Классный час Слава рукам золотым…!


Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка классного часа
На тему: «Слава рукам золотым!»
Подготовил классный
руководитель группы « В-21»
Малахова Ирина Владимировна
Рассмотрена и утверждена на
заседании методической комиссии
классных руководителей
Протокол №____________
От «__»_______________201_ г.
Председатель цикловой комиссии
/Маркина Е.Т/
Кирсанов 2015 г.
Оглавление
Аннотациястр. 3
Введениестр. 4
1. Общая характеристика внеклассного мероприятиястр. 5
2. Содержание мероприятия «Слава рукам золотым!»стр. 7
3. Заключениестр. 15
4. Список литературыстр. 16
Аннотация
Автором данной работы является Малахова Ирина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин.
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на тему «Слава рукам золотым!». Она предназначена для учащихся первого или второго курса колледжа и техникумов, а также учеников 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий.
Введение
Классный  час «Слава рукам золотым!» способствует формированию гражданской позиции студентов, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям студентов.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как трудовое воспитание.
Педагогическая ценность также в том, что ребята получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.
Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды.
Мероприятие носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке.
Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
1.Общая характеристика внеклассного мероприятия
Цели и задачи:
Цель: Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человекаЗадачи: - Раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда,
-Развить интерес к произведениям художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика.
- Воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу, уважение к людям, вырастившим его.
Форма:
Коллективное творческое дело, работа в группах.
Технологии:
-личностно-ориентированная технология,
-информационно-коммуникативные технологии.
Оформление:
Учебная доска с темой урока;
Установка мультимедиа;
Презентация к классному часу;
Раздаточный материал;
Рисунки студентов группы;
Наглядные пособия:
- пластинка Я. Френкеля "Русское поле" картина И.И. Шишкина "Рожь".
- плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки.
- пословицы “Хлеб всему голова”, “Хлеб - наша гордость, наше богатство”.
- музыка: “Русское поле”, “Едут новоселы”, «Хлеб всему голова»
Предварительная работа:
1. Проведение социологического опроса среди студентов и преподавателей колледжа по теме классного часа.
2. Подбор сценария и музыкального оформления.
3.Создание рисунков.
4. Создание презентации к классному часу.
Предполагаемые результаты.
1. Понимание студентов актуальности вопросов трудового воспитания.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к хлебу и труду сельских тружеников.
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
4. Сформированность навыков работы в команде.
5. Развитие у студентов умения формулировать задачи и находить пути их решения.
2. Содержание мероприятия «Слава рукам золотым!»
Слово классного руководителя:
Здравствуйте ребята, вы заинтересовались очень важной темой, которая актуальна во все времена: «Слава рукам золотым!».
- А какие руки можно назвать золотыми? (Руки тружеников, которые постоянно находятся в работе.) Верно, поэтому мы должны поклоняться людям с «золотыми» руками, приносить им славу! Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о тех «золотых» руках, которые выращивают хлеб, о достойном отношении к этому богатству.
Чтец: У народа есть слова:
"Хлеб - всей жизни голова!" Славится он первым на земле,
ставится он первым на столе.  А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного трудового хлеба? Он пахнет полем, печкой, небом,
а главное - работой пахнет, хлебом. Он не падает к нам с неба,
появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба,
нужен труд десятков рук.
Ведущий 1. - Ребята, отгадайте загадку:Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространённый продукт, а одно из великих чудес на свете.
Ведущий 2. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю в качестве напутствия согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего»Ведущий 1. С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали молодых по возвращении из церкви после венчания.
Ведущий 2. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.
Ведущий 1. - Скажите, в какой стране принято встречать дорогих гостей хлебом-солью? (В России)Ведущий 2. Женщин, которые подносили гостям хлеб, на Руси называли каравайщицами – служительницами плодородия.  Каравай в восточнославянской мифологии – существо, олицетворяющее плодородие.
Ведущий 1. На наш классный час пришли гости и мы встретим их хлебом-солью, как делали это задолго до нас. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!Чтецы:I. Встретить щедро от души, с уважением большим.Он на блюде расписном С белоснежным рушником.Дорогой наш гость и другПринимай хлеб-соль из рук.II. Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка Хлеб с горбушкой золоченой К нам пришел издалека.III. Дороже золота и соболяОн всем и всему голова У хлеба значенье особоеИ так повелось это исстари-Изба пирогами краснаХлеб - самая главная исповедьПеред жизнью во все времена.Ведущий 1. Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе? - Вы знаете профессии, которые имеют отношение к хлебу?  (Пекарь, мельник, шофер, комбайнер, агроном, селекционер)Ведущий 2. Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках. На полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол. 
