Формирование профессионального интереса у студентов художественных направлений во время прохождения музейной практики

УДК
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКИ

Кремнёва Яна Владимировна,
студентка 6 курса, направления подготовки
«Декоративно-прикладное искусство»
Гуманитарно-педагогической академии (филиала)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В. И. Вернадского» в г.Ялте

Научный руководитель: Чайка Н.М.
ассистент кафедры изобразительного искусства,
методики преподавания и дизайна
Гуманитарно - педагогической академии (филиала)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В. И. Вернадского» в г.Ялте



Введение. Практика студентов является составной частью профессиональной образовательной программы, предусмотренной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ. В ходе практики реализуется компетентностный подход к современному образованию в высшей школе. Это проявляется в интерактивных формах проведения практики на разных ее этапах, в организации тематических экскурсий, в широком использовании компьютерных возможностей дополнение информации по современным музеям, в подготовке компьютерной презентации как сопровождению индивидуального задании, в проблемно-дискуссионном общении с музейными работниками разной специализации.[1, c.68]
Цель исследования. Целью Музейной практики является расширение профессиональной подготовки студента с закреплением теоретических знаний, полученных при изучении таких базовых дисциплин как История искусств, Теория искусства, основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом.
Сформировать навыки научно-исследовательской работы и проектной деятельности, учась критично оценивать произведения искусства, разбираться в стилях и направлениях, грамотно и профессионально анализировать художественные произведения в процессе музейной практики стимулируя учащихся на создание произведений искусства более высокого уровне.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
2).
3).
4).
Результаты исследования. Современные студенты имеют неограниченный доступ к информации. Имея возможность просматривать любую экспозицию или отдельное произведение искусства через официальные сайты художественных галерей или музеев, большинство студентов считает что это достаточное владением информацией о предметах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Во время прохождения музейной практики некоторые из них впервые попадают в музей, и видя перед собой картину в натуральную величину, например Айвазовского, на которую столько раз смотрел с экрана монитора или на брошюре, испытывают благоговейный восторг, профессиональный интерес, и самое главное вдохновение произведением. Имея возможность рассмотреть произведение более подробно студент видит не только цветопередачу, но и характер мазка художника, перенося наиболее понравившуюся технику в свою работу.
В ходе Музейной практики студентов последовательно вводят в исторический процесс зарождения и развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а так же архитектуры и дизайна, предоставляя студентам разнообразные возможности для ознакомления с произведениями искусства различных видов, жанров, стилей и направлений. Практика позволяет заниматься изучением разнообразных стилей, направлений, течений и школ, которые исторически сложились в разных видах искусства и дизайне. Практика способствует накоплению визуальной информации, необходимой будущему бакалавру и магистру декоративно-прикладного искусства. Фиксируя сведения об основных произведениях, составляющих уникальность той или иной музейной коллекции, делая зарисовки наиболее интересных предметов декоративно-прикладного искусства студент более тщательно подходит к выбору будущей дипломной работы, а так же к осмыслению своей профессии. Важной составляющей практики являются лекции, организация тематических выставок, мастер-классов, организованные для студентов опытными методистами (работниками музея).[4, c.320]
В течении музейной практики у студентов формируются устойчивые знания, умения и навыки такие как; Получение специальных навыков музейного дела, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность музея; Изучение организационной структуры музея и действующей в нем системы управления;
Ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в музее;
Освоение приемов, методов и способов, применяемых в сборе, сохранении и функционировании музейной коллекции; Участие в подготовке плановой выставки (составление экспозиции, работа с СМИ), работа с постоянной экспозицией или работа с действующей экспозицией.[3, c.275]
Составление аннотации и экспликации для будущей выставки, организация и проведение экскурсии для целевой аудитории, фондовая работа (составление научных паспортов, инвентарных и учетных карточек, каталогизация и т.п.). Знакомство (по возможности) с реставрационной работой, проводимой в музее, а так же работа с документацией или музейных исследованиях; Во время прохождения музейной практики формируются следующие общепрофессиональные компетенции:
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
Осознание социальной значимости будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
Осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.[2, c.232]
Но одноразовой практики в течение всего обучения, по моему мнению, недостаточно, так как любая эмоция забывается, а ее нужно поддерживать, поэтому целесообразно проводить «музейные дни» на протяжении всего курса обучения. Заключая договоренности с музеями, руководство высших учебных заведений обеспечивает своим студентам доступ не только к основным экспозициям, но и к их фондам. Например, выставка «Крымский ларец», которая проходит в Крымском этнографическом музее, включает в себя уникальные декоративно-прикладные изделия. Или Научная библиотека Центрального музея Тавриды, в которой содержится уникальное собрание литературы о Крыме, изданной в 17 – 20 веках. Имея доступ к их изучению с первых курсов, студент прикладник, может в самом начале определиться с темой своей дипломной работы и целенаправленно к ней идти на протяжении всех лет обучения.
Вывод. Ориентируясь на применение методов и средств познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышая свой культурный уровень и профессиональную компетентность, зная структуру и организацию музейной деятельности, основные виды музейной деятельности (выставочную, фондовую, архивную), умея составлять аннотацию и экспликацию выставки, составить научный паспорт музейного предмета, владея навыками составления экспозиции выставки, работы с постоянной экспозицией постоянной или временной, организации и проведения экскурсии, у студента формируется устойчивый профессиональный интерес к будущей профессии, так как он четко представляет конечный результат своей работы, выбирая общее композиционное решение будущих выставочных работ. Что позволяет сформировать индивидуальные художественно-стилистические особенности студента.

Литература
1.Воспитательный потенциал художественного музея: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / Авт.-сост. Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов; Гос. АН РФ, РАО, Ин-т художественного образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – М.-СПб.: ГРМ, 2010. – 68 с.
2.Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. – 232 с.
3.Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея: Сб. статей / Вступ. слово Н.М. Кулешовой; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, РАО, РГПУ им. А.И. Герцена, Союз музеев России. – Спб: ГРМ, 2010. – 275 с.
4.Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: Специальная Литература, 1998. – 320 с.

Заголовок 115