Разработка урока по теме Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые


Урок по географии на тему: «Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые»
7 класс


МКОУ «Дракинская СОШ»

Учитель географии Ефимова Л.П.

Урок на тему «Географическое положение , история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые» 7 класс
Цели:
Совершенствование умений работать с градусной сетью карты (определять координаты крайних точек материка) и с контурной картой.
способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах на поставленные вопросы, умения общаться в коллективе, отстаивать свою точку зрения;
способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли, экологическое сознание;
способствовать развитию географического мышления учащихся, то есть научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им географические проблемы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, атласы, контурные карты, коллекция полезных ископаемых, физическая карта Австралии
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы с вами, можно сказать, не знакомы, но, я думаю, понимать друг друга мы сможем, потому что на уроке будем говорить на одном языке – языке географии. Сегодня у нас в гостях Архивариус, который будет нашим помощником в изучении документов.
Актуализация знаний.
Скажите, какой южный материк вы изучили? Давайте немного повторим.
Разделите предложенные слова на 2 группы. Объясните свой выбор.

Нил, Драконовы, Атлас, Оранжевая, Эфиопское, Карпентария, Замбези, Конго, Капские.

Нил, Оранжевая, Замбези, Конго – реки
Драконовы, Атлас, Эфиопское, Капские – горы.

Создание проблемной ситуации. Карпентария никуда не относится. Почему? (это не относится к Африке, это залив у берегов Австралии).
Как вы думаете, что нам предстоит сегодня изучить? (Австралию)
С чего начинается изучение любого материка? (с его географического положения, истории исследования).
Объявляется тема урока, корректируются высказанные учащимися цели урока.
Изучение нового материала:

Мы живем в XXI веке. В мире быстрыми темпами развивается туризм. Туристический сервис сейчас –составная часть дохода многих стран.
Ребята, представьте, что сегодня вы строители. Вам нужно построить виртуальный отель. А сколько в нем будет «звезд», зависит от вас, потому что кирпичиками на этой стройке будут ваши знания. А я вам помогу.
Речь сегодня пойдет о загадочном и манящем континенте под названием Австралия. В дословном переводе слово Австралия обозначает «Южная земля».
Послушайте стихотворение об этом удивительном материке. Постарайтесь выявить особенности материка. Их столько же, сколько пальцев на руке.
Австралия – страна наоборот.  Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами; Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады,  Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды. Они в пустыне пропадают где – то. Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры,  Там кролики страшней, чем наводненье. Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия – страна наоборот. Её исток – на Лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали  Изгнанники и каторжный народ. Австралия – страна наоборот.
(Г.Усова)
Итак, Австралия – это самый какой материк? (Обсуждение стихотворения)
Особенности материка:
Самый маленький (площадь 8,8 млн. км2, что примерно в 6 раз меньше Евразии. Но Австралия – это еще и единственная страна в мире, занимающая целый материк. И как страна она примерно в 33 раза больше Великобритании). Если учащиеся затрудняются выявить эту особенность, нужно обратиться к рис. 3 в учебнике на стр.7
Самый сухой материк (большую часть материка занимают пустыни). Подтвердите примерами с помощью физической карты Австралии.
Самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.
Самый малонаселенный материк (На материке живет немного более людей, чем в Нью-Йорке или Токио)
Самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше нигде на земном шаре. Такие организмы называют эндемиками.
ВЫВОД: Следовательно, Австралия – уникальный материк Земли.
Итак, ребята, первую «звездочку» нашего отеля вы заработали (на доске прикрепляется звезда) Двинемся дальше?
Давайте рассмотрим окрестности нашей стройки. Очертания береговой линии. Игра «Что такое?» с показом на физической карте Австралии

Карпентария –
Тасмания-
Кейп-Йорк-
Большой Австралийский –
Арафурское-
Большой Барьерный –
Новая Зеландия –
Арнем-Ленд-
Коралловое –
Торресов –
Какой вывод можно сделать об изрезанности береговой линии?
ВЫВОД: береговая линия слабо изрезана.
Нам необходимо определить адрес нашего отеля.
Обратитесь к плану географического положения материка на с.311.
Как расположен материк относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана?
2.Крайние точки материка:
Установи соответствие: (на доску вывешиваются таблички) Нужно записать в тетради правильное соответствие.
39ою.ш. 147ов.д. м. Йорк
26ою.ш. 113о в.д. м. Саут-Ист-Пойнт
10ою.ш. 142ов.д. м. Байрон
28° ю. ш. 153° в. д. м. Стип-Пойнт

