Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика с увлечением 4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика с увлечением» составлена для обучения учащихся 4-х классов МОУ «Победненская школа». Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Срок реализации программы - 1год.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373, с последующими изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010г. №1241, от 31.12.2015г. № 1576).
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
5.Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
6.Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
7.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
8. Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
9.Авторской программы курса «Математика в окружающем мире». Методического пособия с электронным интерактивным приложением/ М.В. Буряк, Е.Н.Карышева.-М.: Планета, 2015.
10.Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Победненская школа».
11. Учебного плана МОУ «Победненская школа» на 2016-2017 учебный год.
Основными целями изучения интегрированного курса являются:
-Углубление и расширение знаний по указанным предметам.
-Развитие интереса учащихся к окружающему миру, развитие их
математических способностей.
-Привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным
занятиям математикой.
-Воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа определяет ряд задач:
-Содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить
вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать
закономерности, делать умозаключения.
-Способствовать формированию информационно-коммуникативных
компетенций учащихся.
-Формировать универсальные учебные действия познавательного,
логического, знаково-символического, регулятивного и
коммуникативного характера.
-Создавать необходимые условия для проявления творческой
индивидуальности каждого ученика.
-Создавать условия для развития у детей познавательных интересов,
формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
-Формировать представление о математике как форме описания и методе
познания окружающего мира.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
В личностной- готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать свое мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
В социальной- освоение основных социальных ролей, норм и правил;
В познавательной – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
В коммуникативной – формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения
Принципы проведения занятий
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Планируемые результаты освоения курса «Математика с увлечением»
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, самостоятельности суждений, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формирование математической компетентности. Установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известному понятию.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредетными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции.
Предметные результаты
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки).
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умение выполнять устно и письменно арифметическое действие с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера, собирать фигуры из деталей конструктора.
Отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Математика с увлечением» обучающиеся получат возможность закрепить:
Последовательность чисел от 1 до 1000;
Последовательность чисел, которые больше 1000;
Четные и нечетные числа;
Устное выполнение арифметических действий в пределах 1000 и с числами, которые больше 1000;
Выполнение внетабличного умножения и деления;
Выполнение деления многозначных чисел с остатком;
Решение простых и составных задач;
Вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок;
Нахождение значения выражений с переменными;
Сравнение многозначных чисел; виды треугольников;
Виды углов.
Обучающие будут уметь:
Сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 1000 и числа, которые больше 1000;
Находить значение буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной;
Выполнять действия с именованными числами;
Анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
Обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
Выбирать из таблицы, графика, диаграмм необходимую информацию для решения учебной задачи;
Заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных;
Использовать знания для выполнения практических заданий;
Различать геометрические фигуры;
Восстанавливать рисунок на гранях куба;
Находить видимые и невидимые линии на объемных фигурах; находить видимые и невидимые грани на многогранниках;
Рисовать с помощью геометрических фигур;
Строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
Анализировать и решать логические задачи;
Осуществлять самостоятельный поиск решений;
Последовательно рассуждать, доказывать;
Контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки).
Обучающиеся узнают:
О растениях пустыни, полупустыни, горной местности;
О животных пустыни, полупустыни, горной местности;
Об охране природы на территории пустыни, полупустыни, горной местности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Математика (34часа)
Числа от 1 до 1000. Нумерация – 1ч
Последовательность чисел.
Арифметическое действие над числами в пределах 1000 – 3ч
Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел. Нахождение результатов арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приемы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Четные и нечетные числа.
Числа больше 1000. Нумерация – 2ч
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Арифметические действия над числами, которые больше 1000 – 4ч
Сложение и вычитание чисел, которые больше 1000. Умножение и деление чисел, которые больше 1000. Нахождение результатов арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приемы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Четные и нечетные числа. Увеличение (уменьшение)чисел в 10, 100, 1000 раз. Заполнение блок-схем.
Величины и их измерение – 4ч
Длина. Единицы длины: метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Масса. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношение между ними. Действия с именованными числами. Взаимосвязь между величинами. (скорость, время, расстояние).
Текстовые задачи – 4ч
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике, в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче.
Элементы геометрии -8ч
Плоские и объемные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Изменение положения куба. Изменение положения плоских фигур. Видимые и невидимые линии у объемных фигур. Видимые и невидимые грани у объемных фигур. Виды треугольников в зависимости от вида углов; виды треугольников в зависимости от длины сторон. Виды углов: тупые, острые, прямые. Рисование предметов с помощью геометрических фигур. Построение фигур по координатам. Определение координат у вершин многоугольников. Построение треугольника по трем сторонам с помощью линейки и циркуля. Многогранники. Вписанные многоугольники. Площадь прямоугольного треугольника. Распознавание геометрических фигур в составе более сложных.
