Конспект интегрированного урока географии в 6 классе по теме Градусная сеть(по ФГОС)

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС.
География 6 класс.

Дата проведения урока: 28.10.13
Тема урока: «Градусная сеть»
ФИО учителя: Жукова Любовь Ивановна. МКОУ Павловская ООШ, Каргасокского района, Томской области.

Цель: раскрыть значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте с помощью градусной сети.
Задачи:
формировать знание понятий: «экватор», «параллель», «меридиан», «градусная сеть»;
формировать умение определять направление по карте и глобусу;
формировать умение измерять расстояние по глобусу и карте с помощью градусной сети;


Планируемые результаты по формированию УУД
предметные:
сформировать знание понятий: «экватор», «параллель», «меридиан», «градусная сеть»;
развивать умение определять направления и расстояния на глобусе и карте;
метапредметные:
обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель и задачи учебной деятельности;
формировать умение работать с различными источниками информации;
развивать умения монологических высказываний (речевую деятельность);
развивать умение работать в группах;
развивать умение сохранять учебную цель;
развивать умение вырабатывать адекватные критерии оценки собственной деятельности.

Оборудование: глобус, карта полушарий, контурная карта, линейка.
Тип урока: проблемный.

1 этап. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

1. - Что вы видите на слайдах? Можете прокомментировать? (показ слайдов «Снимки Земли из космоса»)
- Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты.
- Голубая, разноцветная, маленькая, неровная, шарообразная
- Люди с древних времен пытались изобразить земную поверхность на бумаге, а кроме того создать модель Земли.
2. Закончить предложения:
Как называется такая модель? (глобус)
в переводе с латинского языка «глобус» означает(шар)
первый сохранившийся глобус был создан(Мартином Бехаймом в год открытия Америки, поэтому Америки на нем еще нет)
обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков называется (географической картой)
условные знаки с их расшифровкой образуют(легенду карты)
- Сравним изображения нашей планеты (показ слайдов: 1-географическая карта; 2- глобус; 3- космический снимок; 4- карта-глобус-снимок).
- На снимке нет ровных линий. А на карте и глобусе они проведены.
- Что эти линии образуют на карте и на глобусе?
- Сеть, сетку.
- Что это за числа? В каких единицах измеряются эти линии?
- В градусах.
- Давайте определим тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?
Кто озвучит тему сегодняшнего урока?
- «Градусная сеть».
- Какого результата мы хотим достичь к концу урока?
- Узнать, для чего нужна градусная сеть? Научиться ей пользоваться.

2 этап. Поиск решения.

- Что нужно сделать (узнать, найти), чтобы ответить на этот вопрос?
- Узнать больше о линиях, которые образуют градусную сеть.
- Где мы можем найти нужную информацию?
- В учебнике на стр.50-53(параграф № 9).
- Какие вопросы нас интересуют (записать в тетради и на доске):
а). Как называются линии? (найти в учебнике и записать определения)
б). Какие из линий уже знакомы?
в). Какие линии не знакомы?
г). В чем особенности параллелей и меридианов?
показывают направление (на стороны горизонта) – стр.51;

имеют длину (в градусах, в километрах) – стр.51;

имеют начало и окончание отсчета – стр.53;

имеют форму на карте и на глобусе – стр.52.


- Итак, с чего мы начнем?
- С поиска ответов на вопросы в тексте параграфа № 9.
Работа в группах. Затем учащиеся озвучивают результаты поиска.

3 этап. Самостоятельное применение знаний.

1. - Найдите главные особенности параллелей и меридианов, которые можно применить в практической деятельности? Например:
Вам нужно выбрать место, куда поехать с семьей в отпуск? Что вы сделаете?
- Откроем карту, найдем выбранное место и то, где мы живем, определим направление, в котором нужно ехать;
- Что вам поможет?
- Градусная сеть.
- Нужно помнить, что параллели показывают направлениезапад-восток,
а меридианысевер-юг?
- Покажем это на контурной карте.
- А теперь каждая группа приведет свой пример (работа в группах).
- Как выдумаете, достаточно ли определить только направление для поездки?
- Нет?
- Что еще для вас важно?
- Сколько километров пути предстоит преодолеть?
- Как это узнать?
Что поможет?
- Градусная сеть.
- Попробуем определить наименьшее расстояние между Африкой и Европой (дано: 1 градус на карте =111км.)
- 111 км., т.к. расстояние равно 1 градусу, а мы знаем, что 1градус=111км.
- А теперь каждая группа приведет свой пример (работа в группах).
- Какие особенности линий градусной сети оказались важными?
- Направление и длина.

2. Практическая работа.

1 вариант
Пользуясь знаниями, полученными на уроке, определить:
в каком направлении от Санкт-Петербурга находится Черное море;
какое расстояние от экватора до Москвы.

2 вариант
Пользуясь знаниями, полученными на уроке, определить:
в каком направлении от Москвы находятся Уральские горы;
какое расстояние от экватора до Санкт-Петербурга.

4 этап. Итог урока (рефлексия).

- Вспомним цель нашего урока и планируемый результат.
- Выяснить, для чего нужна градусная сеть на карте и на глобусе?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Удалось ли нам все, что мы планировали?
- Чему научились?
- Как вы себя оцените?
- Выберите, что вам больше подходит:

1). Я доволен (довольна) своей работой. Я сделал (а) все сам (а).
2). Я сделал (а) все с помощью учителя или одноклассников.
3). У меня были ошибки, но в следующий раз я смогу все сделать сам (а).

Домашнее задание:
Заполнить таблицу: «Свойства линий градусной сети».
Придумать свои задания по определению направлений и расстояний с помощью линий градусной сети. Записать в тетради.

Приложение №1.
Таблица «Свойства линий градусной сети»
Свойства линий градусной сети
1. Параллели
2. Меридианы

Показывают направление (на стороны горизонта)






Длина в градусах




Длина в километрах




Начало отсчета




Форма на глобусе





Форма на карте













15