Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Использование результатов оценочных процедур (всероссийских проверочных работ) в повышении качества начального общего образования»


Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
«Использование результатов оценочных процедур (всероссийских проверочных работ) в повышении качества начального общего образования»
Глебова Лариса Владимировна – Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №16 ст.Георгиевской
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы,
то есть, цель ВПР - диагностика качества образования
Ключевые особенности ВПР
• соответствие ФГОС
• соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов
• учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества
• отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования
• использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО)
• использование только заданий открытого типа
Подходы к отбору содержания, разработке структуры
варианта проверочной работы
• Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах
• В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов, осуществить оценку достижения предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС НОО.
Одной из составляющих итоговой оценки в соответствии ФГОС являются результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» освоение образовательной программы начального общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Поэтому, результаты ВПР, в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией (результаты промежуточной аттестации выпускника, его  текущие  и итоговые отметки  за учебный год),  будут использоваться для оценки индивидуальных результатов обучения выпускников начальной школы.Результаты ВПР будут использованы для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательнойподготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые предметные результаты в ПООП НОО, приводятся в двух блоках ккаждому разделу:
Первый блок «Выпускник научится».
Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения
основных задач образования на данном уровне, необходимость для последующего
обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством
обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую
компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний и учебных действий, которая, вопервых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, вовторых, при наличии
специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим
большинством детей.
К блоку «выпускник научится» относились задания, по результатам которых
можно сделать вывод, что у обучающихся сформированы знания основных языковых
единиц.
Рассмотрим полученные результаты. Участники апробации ВПР показали
достаточно высокий уровень освоения базовых учебно-языковых опознавательных
умений: умение распознавать и графически обозначать однородные члены в предложении (62%). Обучающиеся владеют учебно-языковым умением определять значение слова потексту (87%). Определять тему и главную мысль текста (62%)
Участники апробации ВПР недостаточно успешно справились и с заданиями,
относящиеся к блоку «выпускник получит возможность научиться».
Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам освоения этого
блока, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более
высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его характера на данном уровне обучения.Задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемыхрезультатов, чаще всего включаются в материалы итогового контроля или в олимпиады для того, чтобы выявить одаренных школьников.
Основные цели такого включения - предоставить возможность обучающимсяпродемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнемличностных достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее
подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с
помощью которых ведѐтся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода обучающихся на следующий уровень обучения.
МАТЕМАТИКА
Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной подготовки
обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют
осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладениямежпредметными понятиями.
У обучающихся не вызвало затруднений выполнение заданий на «проверку умения
выполнять арифметических действия с числами и числовыми выражениями» (84%),
«умение выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление
однозначных,двузначных и трѐхзначных чисел в пределах 100 (94%).
Также обучающиеся продемонстрировали «умение решать задачи в 1-2 действия
связанные с повседневной жизнью» (80%).
Наибольшее затруднение вызвали у обучающихся задания:
(умение решать текстовые задачи в 3–4 действия) Справились 31% учащихся.
Анализируя результаты ВПР, можно сделать ряд выводов и обобщений:
1. Обучающиеся 4 классов подтвердили свои знания на 94%. Такая ситуация
свидетельствует о необходимости реализации ряда мероприятий в школе для улучшения результатов проведения ВПР в 4-х классах:
 проведение анализа полученных результатов и выявление проблемных зон (основныхошибок);
 проведение заседания школьного методического объединения учителей начальных
классов для выработки стратегии исправления основных ошибок, допущенных обучающимися при выполнении заданий ВПР;
 подготовка индивидуальных программ (траекторий развития) для обучающихся, которые выполнили ВПР с очень низкими результатами;
 подготовка индивидуальных программ (траекторий развития) для обучающихся, которые выполнили ВПР с достаточно высокими результатами, но не справились с заданиями блока «выпускник получит возможность научиться».Методическое сопровождение педагогов:
общеобразовательным организациям:
усилить административный контроль качества образовательных достижений обучающихся с обязательными анализом и рекомендациями по устранению недочетов;
совершенствовать формы взаимодействия с родителями по разъяснению и рекомендациям по вопросам проведения ВПР и использования их результатов для определения индивидуальных траекторий дальнейшего обучения ребенка;
составить план-графики индивидуальных занятий с обучающимися по подготовке к выполнению проверочных работ в рамках реализации программы «Коррекционная работа»;
проводить репетиционные работы по материалам открытого банка заданий НИКО, ВПР, ИКР с последующим анализом результатов (выявление динамики результатов обучения);
- организовать психологическое сопровождение обучающихся и родителей при подготовке и проведении ВПР.
В заключении необходимо отметить, что начальное образование в системе
школьного образования является важным фундаментом, на основе которого будут
строиться не только все будущие знания, но и успехи, и достижения ребенка. Результаты ВПР необходимо использовать для проведения детальной диагностики уровня общеобразовательной подготовки обучающихся по данным предметам, для
совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения
индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, для регулирования
программ обучения и расстановки основных образовательных акцентов.