Урок географии в 5 классе Градусная сеть на глобусе и картах.


Урок в 5 классе №
Тема урока «Градусная сеть на глобусе и картах».
Цель: введение новых понятий и терминов (градусная сеть, меридианы и параллели) и умение использовать их в практической деятельности.
Задачи.
Образовательные:
познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели);
продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации;
научить определять на картах и глобусе экватор, меридианы, параллели, полюса (Северный и Южный), полушария Северное, Южное, Западное и Восточное.
Воспитательные:
* показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой;
* воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты;
* формировать значимость изучения данной темы для людей различных профессий: летчиков, моряков, геологов;
* воспитывать у учащихся стремление к знаниям, умение обращаться с научной и дополнительной литературой;
Развивающие:
совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач.
Планируемые результаты:
Предметные- должны знать о глобусе как модели земли, градусной сетке, ее значении для решения практических задач, о свойствах меридианов и параллелей;
Метапредметные- должны уметь называть и показывать линии параллелей и меридианов на карте и глобусе, объяснять преимущества глобуса перед картой, определять полушария по глобусу и карте;
Личностные- проявлять интеллектуальные и творческие способности, умение работать в паре.
Тип урока: комбинированный урок-практикум.
Методы: познавательный, практический, эвристический, наблюдение.
Форма контроля: текущая.
Технологии: урок с использованием ИКТ, методика тестового контроля знаний, проблемного обучения, уровневой дифференциации обучения, игровая, здоровьесберегающая, системно-деятельностная.
Оборудование: карта полушарий, глобус, атласы, презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА:
1.организационный
2.актуализация знаний
3.изучение нового материала
4.закрепление
5.итог
5.рефлексия
6.домашнее задание
1.Орг. момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече с вами. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие. Каждый из вас почувствует себя капитаном. За правильные ответы во время урока вы будете получать штурвалы. В конце урока мы выявим лучшего капитана.
Звучит музыка из кинофильма Дети капитана Гранта «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
4 месяца назад мы с вами начали путешествовать по стране География. Мы уже побывали в стране путешественников и географических открытий, совершили космическое путешествие по Солнечной системе, посетили город, который называется План, где ознакомились с его объектами, достопримечательностями и на прошлом уроке остановились на несколько дней в городе Карта.
Актуализация знаний
Учитель. Давайте сейчас пройдем по улицам города и его домам. Что за странные цифры написаны на домах (доске), что они означают?:
А) Устные задания
510млн.кв.км Площадь поверхности Земли
40 000 км Окружность Земли, длина экватора
6378 км Расстояние от центра Земли до экватора
6357 км Расстояние от центра Земли к полюсам
66,5° Угол наклона земной оси к плоскости орбиты
Б) Учитель. Чтобы совершать путешествия нам надо купить билет. Но вот незадача: в стране География вместо покупки билетов надо отвечать на вопросы и выполнять задания. Письменно впо карточкам выполним задания ( задания разноуровневые)
2. Проверка домашнего задания.
У доски 5 человек, дифференцированные карточки для 5 человек. (ЗаданияОтветы)
1. Задания на проверку умений:
1) Выразите численный масштаб именованным:
1:250 000; 1:1 000 000; 1:1 000; 1:500; 1:25 000.
2) Выразите именованный масштаб численным:
В 1 см -100 м; в 1 см -1 км;1) в 1 см – 2,5 км; в 1 см – 10 км;
в 1 см – 10 м; в 1 см – 5 м;
в 1 см – 250 м.
3) Задания на проверку умений определять азимут. (Рисунок на доске).
4) Построение профиля холма по горизонталям: постройте холм северный склон – крутой, южный пологий. Высота холма – 24 метра, горизонтали проведены через 5 метров.
5) Классификация карт (дополни схему)
Карты
По охвату территории ? по содержанию ?
-мира и полушарий мелкомасштабные общегеографические учебные
-? -? -? ?
-государств и их частей ? ? ? ?
Вопросы классу на повторение пройденного материала (фронтальный опрос) Вопросы.Ответы.
Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде?(план местности)
Степень уменьшения длин линий на местности на карте? (масштаб)
Какие виды масштаба вы знаете? (Именованный, линейный, числовой_Определение своего местоположения относительно сторон горизонта? ( ориентирование)
Угол между направлением на север и на какой-нибудь объект? (азимут)
Все неровности земной поверхности? (рельеф)
Превышение точки земной поверхности над уровнем моря? (абсолютная высота)
Превышение одной точки над другой ? ( относительная высота)
Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой? (горизонтали)
Уменьшенное, обобщенное изображение больших участков земной поверхности на плоскости при помощи условных знаков и в масштабе? (карта)
Какой географический полюс находится вверху глобуса, а какой – внизу? ( северный и южный)
Воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное.(экватор)
Задания по карточкам.