Проверка:
10ою.ш. 142ов.д. . м. Йорк
39° ю. ш. 147° в. д. м. Саут-Ист-Пойнт
26° ю. ш. 113° в. д. м. Стип-Пойнт
28° ю. ш. 153° в. д. м. Байрон
Обозначьте крайние точки на контурной карте.
3.В каких климатических поясах расположен материк? (подсказка в атласе на карте климатических поясов мира)
4.Какие океаны и моря омывают материк?
5.как расположен материк относительно других материков?
Молодцы! Получите вторую «звезду».

История исследования материка.

Так как Австралия сильно удалена от других материков, лежит в стороне от главных торговых путей, она была открыта значительно позже других материков.

Как же это происходило? Кто был исследователем этих земель? Слово Архивариусу.
-В архивах по вопросу исследования материка Австралия говорится об А.Тасмане и Д. Куке следующее:
Абель Тасман  - голландский мореплаватель, исследователь и купец. Получил мировое признание за возглавляемые им морские походы в 16421644 годах. Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии. Исследовал северные и северо-западные берега Австралии и открыл остров, позже названный его именем. Это произошло в 1642 году.
Джеймс Кук Джеймс Кук английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских военно-морских сил. Сын батрака, дослужившийся к 40 годам от простого матроса до лейтенанта, он возглавлял три экспедиции по исследованию мирового океана, все были кругосветными. Во время этих экспедиций совершил ряд географических открытий. В 1768 английское правительство организовало экспедицию для проведения географических и астрономических исследований на Тихом океане. Эта экспедиция на судне «Индевор» («Попытка») во главе с капитаном Джеймсом Куком достигла восточного берега Австралии в 1770 году. Был обнаружен Большой Барьерный риф. Кук назвал эту землю Новым Южным Уэльсом и объявил ее владением Англии. Результатом его путешествий стало подтверждение того, что Австралия это единый земельный массив.

Добавление учителя:
Капитан Кук очень почитается в Австралии. Так, одной из достопримечательностей Мельбурна является домик знаменитого английского мореплавателя – небольшое двухэтажное каменное здание с крутой черепичной крышей. Домик Кука первоначально находился в Англии, в нем жили родители Кука, гостил там и он сам, возвратясь из дальних плаваний. В начале 30-х годов XX века домик был куплен состоятельным австралийцем, разобран и перевезен в Мельбурн. Сейчас здесь музей, и туристы рассматривают потрескавшийся глобус, полуистлевшие карты, старинные навигационные приборы, которыми пользовался Джеймс Кук.
С конца ХVIII века начинается колонизация и освоение материка. 26 января 1788 г. на берег высадились первые англичане, положившие начало заселению континента. Ими были 1030 английских солдат, матросов и каторжников. Командующий прибывшей флотилией капитан Артур Филип назвал залив, где произошла высадка бухтой Сиднея – в честь британского министра внутренних дел лорда Сиднея. На этом месте возник самый первый город на материке – город Сидней.
Решение логической задачи: - Как вы считаете ребята, почему открытие Австралии началось с её северного, южного и юго- восточного побережья, а не с восточного? Ведь именно с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф)
Физкультминутка. (под музыку шума прибоя). А теперь, ребята, попробуем повторить путь Кука вплавь.
Встали из-за парт, вышли в пространство между рядами. И «поплыли». (делаются плавательные движения руками из середины в стороны) На пути причудливые кораллы Большого Барьерного рифа. Мы уклоняемся от них: вправо (наклон вправо), влево, опять вправо, еще раз влево. До берега осталось чуть-чуть, но позади акула, плывем быстрее (брассом). Всё! Доплыли. Отряхнули ноги, теперь руки. Сели за парты.
Молодцы! И третья «звезда» загорелась на нашем отеле.
Ребята, а при строительстве учитывается рельеф местности? Значит нам нужно рассмотреть рельеф Австралии.
Анализ физической карты Австралии.
-Какие формы рельефа преобладают? (равнины)
-Есть ли горы? Какие? (Большой Водораздельный хребет)
-Назовите высшую точку этих гор (г. Косцюшко 2228 м)
_Найдите самое низкое место на материке (впадина озера Эйр-Норт -16 м)
ВЫВОД: Особенности рельефа Австралии (записываются в тетрадь)
1. Преобладание равнин (почти половина площади материка) 2. Низменности- не только вдоль побережья, но и в центре материка. 3. Нет высоких гор и плоскогорий. Отсюда следует, что Австралия –самый низкий материк.
Как объяснить такие особенности? Какая карта поможет?
Анализ карты «Строение земной коры» в атласе.
В основе материка- древняя платформа, а горы на востоке Австралии сложены древней складчатостью. На материке нет областей новой складчатости, нет современного оледенения. А это значит, что Австралия – еще и самый спокойный в геологическом отношении материк.
Какую географическую закономерность мы повторили? (Если в основании залегает платформа, в рельефе будет равнина, если складчатые области – то горы).
Ребята, сравните рельеф Австралии и Африки?
Черты сходства: в рельефе обоих материков большое место занимают плоскогорья, в основе их залегают платформы; в составе одного материка Гондваны были; близко к поверхности подходят древние кристаллические породы. Черты отличия

Африка
Австралия

Плоскогорья
Высота от 1000 до 2000м их много
Высота 500 – 1000 м

Низменности
Мало
Много

Горы
Высокие
Низкие

Вулканическая деятельность
Есть
Нет

Землетрясения
Есть
Нет

Соврем. оледенение
Есть в горах
Нет

Получите четвертую «звезду».
Полезные ископаемые Австралии.
Ребята, у вас на партах лежат образцы горных пород. Породы не у всех, у кого нет, нужно проанализировать физическую карту Австралии. Рассмотрите их и определите, есть ли представленная у вас порода на материке Австралия? У кого есть, покажите на стенной карте. Сделайте вывод, насколько Австралия богата полезными ископаемыми?
ВЫВОД: Австралия богата разными полезными скопаемыми.
Закрепление:
Итак, ребята, отель получился «пятизвездочным». Это хороший отель?
Давайте укрепим наш отель. На слайде задание.
Впишите недостающие слова.
Северные и северо-западные берега материка исследовал _________. Доказал, что Австралия – самостоятельный материк ___________.Высшая точка Австралии ______ расположена в горах ______. Её высота равна ____ метров.
2.Выберите верные утверждения: 1) Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях. 2) С востока материк омывают воды Индийского океана. 3) Северную часть материка пересекает Южный тропик. 4) Залив Карпентария разделяет п-ова Арнем-Ленд и Кейп-Йорк. 5) Береговая линия сильно изрезана на юге и западе материка. 6) Тиморское море находится западнее Арафурского. 7) Большой Барьерный риф простирается у западных берегов материка. 8) Торресов пролив отделяет от материка о. Новая Гвинея. 9) О. Тасмания отделен от материка Бассовым проливом. 10) Большая часть Австралии находится в тропическом климатическом поясе 11) Коралловое море омывает материк с северо-востока. 12) Большой Австралийский залив принадлежит Тихому океану.
Взаимопроверка с соседом по парте. Ключ: 1+ 6+ 11+ 2- 7- 12- 3- 8+ 4+ 9+ 5- 10+
Рефлексия:
У каждого на парте лежит набор из трехцветных квадратов.
Цвета имеют обозначения:
Красный означает: мне было интересно на уроке, я узнал много нового, у меня хорошее настроение, хочу еще такой урок
Зеленый – мне было на уроке все безразлично, урок как урок, мое настроение не изменилось
Белый – мне было скучно на уроке, неинтересно, я ничего не запомнил, мое настроение плохое.
Поднимите тот квадратик, который соответствует вашему состоянию на данный момент.
6.Домашнее задание. § 35, выучить географическую номенклатуру Австралии,
Творческое: 1) придумать название виртуальному отелю, свой выбор обосновать;
2)* нарисовать вывеску отеля с названием, которая отражала бы уникальность Австралии.









Ефимова Л.П. МКОУ «Дракинская СОШ»


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015


Ефимова Л.П.
Ефимова Л.П. МКОУ «Дракинская СОШ»

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15