Конспект урока по русскому языку по теме Устаревшие и новые слова


Русский язык Тема урока Устаревшие и новые слова ФО модули
Цель когнитивная 1. создать учебную ситуацию для знакомства с понятиями «неологизмы» и «архаизмы», для понимания их роли в речи
2.уметь различать архаизмы и неологизмы, находить объяснение слов с помощью словаря, употреблять архаизмы и неологизмы в речи Ожидаемые результаты А – подбирает к словам антонимы
В – выбирает из данных слов синонимы к выделенным словам в тексте
С – «переводит» архаизмы на современный язык Мотивационный этап Тренинг «Квадрат»
Словарно – орфографическая работа. Письмо под диктовку:
В зимнем лесу много звериных и птичьих следов. По краю огромного оврага стоят осины.
Проверка по образцу.
НП
КМ
ЛиУОперационный этап Выход на тему урока.
На доске расположены картинки: флипчарт, соха, коромысло, флешка, прялка, модем.
47986953035302522220327085779145321310
-Разделите эти картинки на 2 группы.
-По каким признакам делили?
-Как называются эти предметы?
-Некоторые предметы мы уже забыли, как называются, потому что они вышли из употребления. Другие мы ещё не знаем, как называются, потому что они только входят в употребление.
Знакомство с понятиями архаизмы и неологизмы.
-Как узнать значение незнакомого слова?
-Можно ли догадаться самим?
-Можно по картинке.
Работа в группах. Ученикам раздаются тексты из сказок Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»
1979295107315Дверь тихонько отворилась,И царевна очутиласьВ светлой горнице; кругомЛавки, крытые ковром,Под святыми стол дубовый,Печь с лежанкой изразцовой.
209359593345…смотрит храбрый князь -И чудо видит пред собою.Найду ли краски и слова? Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты;Храпит, качая шлем пернатый,И перья в темной высоте,Как тени, ходят, развеваясь.
2093595194945Вот открыл царевич очи;Отрясая грезы ночиИ дивясь, перед собой Видит город он большой,Стены с частыми зубцами,И за белыми стенамиБлещут маковки церквейИ святых монастырей.
2379345173355На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Презентация своей работы. +
+ НП
ВО
ИКТ
Рефлексивный этап Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
А – раздели слова на архаизмы и неологизмы
Ендова, компьютер, хакер, кафтан, лапти, менеджер, кудель, кейс
В – используя слова из словаря, переведи предложения на современный язык:
Менеджер с кейсом в руке зашёл в офис.
Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке.
Словарь:
Ямщик – человек, управляющий лошадьми
Менеджер – управляющий
Офис – здание, учреждение
Кейс – портфель
Облучок- сиденье для кучера
Тулуп – овчинная шуба
Кушак - пояс
С – найди на с. 39-40 в хрестоматии по литературе несколько архаизмов, попробуй дать им пояснение + Домашнее задание См. в учебнике.