РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «По дорогам сказок»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
“Образовательный центр”




Утверждаю. Согласовано. Программа рассмотрена на заседании
Директор школы Зам. директора по УР кафедры “Начальные классы”
________/Е.А,Чередникова/ ___________/Н.И.Колпакова/ Протокол №__от “__”_______2011г.
“__”_________2011г. “___”_____________2011г. Руководитель кафедры
___________Л.А.Косолапова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«По дорогам сказок»

Направление внеурочной деятельности: Интеллектуальное

Возраст учащихся: 6 – 7 лет




Общее количество часов – 32
(2 часа в неделю)


Планирование составлено на базе Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2010.





Учитель: Г. В. Головачева,
учитель начальных классов




с. Алексеевка


2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность. Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующией цели:
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи программы:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
Литературное чтение в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Отличительные особенности программы
Рабочая программа включает в себя сказки.
В процессе данного курса внеурочной деятельности обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка.
Включает следующие виды речевой и читательской деятельности: умение читать, слушать, говорить. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков.
Ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Проводится совершенствование устной речи (умения слушать и говорить). Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения, делают рисунок, отражающий настроение и видение ребенка.
Данный курс раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.
За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.
У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение - принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т. п.), понятно выразить в речи итог познания. Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.
Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика.
Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У ученика 1 класса воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Уровень результатов работы по программе
1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Реализация программы обеспечивает достижение учеников 1 класса
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «По дорогам сказок» являются следующие умения:
1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
2. Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
3. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
4. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
5. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Реализация курса обеспечивает достижение учащимися 1 класса следующих личностных результатов:
1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
5) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к духовным ценностям.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Календарно – тематическое планирование
Метапредметными результатами изучения курса «По дорогам сказок» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Название
кол-во часов
Основные узловые моменты
Формы организации образовательного процесса
УУД

Вводное занятие – 1ч.




Гуси-лебеди, (Русская народная сказка) – 2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений

Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Елена Премудрая, (Русская народная сказка) – 2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений

Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Мужик и медведь, (Русская народная сказка) – 1ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений

Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, (Русская народная сказка) – 2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений

Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Сивка-бурка,
(Русская народная сказка) – 2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений

Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Хаврошечка, (Русская народная сказка) – 2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Теремок (Русская народная сказка) – 1ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Три поросенка
(Английская сказка. Обработка С. Михалкова) – 2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Сказка о рыбаке и рыбке, (А. С. Пушкин) – 3ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Сказка о попе и о работнике его Балде, (А. С. Пушкин) – 2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Свинопас, (Г. Х. Андерсен) – 1ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Гадкий утенок, (Г.Х.Андерсен) -2ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать, понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организ. свое раб. место под руководством учителя.
Личностные УУД Оценивать жизнен. ситуаций и поступки героев худ. текстов с точки зрения общечеловеч. норм.

Дюймовочка, (Г.Х. Андерсен) – 2ч.

Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Принцесса на горошине, (Г.Х. Андерсен) – 1 ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Красная Шапочка, (Шарль Перро) – 1ч.
Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений
Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Мальчик с пальчик (Шарль Перро) – 2ч.








Знакомство с названием сказки. Герои сказки. Слушание сказки. Главная мысль сказки. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений

Практические занятия.
Познавательные УУД Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на занятиях.
Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Выставка альбомов




Рисунок на свободную тему (любая сказка, понравившаяся ребенку) – 1ч.




Подведение итогов – 1ч.





Методическое обеспечение программы

Во внеурочной деятельности представленного направления используются следующее методическое обеспечение: групповые занятия в форме игры и беседы.
Дидактическое обеспечение, необходимое для реализации программы: народные и авторские сказки.
Форма подведения итогов по основным разделам: выставка рисунков (альбомов).

Список литературы
Гуси-лебеди, (Русская народная сказка)
Елена Премудрая, (Русская народная сказка)
Мужик и медведь, (Русская народная сказка)
Сестрица Аленушка и братец Иванушка, (Русская народная сказка)
Сивка - Бурка (Русская народная сказка)
Хаврошечка, (Русская народная сказка)
Теремок (Русская народная сказка)
Три поросенка (Английская сказка, обработка С.Михалкова)
Сказка о рыбаке и рыбке, (А. С. Пушкин)
Свинопас, (Г. Х. Андерсен)
Гадкий утенок, (Г.Х.Андерсен)
Дюймовочка, (Г.Х. Андерсен)
Принцесса на горошине, (Г.Х. Андерсен)
Красная Шапочка, (Шарль Перро)
Мальчик с пальчик (Шарль Перро)


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315