Видеоролик «Русское поле»
Ведущий 1. - Какую картину вы мысленно себе представили?Море, шумит и колышется необъятное ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что картина эта посвящена главному в нашей жизни – хлебу. Большое желтое поле, огромное как море. Ведущий 2. Во все века хлеб был главным в судьбе человека. Нелегка была крестьянская доля в дореволюционной России. (Демонстрируются репродукции картин А. Г. Венецианова «На пашне» или «На жатве» и В. Е. Маковского «Свидание»).Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели не вдоволь.Ведущий 1. Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:Чтец:
Руки, что вывели борозды эти.Высохли в щепки, повисли как плети.Очи потухли, и голос пропал,Что заунывную песню певал.Как на соху налегая рукою,Пахарь задумчиво шел полосою. Ведущий 2. Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость. Не случайно в народных сказках всегда присутствуют или скатерть-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Именно они помогали героям сказок.
Ведущий 1. Послушайте  внимательно, как раньше на Руси выращивали хлеб.
 Чтец: К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья нужно было еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, готовили много вкусного. А самое главное – хлеб.
Ведущий 2: Русский народ  сочинял  заклички  про хлеб,  много пословиц.
- А вы знаете пословицы о хлебе? Давайте по цепочке прочитаем пословицы.
 Хлеб - всему голова.
 Без печки - холодно, без хлеба - голодно.
 Снега много - хлеба много.
 Что посеешь, то и пожнешь.
 Если в мае дождь, будет и рожь.
 Есть хлеб - будет и песня.
 Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб в закромах - счастье в домах. Не красна изба углами, красна пирогами. 
Сердить, бранись за хлебом - солью сходись.
Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.
Ведущий 1. И вот уже на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты. И все было бы хорошо, и радовались бы мы нашей жизни, но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая отечественная война.
Видеоролик «Священная война»Ведущий 1. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.Чтец:
Я помню хлеб, военный, горький.Он весь почти из лебеды.В нем в каждой корке, в каждой крошкеБыл горький вкус людской беды.И горе было частым гостемИм были детства дни полныОсобо помним мы, что счастьюБыл равен горький хлеб войны. Ведущий 2. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. А что такое блокада? Враг окружил город, взял в блокаду. В страшную зиму 1942 г в блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург . Выдавали на день маленький кусочек хлеба. Привезти этот хлеб тоже был подвиг: Доставляли его по известной «Дороге жизни», которая проходила по Ладонежскому озеру, по льду, под постоянной вражеской бомбардировкой.
Чтец:
Казалось, что конец земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще, он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» названОбычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
                                                (О. Берггольц)
Ведущий 1.И сделан этот хлеб был не из пшеницы и ржи, а из лебеды, отрубей и жмыха. Формы даже смазывали соляркой.

Чтец:
Я помню хлеб.
Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол…
Военный хлеб.
Он к щам годился постным.
Раскрошенным
Он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах,
Приклеивался к деснам
Его мы отделяли языком
Он кислым был,
Ведь он был с отрубями,
Не поручусь,
Что был без лебеды.
И все ж с ладони
Жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Видеоролик «Блокада Ленинграда»
Ведущий 2. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. В музее истории Ленинграда есть маленький черный заплесневелый комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Увидеть его очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.
Чтец:
 В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ранТяжелого хлеба, блокадного хлебаСто двадцать пять грамм.Блокадный хлеб со слезой пополам.Кто ел его, о нем не забывает. 
Ведущий 1. Наш хлеб не такой, как в блокаду. Но мы для вас отрезали кусочек, который весит ровно 125 грамм. (показывается кусочек хлеба) 
Ведущий 2. Посмотрите на него. Представляете, вот это – вся еда за весь день! Причем, и у ребенка, и у старика, и у взрослого человека, который стоял у станка весь день. Какой маленький этот кусочек хлеба. Не зря его называли «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам! На всю жизнь ленинградцы запомнили это время. Крошки боялись уронить со стола! Руками собирали в ладошку и съедали. Они знали, что крошка хлеба могла спасти человеческую жизнь.
