Методический материал на тему Особенности организации и проведения дидактических и ролевых игр


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Особенности организации и проведения дидактических и ролевых игр
Исполнитель:
Ставская А.Н.,
Студентка 4 КП группы
Руководитель:
Болотова Е.Ю.
Камышлов, 2016
Организация дидактических игр педагогом, по мнению А. К. Бондаренко осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
установления соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
определение наиболее удобного времени дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях от других режимных процессов время);
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в группой комнате или на участке; определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактической игры включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание наповедение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведением итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведённой игры направлен на выявления приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
В структуру дидактических игр входят: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат.
1) Дидактическая задача определяется восприятием и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется ребёнком.
Дидактическая игра и прочие задачи отражают взаимосвязь обучения и игры. Если на занятии дидактическая задача ставится открыто, то в дидактической игре она скрывается игровыми задачами, не скрывать её нельзя.
Постепенно дидактические задания принимаются детьми. Они желают их выполнить. Дидактические задания реализуются на протяжении всей игры через осуществление игровых задач, действий. А итог её решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнять функцию обучения, и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
2) Игровые действия – основа дидактической игры. Это не любые действия, а только те, которые происходят в игровой ситуации (поиск, нахождение, соревнования, изображение ролевых отношений).
Игровым действиям нужно учить. Именно при этом условии игра приобретает
Обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход. Игровые действия одинаковы для всех участников.
3) Игровые правила организуют поведение ребёнка. Они делятся на:
- обучающие: раскрывают перед ребёнком, что и как надо делать;
- организующие: определяют порядок, последовательность и взаимоотношения;
- дисциплинарные: предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Правила вводят постепенно, не должно быть перегрузки.
4) Результат – это показатель уровня достижений деятельности, усвоения знаний.
Дидактические игры – прекрасная возможность дать ребенку в ненавязчивой форме представление об инструментах и материалах, используемых человеком в процессе труда, научить элементарным навыкам их использования, расширить знания о том, что связано с трудовым обучением школьника. Можно представить себе прилавок магазина, отодвинув в угол класса парту, сделав импровизированную витрину и т. п. Организация игры дается на усмотрение учителя.
Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношений людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая игра как деятельность, ведущая в дошкольном возрасте, является средством, с помощью которого у детей вырабатываются различные навыки и умения, разнообразные действия и виды деятельности, происходит становление отдельных психических процессов, развитие личности в целом.
Большая роль в организации игры принадлежит взрослым, но помощь должна быть ненавязчивой. Детям нельзя давать рецепты игры, учитель лишь помогает детям в организации и ходе игры. При возникновении конфликтов учитель помогает их разрешить.
Особенности ролевой игры у детей разного пола следующие:
1. Виды игр. Мальчики, как правило, выбирают подвижные, активные игры, что объясняется меньшей усидчивостью в отличие от девочек, которые предпочитают более спокойные игры.
2. Продолжительность. Девочки играют в одну игру сравнительно дольше, чем мальчики, так как первые обладают большим умением сосредотачиваться долго на одном виде деятельности, а вторым присуща частая ее смена, так как они выдвигают большое количество идей.
3. Выбор лидера в игре. В большинстве случаев лидерами становятся девочки, что, возможно, объясняется тем, что девочки более инициативны, любят устанавливать свои правила в игре.
4. Тип отношений в игре. У мальчиков преобладают объектно-субъектные отношения, так как специализированные игры типа “Шоферы”, “Строители”, “Юный милиционер” предполагают наличие определенных предметов-игрушек, посредством которых и осуществляются игровые действия. Что касается девочек, то они более склонны к субъектно-субъектным отношениям, так как их самих вполне достаточно для полноценной игры (“Дочки-матери”, “Парикмахерская” и др.).
5. Количество человек при общих играх. Принимают участие все мальчики и все девочки, так как и те и другие привлекаются в игру учителем.
6. Проявление агрессии в конфликтах: девочки склонны к проявлению вербальной агрессии, а мальчики к действенной.
7. Восстановление отношений после конфликта: мальчики после ссоры довольно быстро отходя, мирятся и продолжают игру, а девочки еще долго обижаются.
8. Привлечение новых игроков. Как правило, мальчики стараются принять в игру мальчиков, и соответственно девочки- девочки, так как в этом процессе проявляется что-то вроде мужской и женской солидарности.
Роль взрослого в детской игре. Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития, что имеет обучающее значение. Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре. Имеется в виду не замена ролевых функций, а их расширение в соответствии с новыми возможностями и потребностями ребенка.
Для детей важна не только сама игра, но и то, как именно ее предлагают, ведут и оценивают значимые для них взрослые – педагоги и родители. В связи с этим в качестве основных условий, определяющих тактику реализации игровых программ, выступают педагогическая целесообразность и максимальная естественность поведения.
Педагогическая целесообразность как условие выработки правильной стратегии и тактики действий взрослых в отношении игры предполагает не только предварительное изучение детских игровых интересов и потребностей, проведение психолого-педагогической экспертизы игр, но и обязательный анализ возможных способов «встраивания» игры в структуру занятия, внешкольной деятельности и выбор наиболее рационального из них, а также определение тактики собственного поведения, степени самостоятельности и возможности проявления творческих потенций детей в ходе той или иной игры. Лишь при соблюдении этих условий игра способна помочь взрослому решить воспитательно-образовательные, адаптирующие, коррекционно-развивающие и другие задачи, а также содействовать установлению более открытых, искренних и доверительных отношений с детьми.
Таким образом, хороший («идеальный») руководитель игр должен обладать:
• спокойствием, соединенное вместе с тем с живостью темперамента;
• доброжелательность и разумная строгость; мягкость, но в то же время и настойчивость как черты характера, находящие свое проявление в поведении и интонациях речи педагога;
• уверенность в себе;
• беспристрастность и корректность в подведении итогов игры, оценке ее результатов и т.д.
Общей рекомендацией взрослому при проведении игр любого вида является создание и поддержание у детей особого – игрового – эмоционального состояния. Несмотря на то, что помимо радости и гордости играющие могут испытывать иногда чувства огорчения и обиды, в ходе игры важно корректно, но настойчиво поправлять ошибки игроков, при необходимости – разумными способами поддерживать их дисциплину, не допускать пререканий и грубости, постепенно воспитывая у детей выдержку, чувства справедливости, товарищества и взаимовыручки, настойчивости в достижении цели.Ролевая игра - это разыгрывание определенных жизненных ситуаций. Она больше напоминает театр, решение проблемы не основное.
В отличие от деловой, ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
- Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия.- Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации.
- Условные, посвященные разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия: дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды ( часто ролевая игра «Суд над...» - вид имитационной игры проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества, человеческими пороками, безнравственными поступками.)
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Этап подготовки. Подготовка игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта.
В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, с обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращай ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участии ков. если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры, учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Механизм проведения игры:
Руководитель сообщает тему
Дается инструктаж о ходе игры
Фиксируется эмоциональная реакция игроков
Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих
Подведение итогов проводится на основе пережитых игравшими суждений.
Список источников
1. Методика организации и проведения дидактической игры – http://studopedia.ru/14_99745_metodika-organizatsii-i-provedeniya-didakticheskoy-igri.html2. Дидактические игры на уроках трудового обучения – https://infourok.ru/didakticheskie-igri-na-zanyatiyah-trudovogo-obucheniya-966194.html