Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений среди учащихся (из опыта работы)


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области










«Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений среди учащихся»




Подготовила
классный руководитель 11 класса
Балашова Елена Евгеньевна





















Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы по следующим направлениям:
а) профилактическая работа;
б) организация досуговой деятельности;
в) работа с родителями;
г) правовой всеобуч;
д) организация каникул;
е) работа с трудными детьми.
В начале каждого учебного года я провожу анкетирование семей, с целью выявления трудностей в воспитании со стороны родителей, ранее я создавала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Систематически посещала семьи, составляла акты посещения.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.
Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Я веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Принимаю меры по привлечению в спортивные секции учащихся. Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. В летний период я вовлекала детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя их занятость в каникулярное время.
Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи, работники ОГИБДД, Железнодорожной полиции, представители Пожарной охраны г.Сызрани), но и широко используется детский потенциал.
Профилактике правонарушений, ПДД и ППБ посвящены такие мероприятия:
Конкурс рисунков «Скажи наркотикам нет!»
Мероприятия в рамках декады «Внимание, дети!»;
Участие в различных творческих конкурсах, таких как «Безопасное колесо», агитбригада ЮИД, конкурс рисунков «Добрая дорога детства»;
Творческий конкурс на лучшую поделку по профилактике противопожарной безопасности.
месячник по военно-патриотическому воспитанию;
Проведены классные часы по следующим темам:
5-6 й классы
“Что такое хорошо и что такое плохо”
“Курить – здоровью вредить”;
“Мифы об алкоголе”
“Школьнику о вреде никотина”
«Красный, желтый, зеленый»
«Огонь друг или враг?»
“Правила поведения в общественных местах”
7-й, 8-й, 9-й класс
·Кто кого или подросток в мире вредных привычек”
“Права и обязанности школьника”;
«Почему подросток совершает преступление”
“Поговорим об ответственности”
10-й класс
“Жизнь без наркотиков”
«Я- за безопасную жизнь»
“Как научится быть ответственным за свои поступки”
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в нашем учреждении Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвую не только я как классный руководитель, но и приглашенные сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. В начале классный руководитель знакомится с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводит беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляет акты обследования жилищных условий, выясняет положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
- разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
- формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
- формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Мною, ведется работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей среднего, а теперь и старшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание классным руководителем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся (2 раза в год по полугодиям). На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.