Ведущий 1. 641803 ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»
Ведущий 1. После окончания войны Родина позвала людей на освоение целинных земель
Видеоролик «Едут новоселы»
Ведущий 1.Слава тем, кто хлеб растил, — Не жалел трудов и сил!
Ведущий 2. Красота труда сельского труженика нашла свое отражение в картинах советских художников, таких, например, как Аркадий Александрович Пластов, Татьяна Николаевна Яблонская и др.
Ведущий 1. В летний день кипит на току работа. Яркие, солнечные краски, светлый колорит картины подчеркивают радостное, бодрое настроение колхозниц, чувствуется, что труд доставляет им радость и удовлетворение. Татьяна Николаевна Яблонская так вспоминает о своей работе над картиной «Хлеб»
Ведущий 2. «В 1946 году я поехала с группой студентов на практику в один из лучших колхозов Украины... Когда началась уборка и я попала на огромный колхозный ток, то поняла, что именно здесь найду свой сюжет и смогу, может быть, выразить то, что меня переполняло».
Ведущий 2. Хлеб — золото высшей пробы, умей его беречь. Так надо ли беречь хлеб, ребята?Ведущий 1.Мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь.
Ведущий 2. Каким образом? Что можно сделать из засохшего хлеба? Этими секретами мы попросим поделиться наше старшее поколение.1. Положить в целлофановый пакет на батарею, 2. Приготовить панировочные сухари. 3. Посушить гренки для супа. 4. Поджарить гренки к чаю. 5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.Ведущий 2. Видите, как надо беречь хлеб! “Хлеб – всему голова” и обращаться нужно с ним на Вы!
Социальный видеоролик
Ведущий 1.Ребята, а давайте напишем в нашу столовую листовки-обращения к студентам колледжа. На ваших столах есть все необходимое для работы.Ведущий 2. А теперь посмотрим, что у нас получилось. (Выступления)
Береги хлеб, он дорого достается! Не оставляй недоеденных кусков! Никогда не бросай хлеб!Продли жизнь хлебу!Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд!Ведущий 1.Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумаемся в слова писателя Михаила Васильевича Алексеева: «Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом. Перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб».
Ведущий 2. Проявляя уважение к хлебу, вы тем самым выказываете благодарность природе и людям за их бесценный труд.
Слово классного руководителя:Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.Ведь ничего дороже нет на свете,Чем теплый хлеб, лежащей на столе.А ваши листовки мы вывесим в столовой. Классный час окончен. Спасибо вам за то, что были активны, спасибо гостям, за то, что пришли к нам на классный час.
3. Заключение
Чтобы хранился долго хлеб
 
 -Чтобы вернуть слегка зачерствевшему хлебу свежесть, спрысните буханку водой и поместите в микроволновую или прогретую духовку.
-Хлеб, завернутый в чистую белую бумагу или ткань, останется мягким и вкусным на 7дней.
-Можно использовать для хранения эмалированную, фарфоровую или стеклянную посуду. Главное условие правильного хранения – герметичность.
-Свежеиспеченный хлеб сохранит мягкость на целых 3 месяца, если его заморозить, положив в пакете в морозильную камеру.
4. Список литературы
Александров А. М. Хлеб и броня. М., 1981, с. 62 — 63;
Алексеев М. Слово о хлебе. — Воспитание школьников, 1981, № 2, с. 60.
Барыкин Ю. К. Хлеб, который мы едим. М., 1982;
Воскресенская 3. Дорогое имя. — В кн.: Круглый год. М., 1970, с. 215;
Журавлева А. П. Воспитывать бережливое отношение к хлебу. — Школа и производство, 1982, № 3, с. 18.
Линецкая Ц., Эрденко И. Слава рукам золотым! — Воспитание школьников, 1981, № 5, с. 66.
Миронова А. Я., Глаголевская Л. Н., Гакова Л. К. Воспитываем в детях трепетное, святое отношение к хлебу. — Нач. школа, 1981, № 12, с. 14 — 20.
Плотников В. П. Берегите хлеб! — В кн.: Берегите хлеб. М., 1975, с. 77-78).Суворова Г. Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе. М.: Просвещение, 1980, с. 63.
Юдасин Л. С. Творцы пшеничного колоса. М., 1982;