Презентация на тему Устаревшие слова и неологизмы


Использование инновационных технологий
на уроках русского языка
С.Л. Деревянко, учитель русского языка и литературы , специалист высшей категории, старший учитель, Одесская специализированная школа І-ІІІ ст. « Образовательные ресурсы и технологический тренинг» №94 с углублённым изучением иврита и информатики Одесского городского совета Одесской области
Урок- это зеркало общей
и педагогической культуры учителя,
показатель его интеллектуального
богатства, мировоззрения, эрудиции
(В.Сухомлинский)
Современный урок-это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует всё возможное для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Использование инновационнных технологий на уроках русского языка способствует глубокому усвоению учебного материала, развитию логического, образного, аналитического мышления, творческого воображения, развитию речи, навыков выразительного чтения, работы с текстами литературных произведений, привитию интереса к изучению русского языка . Благодаря мультимедийным технологиям повышается темп урока, информативность учащихся, уровень их заинтересованности.
Использование инновационных технологий на современном уроке не только помогает реализации поставленной цели, а и способствует повышению профессионального уровня учителя.
Разумное сочетание традиционных методов, форм, приёмов обучения с инновационными технологиями обеспечивает положительный результат в процессе обучения.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема. Устаревшие слова и неологизмы
Цель урока: Ознакомить учащихся с материалом об устаревших словах и неологизмах; научить определять роль устаревших слов и неологизмов в тексте; вырабатывать умение использовать эти слова в речи; расширить словарный запас учащихся; воспитывать интерес к русскому языку и литературе.
Оборудование: учебник Быкова Е.И.,Давидюк Л.В. « Русский язык.6 класс», Словарь русского языка С.И.Ожегова, интерактивная доска
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания.
2. Практическая работа.
Задание: выберите и запишите слова, которые являются заимствованными . Слайд 1
Автобус, пальто, варенье, вьюга, ружье, ананас, радио, фотоаппарат, эскалатор, кегли, тетрадь.Вопрос к учащимся:
Какие признаки указывают на то, что данные слова являются заимствованными?
ІІ. Мотивация учебной деятельностиСлайд 2
1.Вопросы к учащимся
1) Кто изображен на портрете?
2) Какие произведения этого автора вам известны?
2.Проблемный вопрос и задание учащимся.
Прослушайте строки из произведений М.Ю.Лермонтова. Какие слова мы не употребляем в современной речи?
Слайд 3
Коль мысли о былых летах
В твой ум закрадуться порою
И вспомнишь, как на сих щеках
Играло жизнью молодою…
(«Опасение», М.Ю.Лермонтов)
Слайд 4
Без друга лучше дни влачитьИ к смерти радостной клониться,
Чем два удара выноситьИ серцем о двоих крушиться
(«Опасение», М.Ю.Лермонтов)
Слайд 5
Брада в крови, избиты латы.
«Свершилось!» - восклицает он…
(«Баллада», М.Ю.Лермонтов)
Слайд 6
Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала.
Белей и чище покрывала
Был томный цвет её чела («Демон», М.Ю.Лермонтов)
III. Объявление темы и целей уроков
IV. Восприятие учащимися учебного материала
Работа с учебником .
§9, с.45-47
Слайд 7
Фрагмент из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания!». Прослушивание отрывка песни «Жил да был брадобрей»
Слово учителя.
Брадобрей – то же, что парикмахер.
Чело – то же, что лоб.
Это устаревшие слова или архаизмы.
Архаизмы (от греческого слова архайос – древний, устаревший) – слова, вышедшие из повседневного употребления.
Слова устаревают по двум причинам:
у вещи появляется новое название;
исчезают сами вещи, которые эти слова обозначают.
Слова, что уходят по первой причине называются архаизмами; по второй причине – историзмами.
Тренировочные упражнения.
Задание: найти и выписать из предложений архаизмы или историзмы, подобрать современный синоним
Слайд 8
Он подошел к скрыне и достал свой новый кафтан.
(А.С.Пушкин)
Слайд 9
С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.
(А.С.Пушкин)
Слайд 10
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря...
(А.С.Пушкин)
Слайд 11
Только вымолвить успелаДверь тихонько заскрипелаИ в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
(А.С.Пушкин)
Слайд 12
По пыльной мостовой проехала конка.
(М.Ю.Лермонтов)
4.Слово учителя.
Мы сейчас с вами познакомились со словами, которые употребляли много лет тому назад. Понять их значение нам помог Словарь русского языка С.И.Ожегова.
Теперь я предлагаю совершить путешествие в прошлое, а с собой взять используемые в речи современного человека слова.
Слайд 13
Компьютер, ноутбук, флешка, смартфон, дисплей, оазис, дизайн.
Вопрос к учащимся.
Понятны ли будут эти слова нашим предшественникам? Почему?
Слово учителя.
Конечно, нет. Это объясняется тем, что возникают новые предметы и явления, которым требуются названия. Так язык пополняется за счет возникающих в языке новых слов, или неологизмов.
Неологизмы ( от греческих слов неос- новый и логос- слово) – новые слова, которые появляются для обозначения новых явлений, предметов.
Со временем эти слова приживаются в нашем языке и перестают быть неологизмами.
Так было со словами космос, спутник.
Задание учащимся
Назовите несколько слов, являющихся, по вашему мнению, неологизмами.
Работа в группах
Задание: найдите в тексте слова, которые могли бы считаться неологизмами. Определите их значение с помощью толкового словаря.
Слайд 14
Четвертого октября в 1957 году в нашей стране был запущен первый спутник.
3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник.
Луноход передал на Землю данные о лунотрясении.
Наличие бойлера позволяет жильцам всегда иметь в доме горячую воду.
Мне необходимо было купить новую мышку, так как прежняя была неисправна.
Слово учителя.
Обратите внимание, что отдельные слова-неологизмы приобрели новые значения.
Раньше слово спутник имело одно значение: « человек, который совершает путь вместе с кем-нибудь». В предложениях – « космический аппарат, с помощью ракетных устройств запускаемый на орбиту в космическое пространство».
Мышка – «вспомогательное устройство для ввода информации в компьютер».
Работа в парах.
Задание: записать слова, объяснить их значение. Составить с ними предложения (3 примера).
Слайд 15
Риэлтор, менеджер, сайт, файлы, презентация, бейджик, бизнез-ланч.
V. Подведение итогов урока.Вопросы к учащимся.
Дайте определения терминам «неологизм», «архаизм», «историзм».
Как появляются в русском языке новые слова?
Почему слова уходят из активного употребления?
Как можно узнать лексическое значение слова?
Для создания каких эффектов неологизмы и архаизмы могут применяться в тексте?
VI. Домашнее задание
Написать сочинение с использованием архаизмов, историзмов или неологизмов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лермонтов М.Ю. Сочинения. Том 1.-Москва: Правда-1988.-С.37,103,653.
2.Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане.-Харьков:Ранок-2001.-С.11,12.
3.Пушкин А.С. Сочинения. Том 2.-Таллинн-Раамат-1989.-С.34.
4.Словарь русского языка С.И.Ожегова- Москва: Русский язык-1989.
5. Быкова Е.И., Давыдюк Л.В. Учебник «Русский язык»- Київ-Освіта-2014-С.45-47.