Технологическая карта урока географии 6 класс Урок №10. Тема: ГРАДУСНАЯ СЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТАХ


Технологическая карта урока географии 6 класс
Урок №10. Тема: ГРАДУСНАЯ СЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТАХ
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений о параллелях и меридианах, градусной сети; создать условия для формирования умений определять направления и расстояния по карте
Образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику: Меридианы и параллели
План урока Меридианы и параллели.
Градусная сеть на глобусе и картах.
Составление заданий на определение направлений по карте.
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Основные понятия Параллели, меридианы, градусная сеть
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Научатся называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы (Северный и Южный), полушария (Северное, Южное, Западное, Восточное), находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.
Получат возможность научиться определять направления и расстояния по карте Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в устной и письменной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимают решения, оценивают достигнутые результаты. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу: выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Формы
контроля
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа II. Актуализация знаний Сообщения об электронной карте, найденной в сети Интернет Организует слушание сообщений обучающихся об электронной карте, найденной в сети Интернет Представляют сообщения об электронной, карте, найденной в сети Интернет Индивидуальная работа Устные ответы
III. Изучение нового материала Работа с электронным приложением к учебнику «Меридианы. Параллели» Организует работу с электронным приложением к учебнику, комментирует новую информацию, задает вопросы (Приложение) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Индивидуальная работа Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученногоРабота с глобусом Организует работу с глобусом:
- Покажите на глобусах и назовите, в каких полушариях находятся:
1) Северная Америка;
2) Острова Новая Зеландия;
3) о. Гренландия;
4) Антарктида;
5) Африка.
(Ответы должны быть полными, например: Северная Америка расположена в Северном полушарии относительно экватора, в Западном полушарии относительно нулевого меридиана.)Отвечают на вопросы, используя новые знания Фронтальная работа Устные ответы
Работа с картой Организует работу с картой:
- По карте полушарий в атласе определите, в каком направлении от озера Виктория находится река Конго; от города Берлина - Москва V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений Нацеливает на самостоятельную работу при выполнении заданий 4, 5, с. 34, организует контроль Выполняют задания Индивидуальная работа Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание § 10, задание 6, с. 34 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение
Знакомство с новой информацией
Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры.
А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географические координаты.
Для определения координат на глобусе и карте существует градусная сеть - система меридианов и параллелей. Построение градусной сети возможно потому, что шарообразная Земля вращается вокруг оси, обусловливая существование двух неподвижных точек - полюсов, которые и являются точками отсчета.
- Покажите полюсы на глобусах.
Географические полюсы - Северный и Южный - точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. На полюсах нет сторон горизонта.
- Покажите на глобусе экватор.
Экватор (от лат. - уравнитель) - линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
Параллельно экватору проведены линии, которые называются параллелями.
- Назовите самую большую параллель. (Экватор.)
- Одинакова ли длина всех параллелей? (Нет.)
- Как изменяется длина? (Уменьшается от экватора к полюсам.)
Экватор делит Землю на два полушария.
- Назовите и покажите эти полушария на глобусах.
- Покажите на глобусах нулевой меридиан.
Меридианы (от лат. - полуденный) - линии сечения земной поверхности, проходящие через ось вращения Земли и, соответственно, через оба ее полюса. (Рассмотреть рисунок 19, с. 33.)
- Одинакова ли длина всех меридианов? (Одинакова.)
- Определите по глобусу, через сколько градусов проведены параллели и меридианы?
- Вспомните, чему равна длина окружности в градусах. Меридиан - полуокружность: чему равна его длина в градусах; в километрах (длина окружности равна 40000 км)? (Длина меридиана в среднем 111,1 км.)
- Нулевой меридиан делит Землю еще на два полушария. Какие? Покажите их на глобусе. (Восточное и Западное.)