Конспект РИСУНОК — ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Конспект занятия по изобразительному искусству

ТЕМА: «РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
 Цель: познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения в теории и в практике
Задачи:
познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения;
развивать навыки овладения техникой рисования;
воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.
Зрительный ряд: «Великие художники. Леонардо Да Винчи» (Леда с лебедем, Эскиз Леда, Набросок мужской головы, Зарисовки животных, Автопортрет); «Великие художники. Иванов» (Явление Христа народу); Е.Каменева «Какого цвета радуга» (Эскиз Явления Христа народу); Учебный рисунок выполненный школьником.

План урока.
Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.
Постановка художественной задачи.
Образец педагогического рисунка.
Практическое выполнение.
Подведение итогов.
Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство с классом. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.
Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.
Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений о рисунке.
Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».
Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.
По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.
Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.
Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живописи и скульптуры требуют для своего создания и большого времени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления художественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художником для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.
Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства.
 Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.
(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).
 Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространенный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш при рисовании особым образом, не так, как при письме.  Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для самостоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.
В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали.       Штрихи серебряного карандаша по происшествии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались великие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.
Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в этом деле произвело открытие графита во второй половине XVI века в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо держались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.
Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне различных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.
Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии различной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.
Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно.
Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.
 Виды  рисунка.
Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.
Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.
Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.
Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства.
Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он исполняется.
Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения.
Практическая работа.
Задание.
Используя  предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение. Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.
 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1) Контроль организации рабочего места;
2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;
 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;
Итог урока.
1.  Выставка работ учащихся.
2.  Заключительное  слово учителя.
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, штрихами,  которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.