Элементы алгебры -7ч
Высказывания. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграмма. Таблицы. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенство с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Работа с информацией
Представление информации в виде таблицы, схемы, диаграммы, графика. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.
Курс «Математика c увлечением» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру, указанными ниже определённым количеством часов, распределенных по темам занятий.
Окружающий мир
«Пустыни. Полупустыни. Высотная поясность» (34 часа)
Знакомство с территорией пустыни и полупустыни (2ч)
Расположение на карте пустыни и полупустыни. Природные условия пустыни и полупустыни. Климатические условия пустыни и полупустыни. Виды пустынь.
Растительный мир пустыни и полупустыни (3ч)
Травянистые растения. Кустарники. Полукустарники. Деревья.
Животный мир пустыни и полупустыни (9ч)
Насекомые. Паукообразные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери.
Знакомство с высотной поясностью (5ч)
Горные системы России, их расположение на карте. Растительный мир горных систем.
Животный мир горных систем (8ч)
Птицы. Звери.
Охрана природы(6ч)
Крымские заповедники. Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Южно-Уральский государственный природный заповедник; Природный парк «Белуха»; Сихотэ-Алинский государственный биосферный природный заповедник.
Итоговое занятие (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Математика с увлечением»
Класс: 4-Б
Количество часов по учебному плану:
Всего часов 34; в неделю 1 час.
Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.-М.: Планета, 2015.
№ Наименование тем Всего часов
1 Числа от 1 до 1000. Нумерация. 1ч
2 Арифметическое действие над числами в пределах 1000. 3ч
3 Числа больше 1000. Нумерация. 2ч
4 Арифметическое действие над числами, которые больше
1000. 4ч
5 Величины и их измерение. 4ч
6 Текстовые задачи. 5ч
7 Элементы геометрии. 8ч
8 Элементы алгебры. 7ч
Итого: 34ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Математика с увлечением»
Класс: 4-Б
Количество часов по учебному плану:
Всего часов 34; в неделю 1 час.
Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.-М.: Планета, 2015.
№ Тема занятия Количество часов Дата проведения Факт.
дата
1 Числа от 1 до 1000. Нумерация. Удивительные пески. 1 01.09 2 Сложение и вычитание многозначных чисел. Какие бывают пустыни. 1 08.09 3 Умножение и деление многозначных чисел. Кустарники и полукустарники. 1 15.09 4 Решение задач. Растения эфемероиды. Злаки. 1 22.09 5 Координатный угол. 1 29.09 6 Построение фигур по координатам Насекомые пустынь и полупустынь Ящерицы. 1 06.10 7 Числа больше 1000. Нумерация. Паукообразные пустынь и полупустынь 1 13.10 8 Сравнение многозначных чисел. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Ящерицы. 1 20.10 9 Увеличение и уменьшение числа в 10 раз Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Змеи. 1 27.10 10 Единицы длины Птицы пустынь и полупустынь. 1 10.11 11 Единицы площади. Заяц-песчаник. Камышовый кот. 1 17.11 12 Единицы времени. Полосатая гиена. Гепард. 1 24.11 13 Решение задач. Антилопа джейран. 1 01.12 14 Истинные и ложные высказывания. Бактриан. 1 08.12 15 Многоугольники. Крымские заповедники. 1 15.12 16 Выражения с тремя переменными. Крымские заповедники. 1 22.12 17 Площадь прямоугольного треугольника. Высотная поясность. 1 29.12 18 Многогранник. Горы Дальнего востока. 1 12.01 19 Порядок действий в числовых выражениях. Уральские горы. 1 19.01 20 Задачи на движение. Горы Южной Сибири. 1 26.01 21 Виды углов. Кавказские горы. 1 02.02 22 Действия с величинами Птицы горных систем России. 1 09.02 23 Хищные птицы гор. Группировка множителей 1 16.02 24 Деление многозначных чисел с остатком. Редкие птицы горных систем России 1 02.03 25 Столбчатые диаграммы. Редкие животные Приморья. 1 09.03 26 Круговые диаграммы Редкие животные Кавказа. 1 23.03 27 Классификация треугольников. Горные кошки. 1 06.04 28 Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Горный баран. Сибирский горный козел. 1 13.04 29 График. Кабарга. Марал. 1 20.04 30 Арифметические действия с многозначными числами. Кавказский государственный природный биосферный заповедник. 1 27.04 31 Вписанные многоугольники. Южно-Уральский природный государственный заповедник. 1 04.05 32 Построение треугольника по трем сторонам. Природный парк «Белуха» 1 11.05 33 Решение задач. Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник. 1 18.05 34 Что узнали? Чему научились?
1 25.05