1 карточка
*1 уровень. Ответьте на вопросы
Что называют картой? Планом местности?
Что означает масштаб 1: 1 000 000?
2 карточка. 1 уровень.
Знание условных знаков плана местности.
Прочитайте рассказ:
3 карточка *2 уровень. Установите соответствие. Подберите каждой цифре левой колонки соответствующую букву из правой колонки.
1.Планом называют… А. показывает во сколько раз расстояния на карте или плане меньше реальных расстояний на местности
2.Картой называют… Б. модель земного шара
3.Что показывает масштаб… В. леса, кустарники, сады
4.Зеленый цвет на плане показывает… Г. изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков
5.Глобус – это… Д. уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков
6.Зеленым цветом на карте обозначают… Е. низменности
4 карточка. 3 уровень.
Охарактеризуй карту на стр 20-21 в атласе (Физическая карта России) по плану:
( к каким картам относится по- )
Охват территории.
Масштаб.
Содержание.
Назначение.
Учащиеся сдают карточки с ответами.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Изучение нового, определение темы урока, постановка проблемы.
Учитель. Я прочту вам стихотворение.
Был, говорят
Где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали,
Вдруг- чудеса!-
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются,
Смотрят кругом:
« Где эта улица?
Где этот дом?»
Ищут водители:
« Где наш гараж?»
Мечутся жители:
« Где наш этаж?»
Все перепуталось,
Все заблудилось!
К счастью, такое
Лишь в сказке случилось.
Я рассказала
Про это нарочно,
Чтобы проверить-
Знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Учитель: Ребята, вы знаете свои адреса? На карте вы можете найти, где вы живете? Скажите, как летчики ориентируются в воздухе? Как они находят нужные им города?
Сегодня мы с вами познакомимся, как можно быстро по карте находить нужные вам города, реки, горы и многое другое. Такими знаниями владеют люди многих профессий: летчики, капитаны кораблей, геологи, военные…
Чтобы определить тему нашего урока вам предстоит отгадать кроссворд.(слайд 1)
Слайд1. Кроссворд
Отгадайте кроссворд
1.Наука о Земле.
2.Линии на плане с одинаковой абсолютной высотой.
3.Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости при помощи условных знаков.
4.То, что нас окружает.
5.Угол между направлением на север и на какой-либо предмет.
6.Показывает, во сколько раз расстояния на карте меньше реальных размеров.
7.Уменьшенное изображение небольшого участка местности при помощи условных знаков.
8.Прибор для определения сторон горизонта.
9.Планета, на которой есть жизнь.
10.Уменьшенная модель Земли.
11.Самый большой материк.
12.Ученый, первым употребившим термин «география».
13.Совокупность неровностей на земной поверхности. (слайд 2)
Какое центральное ключевое слово у нас получилось? – Градусная сеть. Как вы думаете, что означают эти слова? Тему урока. (слайд 3)
Слайд 2.Тема урока
А что по-вашему, мы сегодня будем изучать, о чем мы узнаем?
Слайд 4. цели, план урока.
Слайд 5.План и карта.
Учитель: Ребята, давайте сравним план и карту на слайде и в атласе, посмотрим на глобус. Какую разницу вы заметили? ( карта покрыта сетью тонких линий)
Слайд 6. Пересекающиеся продольные и поперечные линии образуют градусную сеть. Они имеют свои названия и значение.
Учитель. Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот. Как называются точки, которые не вращаются, т.к. через них проходит воображаемая ось? (Полюса.)
Слайд 7. глобус с полюсом
- А что такое «полюс»?
- Ученики озвучивают свою версию определения «полюс» .- А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы определили?
Слайд 8. Что такое полюс
Найдите полюса на карте полушарий в атласе (стр 18-19 в атласе), на глобусе ( стр 16) с помощью карандаша (или указки) покажите их.
Учитель. Ребята, а какие линии на карте и глобусе вам уже знакомы? ( Предполагаемые ответы учащихся- экватор, тропики, полярные круги).
Учитель. Линии на карте и глобусе, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня- это параллели и меридианы.( слайд 9-11)
Наше путешествие продолжается. Вы отправляетесь в самостоятельное плавание. Команда состоит из двух человек. (работа в паре).
При помощи текста учебника ( параграф 13) и атласа ( стр 16) выполните задания:
-выпишите в тетрадь определения «параллель» и «меридиан».
-заполните таблицу ( один ученик про свойства параллелей, другой про меридианов).Затем поделитесь друг с другом информацией.
Проверка. ( выборочно по одному признаку из групп). (слайд 12)
Учитель. Ребята, как ведут отсчет параллелей и меридианов? Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчеты по картам следует делать в градусной мере ( поэтому и сетка называется градусной). Все параллели- окружности и содержат 360 в том числе и экватор. Его называют нулевой параллелью и от него ведут отсчет остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90 .
