Техника безопасности. Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы

1
1

ТаKырыбы:
Тема урока: Техника безопасности. Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы
СабаKтыS маKсаты:
Цель урока:
знать ТБ в кабинете ВТ, задачи предмета информатики, представление информации;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать.

Негізгі aCымдар:
Основные понятия: информатика, информация

СабаKтыS ‰дістемелік жаCынан Kамтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение: лекционный материал

СабаKтыS типі:
Тип урока: сообщение новых знаний

СабаKтыS ‰діс-т‰сілдері:
Методы и приемы а) технология модерации, интеграции предметов; педагогика сотрудничества; б) эвристическое обучение с использованием дебатов; в) прием выхода за рамки своего учебного предмета, чтобы попросить помощи учеников как сотрудников в использовании компьютерной технологии; г) частично поисковые, исследовательские методы обучения
СабаK жоспары:
План занятия:
I. `йымдастыру кезеSі
Организационный момент.
Приветствие. проверить присутствие учащихся.
Сообщение цели урока

II. ОKушылардыS білімдерін тексеру
Проверка знаний учащихся.
III. ЖаSа материалды оKыту
Изучение нового материала.
План
1 Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики
2 Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы

Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики для учащихся
Общие положения:
К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).
Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.
Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Перед началом работы необходимо:
Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
Принять правильною рабочую позу.
Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
Находиться в классе в верхней одежде;
Класть одежду и сумки на столы;
Находиться в классе с напитками и едой;
Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
Передвигать компьютеры и мониторы;
Открывать системный блок;
Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
Удалять и перемещать чужие файлы;
Приносить и запускать компьютерные игры.
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
Соблюдать тишину и порядок;
Выполнять требования преподавателя и лаборанта;
Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;
Соблюдать режим работы (согласно Санитарным правилам и нормам);
При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
Оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
Расстояние от экрана до глаз - 60 - 70 см (расстояние вытянутой руки);
Вертикально прямая спина;
Плечи опущены и расслаблены;
Ноги на полу и не скрещены;
Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).
При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).

Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы
Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Предмет информатики составляют следующие понятия:
аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
программное обеспечение средств вычислительной техники;
средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
Как видно из этого списка большое внимание в информатике уделяется вопросам взаимодействия. Методы и средства взаимодействия человека с программными и аппаратными средствами называются пользовательским интерфейсом. Соответственно существуют: аппаратные, программные и аппаратно-программные интерфейсы. Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении наиболее передовых и эффективных технологий, автоматизации обработки информации. Информатика - практическая наука. На сегодня можно выделить следующие направления практических приложений информатики:
архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением );
программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);
преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
защита информации (обобщение приемов , разработка методов и средств защиты данных);
автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).
Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятии на ее основе решений и их выполнение. С появлением вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов человеческого общества. Понятие информации – одно из наиболее емких понятий науки. В первоначальном смысле термин «информация» означает сведения вообще. В рамках науки информация является первичным, неопределяемым понятием, таким же, как понятие вещества или энергии. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника, передатчика, приемника и канала связи между источником и приемником информации. Источниками информации являются различные природные объекты: люди, планеты, растения, животные и по мере развития науки и техники – научные эксперименты, машины, механизмы. Потребителями информации являются люди, животные, растения, различные приборы и аппараты. Разнообразие источников и приемников информации привело к существованию различных видов информации. Каждый из видов информации имеет свои особенные технологии обработки, формы представления и отображения на физическом носителе, смысловую ценность. Информацию о системе можно рассматривать с различных точек зрения. Чаще всего выделяют три аспекта изучения проблем информации:
Семантический – с точки зрения смыслового содержания и правильного истолкования информации (отбор тех данных, которые могут быть поняты получателем).
Прагматический - с точки зрения полезности для достижения поставленной цели (отбор среди понятых получателем целей тех, которые полезны для решения данной задачи). При этом необходимо учитывать, что одна и та же информация в разное время может быть полезной и бесполезной.
Синтаксический – с точки зрения способа представления информации, независимо от содержания данных (устанавливает важнейшие параметры информационных потоков для выбора комплекса технических средств сбора, регистрации передачи, обработки, накопления и хранения информации).
Наиболее общим является прагматическое рассмотрение информации. Рассматривается много способов классификации информации. Они строятся по различным признакам.
В зависимости от способа возникновения:
элементарная – информация, которая отражает явления и процессы неодушевленной природы;
биологическая – информация, которая отражает явления и процессы животного и растительного мира;
социальная – информация, которая отражает явления и процессы человеческого общества.
По способу передачи и восприятия:
Визуальная (зрительная);
Аудиальная (звуковая);
Тактильная (ощущения);
Органолептическая (запах и вкус).
В технике под информацией понимают сведения, которые являются объектом хранения, передачи и преобразования. С понятием преобразования тесно связаны понятия сигнал, сообщение, данные.
Сигнал – любой процесс, несущий в себе информацию.
Сообщение – информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
Данные – информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки техническими средствами.
Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме (электрические, световые, звуковые сигналы). Человек воспринимает сообщение с помощью органов чувств. В технике приемники информации регистрируют сообщения с помощью специальной аппаратуры. Информационное сообщение можно представить как функцию x(t), которая характеризует изменение во времени параметров физической среды, в которой осуществляются информационные процессы. Функция x(t) может быть непрерывной во времени и тогда имеет место непрерывная (аналоговая) информация, источником которой являются обычно природные объекты (например, температура, давление), объекты технологических или производственных процессов. Если функция x(t) – дискретна, то информация имеет дискретный характер (например, языковые сообщения – дискретны). а) сигналы непрерывны во времени б) сигналы дискретны во времени Информация в настоящее время, как правило, обрабатывается с помощью вычислительной техники. В зависимости от вида обрабатываемой информации существует два класса вычислительной техники:
аналоговая: оперирует информацией, представленной в виде непрерывных изменений некоторых физических величин, например, силы тока. АВМ используются для решения определенного класса задач.
цифровая: оперирует информацией, представленной в дискретном виде.
Дискретный сигнал может иметь два уровня, которые обозначают 0 и 1.

IV. ТаKырыптыS негізі aCымдарын бекіту бойынша жaмыс
Работа по закреплению основных понятий темы.
Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики для учащихся
Информатика -?
Основной задачей информатики явдяется.. ?
Три аспекта изучения проблем информации?
V. ^й тапсырмасын беру
Задание на дом.
Работа с конспектом.
ОKытушы
Преподаватель ______________ Маденова Б.Е.
Kолы/подпись аты-ж™ні/Ф.И.О








Ф ПГКМЖ 703-31-09 СабаK жоспары. Бірінші басылым.
Ф ПГКМЖ 703-31-09 План учебного занятия. Издание первое.



15