Урок изобразительного искусства в 6 классе :РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА


Рисунок – основа изобразительного творчества
Цели деятельности учителя Формировать представление о видах рисунка; познакомить с графическими материалами и их выразительными возможностями; развивать творческую активность как способ познания многообразия образных языков искусства
Тип урока Формирование новых умений
Планируемые образовательные
результаты Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (виды рисунка), самостоятельно сравнивать объекты, определять виды рисунка, графические материалы.
Метапредметные: научатся выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета), планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка), излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей), организовывать работу в группе.
Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть?), осваивают новые социальные роли (критически осмысливают), понимают значение знаний для человека
Методы и формы
обучения Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой; фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование Бумага, карандаш, гелиевая ручка, гуашь, акварель, кисть
Наглядно-демонстрационный материал Репродукции картин: Леонардо да Винчи «Набросок», П. П. Кончаловский «Зарисовка пейзажа», технический рисунок, А. Дюрер «Травы», учебные рисунки.
Мультимедийный ряд: презентации «Путешествие в мир зрительных иллюзий», «Виды рисунка»
Основные понятия и термины Виды рисунка, графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок, графический материал
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемаядеятельностьучащихся Формы
организации совзаимодействияФормируемые
умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный
момент Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии Есть люди, которые слушают, но не слышат.Есть люди, которые смотрят, но не видят…
Они с глазами, но слепы. С ушами, но глухи.
Мира Максимова
– Действительно, мы часто смотрим, но не видим. Оказывается, видеть, замечать – умение, которому надо учиться. Самое главное для художника – научиться видеть. Чтобы видеть, надо научиться смотреть. Есть разные упражнения для тех, кто хочет научиться быть внимательным и многое замечать вокруг себя. Одно из таких упражнений – рассматривание необычных картинок. Это оптические иллюзии. Трудно придумать что-либо, больше привлекающее внимание и вызывающее любопытство и интерес. Оптическая иллюзия – впечатление о видимом предмете или явлении, не соответствующее действительности, то есть обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение».
Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор не объяснены. Рассматривают изображения, выполненные с использованием оптических иллюзий. Пытаются заметить несколько сюжетов в одном изображении. Делятся впечатлениями Фронтальная работа Познавательные: сравнивают объекты.
Регулятивные:
выдвигают версии (об увиденном).
Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть)
1 2 3 4 5 6 7
Оптические иллюзии помогают лучше понимать природу восприятия изображения. Это очень важно для художника. Рассмотрите и расскажите, что вы увидели и заметили на картинках. II. Изучение нового материала Игровой.
Объяснительно-иллюстративный – Каждый день мы сталкиваемся с удивительным видом изобразительного искусства. Когда вы идете по улице – перед вами рекламные плакаты, хотите полакомиться – разворачиваете конфету и у вас
в руках яркий, красочный фантик, открываете книги – и видите рисунки художников… Все это – графика.
Древние греки говорили – графика, мы говорим – рисую, что по сути одно и то же. Основное изобразительное средство графики как вида изобразительного искусства – рисунок.
Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее нарисует».
– У меня в руке лист тополя. Кто быстрее его изобразит, сможет предложить ребятам следующий предмет для быстрого рисунка. Рисунки, которые мы с вами выполнили, называются «набросками». А сейчас мы разделимся на несколько команд. Перед вами модели автомобилей. Каждой команде достается свой автомобиль. Не разбирая машины, распределите между членами команды различные части и виды автомобиля. Кто-то будет рисовать колеса, кто-то капот, кто-то вид автомобиля впереди, кто-то сбоку и т. д.
У вас получилось много изображений одного и того же предмета, вы изучили его со всех сторон. Такие рисунки – «зарисовки». Перед вами на доске учебные рисунки разных людей. Как вы думаете, почему они так похожи? В форме игры выполняют наброски и зарисовки. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют виды рисунка
Осваивают правила изображения, грамоту изобразительного языка.
Выполняют художественный анализ предложенных зарисовок Индивиду-
альная,
групповая работа Познавательные: классифицируют по заданным основаниям виды рисунков.
Регулятивные:
работают по плану, сверяясь с целью.
Коммуникативные: организуют работу в группе.
Личностные:
осваивают новые социальные роли
1 2 3 4 5 6 7
III. Творческая практическая деятельность Исследовательский – Еще один вид рисунка – «творческий». Это особенный рисунок,в нем автор стремится выразить то, что ему кажется особенно интересным (творческий поиск).
Выполните задания (с. 24, 25) Выполнение творческого рисунка. Рассматривают и вместе с учителем определяют успехи и неудачи Индивидуальная работа Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации IV. Итоги урока.
Рефлексия Беседа
в форме «вопрос – ответ» – Как переводится с греческого слово «графика»?
– Какие виды рисунка вы узнали?
– Какими графическими материалами сегодня пользовались? Что понравилось?
Владеем мы карандашомИ перья знаем хорошо. Знакомы с цветом, с перспективойИ можем рисовать красиво.За этот творческий успехСпасибо Вам от нас от всех! Отвечают
на вопросы
в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение
и оценка ученических работ Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге