавательные: самостоятельно выполнять краткосрочный эксперимент
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.
11-12 Длительный эксперимент. 2 Длительный эксперимент как метод Познавательные: самостоятельно выполнять длительный эксперимент
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. уважительное отношение к иному мнению
13 Выбор способа сбора данных. 1 Виды сбора данных Познавательные: иметь понятие о способах сбора данных
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.
14-15 Зачетный урок по теме. 2 Обобщение знаний методов Познавательные: самостоятельно применять изученный материал
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. уважительное отношение к иному мнению
Раздел 3. Сам себе эксперт - 7 ч.
16 Оценка по эталону. 1 Эталон. Оценка по эталону Познавательные: осуществлять поиск и выделение критериев эталона.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. потребность помогать товарищам в трудной ситуации.
17 Критерии оценки. 1 Критерии оценки. Познавательные: осуществлять выделение критериев оценки
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. потребность помогать товарищам в трудной ситуации.
8 Оценка продукта деятельности. 1 Продукт деятельности. Оценка продукта деятельности Познавательные: осуществлять оценку продукта деятельности.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. 19-20 Самооценка. 2 Самооценка. Познавательные: осуществлять самооценку.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. 21-22 Зачетный урок по теме. 2 Обобщение знаний Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. Раздел 4. Основы риторики и публичного выступления – 12 ч.
23-24 Как выступать успешно. 2 Основы ораторской речи Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. потребность помогать товарищам в трудной ситуации.
25-26 Планирование выступления. 2 План выступления Познавательные: осуществлять планирование своего выступления
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. потребность помогать товарищам в трудной ситуации.
27-28 Отличие устной речи от письменной. 2 Устная речь. Письменная речь Познавательные: осуществлять отличие письменной и устной речи
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата ответственность за общее благополучие потребность помогать товарищам в трудной ситуации.
29-30 «Как наше слово отзовется». 2 Влияние слова на человека. Двойной смысл слова Познавательные: осуществлять умение влияния слова на человека
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. 31-32 Зачетный урок «Публичное выступление». 2 Обобщение умений Познавательные: осуществлять применение полученных знаний
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: составлять план последовательности действий. потребность помогать товарищам в трудной ситуации.
33-34 Презентация проектов 2 Обобщение знаний
Приложение
к рабочей программе
по курсу «Основы проекта» для 6а класса
учитель Жукова Д.С.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Основы проекта» 6 класс
2016-2017 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
№ урока Тема урока Запланировано Фактически проведено
Количество часов Дата проведения Количество часов Дата проведения
Раздел 1. От проблемы к цели (4 ч.)
1 Постановка проблемы. 1 07.09 2 Постановка цели. 1 14.09 3-4 Планирование. 2 28.09
05.10 Раздел 2. Наблюдение и эксперимент (12 ч.)
5 Наблюдение. 1 12.10 6 Статистическое наблюдение. 1 19.10 7 Динамическое наблюдение. 1 26.10 8 Эксперимент, его особенности. 1 09.11 9-10 Краткосрочный эксперимент. 2 16.11
23.11 11-12 Длительный эксперимент. 2 30.11
07.12 13 Выбор способа сбора данных. 1 14.12 14-15 Зачетный урок по теме. 2 21.12
28.12 Раздел 3. Сам себе эксперт - 7 ч
16 Оценка по эталону. 1 11.01 17 Критерии оценки. 1 18.01 18 Оценка продукта деятельности. 1 25.01 19-20 Самооценка. 2 01.02
08.02 21-22 Зачетный урок по теме. 2 15.02
22.02 Раздел 4. Основы риторики и публичного выступления – 12 ч
23-24 Как выступать успешно. 2 01.03
15.03 25-26 Планирование выступления. 2 22.03
05.04 27-28 Отличие устной речи от письменной. 2 11.04 29-30 «Как наше слово отзовется». 2 18.04
25.04 31-32 Зачетный урок «Публичное выступление». 2 02.05
16.05 33-34 Презентация проектов 2 23.05
30.05
Аннотация к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
6а класса на 2016/2017 учебный год
Название рабочей программы курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности» для 6а класса
Класс 6а
Учебно-методический комплекс Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
Составитель(и) Жукова Джамиля Салимжановна, учитель истории и обществознания
Содержание курса внеурочной деятельности От проблемы к цели (4ч.)
Наблюдение и эксперимент (8 ч.)
Сам себе эксперт (6 ч.)
Как работать вместе (6 ч.)
Основы риторики и публичного выступления (10 ч.)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
основы публичного выступления и презентации своего проекта.
оценку с использованием эталона;
оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях;
об описании наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов;
о планировании наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач;
о выборе способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.