Экватор очень нужен нам
Он делит Землю пополам.
Чтобы нам не спутать вдруг.
Где же север, а где- юг.
Параллели обычно проводят через каждые 10 . На карте полушарий они обозначены на рамке карты.
Задание. По карте России (стр 20-21) определите, в каком направлении от Москвы находится полуостров Крым ( в южном).По карте полушарий(стр 18-19) определите, в каком направлении от Каира (Африка) находится Санкт-Петербург( в северном) ?
Учитель. Крымский полуостров пересекает 45 параллель. Ее называют «золотая параллель». Она находится на одинаковом расстоянии от экватора и северного полюса.
Учитель. А откуда начинается отсчет меридианов, есть ли 0° меридиан? Он проходит близ Лондона, называется Гринвичский по названию здешней обсерватории, а вот его историю поведает нам……..
История гринвичского меридиана.
До конца XIX века в различных странах для отсчёта географических меридианов использовали свои собственные национальные нулевые меридианы, проходящие, как правило, через центральные обсерватории этих стран. Так, в Англии и США нулевым считался Гринвичский меридиан, во Франции для этой цели использовался «парижский меридиан», в Российской империи — Пулковский меридиан, и т. д. По мере развития геодезии - науке о Земле, о фигуре, гравитационном поле, параметрах вращения Земли и их изменениях во времени, отсутствие стандартной системы меридианов было признано международным астрономическим сообществом неудобным. В 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за нуль-пункт отсчёта меридианов на всём земном шаре было предложено принять гринвичский меридиан.
Меридианы 0° и 180° делят земной шар на два полушария – западное и восточное.
Практическая работа.
1. Покажите линии меридианов на глобусе, карте полушарий. Где подписаны их градусы?
Через сколько градусов проведены меридианы на карте? (Значение меридианов в градусах надписывают на пересечении меридианов с экватором, как правило, через 10.)
2.На карте полушарий (стр 18-19) найдите столицу нашей Родины- г.Москва. При помощи карандаша проведите от города направления на север и юг запад и восток. (Не забываем, что направления нужно проводить по параллелям и меридианам). Образец выполнения задания в учебнике . стр 46 рисунок 33. ( слайд 13).
Закрепление и рефлексия
Что нового мы сегодня с вами узнали, путешествуя по карте?
-Подпишите на схеме элементы градусной сети, обозначьте экватор, полюса, параллель, меридиан, укажите направления, которые показывают параллели и меридианы. ( слайд 14)
-Как можно математически сказать, что такое градусная сеть?
Меридианы + параллели= градусная сеть. (Слайд 15).
-Выйдя на улицу поселка, увидим ли мы меридианы и параллели?
-Какой материк Земли пересекают все меридианы?.-Какие материки расположены и в северном ,и в южном полушариях? А океаны?
-Какой меридиан, являясь ,продолжением нулевого, вместе с ним делит Землю на два равных полушария?
Тестирование.(слайды 16-20)
1.На Северное и Южное полушарие поверхность земного шара делится:
экватором
северным тропиком
нулевым меридианом
южным полярным кругом
2.Длина экватора составляет:
400 тыс. км
40 млн. км
40 тыс. км
4 млн. км
3.Направление «север-юг» на глобусе и карте можно определить по:
экватору
меридианам
параллелям
стрелке «север-юг»
4.На Западное и Восточное полушарие поверхность земного шара делится:
экватором
северным тропиком
нулевым меридианом
южным полярным кругом
5.Направление « запад-восток» на глобусе и карте можно определить по:
экватору
меридианам
параллелям
стрелке «север-юг»
Проверка .(слайд 20)
1)1 2)3 3)2 4)3 5)3
Итог урока.
Наше путешествие подходит к концу. Кто же оказался лучшим капитаном? Подведение итогов. Награждение лучшего капитана. Выставление оценок.
Слайд 21 6. Домашнее задание. Открыли дневники.
§13 читать и пересказывать для всех.
+ 1 уровень зад. 2-8 стр. 47 после §
+ 2 уровень зад. 9-11 стр.47 после§+ 3 уровень мини сочинение « Как поссорились меридианы и параллели, кто из них важнее и нужнее».
Рефлексия.
На ваших партах лежат маленькие разноцветные листочки. Нарисуйте на них смайлики.
-Если на уроке работал хорошо, справился со всеми заданиями и сможешь поделиться знаниями с товарищем, то рисуй улыбку.
-Если возникали трудности, были допущены ошибки- рот на смайлике в виде ровной линии.
-Если урок оказался не интересным, скучным и не понятным- смайлик с недовольным лицом.
Слайд 22. Спасибо за внимание