Техника безопасности. Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы

2

ТаKырыбы:
Тема урока: Информационные процессы в обществе

СабаKтыS маKсаты:
Цель урока:
изучить задачи предмета информатики, информационные процессы в обществе;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать.

Негізгі aCымдар:
Основные понятия: Поиск информации, Сбор и хранение, Передача

СабаKтыS ‰дістемелік жаCынан Kамтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение: лекционный материал

СабаKтыS типі:
Тип урока: сообщение новых знаний

СабаKтыS ‰діс-т‰сілдері:
Методы и приемы а) технология модерации, интеграции предметов; педагогика сотрудничества; б) эвристическое обучение с использованием дебатов; в) прием выхода за рамки своего учебного предмета, чтобы попросить помощи учеников как сотрудников в использовании компьютерной технологии; г) частично поисковые, исследовательские методы обучения
СабаK жоспары:
План занятия:
I. `йымдастыру кезеSі
Организационный момент.
Приветствие. проверить присутствие учащихся.
Сообщение цели урока
II. ОKушылардыS білімдерін тексеру
Проверка знаний учащихся.
Фронтальный устный опрос
Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики для учащихся
Информатика
Основной задачей информатики
Три аспекта изучения проблем информации
III. ЖаSа материалды оKыту
Изучение нового материала
План
1 Информационные процессы
Информационные процессы
Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.
Теперь остановимся на основных информационных процессах.
1. Поиск.  Поиск информации - это извлечение хранимой информации.  Методы поиска информации:

· непосредственное наблюдение;

· общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

· чтение соответствующей литературы;

· просмотр видео, телепрограмм;

· прослушивание радиопередач, аудиокассет;

· работа в библиотеках и архивах;

· запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

· другие методы.
Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска - вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия.
2. Сбор и хранение.  Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.  Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.  Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).  ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.  Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.
3. Передача.  В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.  Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.  Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.  Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.  Деятельность людей всегда связана с передачей информации.  В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации -криптология.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью.  Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений, как это делается в радиоканалах.  Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала.  Для повышения помехозащищенности канала используются специальные методы передачи сообщений, уменьшающие влияние шумов. Например, вводят лишние символы. Эти символы не несут действительного содержания, но используются для контроля правильности сообщения при получении.  С точки зрения теории информации все то, что делает литературный язык красочным, гибким, богатым оттенками, многоплановым, многозначным,- избыточность. Например, как избыточно с таких позиций письмо Татьяны к Онегину. Сколько в нем информационных излишеств для краткого и всем понятного сообщения "Я Вас люблю!"
4. Обработка.  Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. 
Примеры обработки информации

Примеры
Входная информация
Выходная информация
Правило





Таблица умножения
Множители
Произведение
Правила арифметики





Определение времени полета рейса "Москва-Ялта"
Время вылета из Москвы и время прилета в Ялту
Время в пути
Математическая формула





Отгадывание слова в игре "Поле чудес"
Количество букв в слове и тема
Отгаданное слово
Формально не определено





Получение секретных сведений
Шифровка от резидента
Дешифрованный текст
Свое в каждом конкретном случае





Постановка диагноза болезни
Жалобы пациента + результаты анализов
Диагноз
Знание + опыт врача





Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.
"Черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Использование.  Информация используется при принятии решений.

· Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

· Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

· Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.  Компьютерная грамотность предполагает:

· знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

· Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

· умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.  Информационная культура пользователя включает в себя:

· понимание закономерностей информационных процессов;

· знание основ компьютерной грамотности;

· технические навыки взаимодействия с компьютером;

· эффективное применение компьютера как инструмента;

· привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

· применение полученной информации в практической деятельности.
6. Защита.  Защитой информации называется предотвращение:

· доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);

· непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.  Более подробно о защите информации мы остановимся далее. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.
IV. ТаKырыптыS негізі aCымдарын бекіту бойынша жaмыс
Работа по закреплению основных понятий темы.
Поиск информации -?
Сбор и хранение-?
Информационная система -?
Канал связи -?
Кодирующее устройство –?
Декодирующее устройство -?
V. ^й тапсырмасын беру
Задание на дом.
Знать основные определения рассмотренных понятий. Подумать, где приходится сталкиваться с информацией в обычной жизни.

ОKытушы
Преподаватель ______________ Маденова Б.Е.
Kолы/подпись аты-ж™ні/Ф.И.О








Ф ПГКМЖ 703-31-09 СабаK жоспары. Бірінші басылым.
Ф ПГКМЖ 703-31-09 План учебного занятия. Издание первое.



15