Различные формы работы с одарёнными детьми в начальной школе


 «Различные формы работы с одарёнными детьми в начальной школе». 
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый  день они заново придумывают свою жизнь. Они любят  экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего  мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.
Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть условия для развития обучащихся и существует необходимость выявления их способностей. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя.
Младший школьный возраст период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Условно можно выделить три категории одаренных детей: 
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.

Чаще всего одарённость у детей, проявляется в отдельных областях деятельности:
-Музыкальное дарование.
- Художественная одарённость.
-Математическая и шахматная одарённость.
-Литературное дарование.
-Социальная одарённость.
Система работы с одаренными и талантливыми детьми
Выявление   одаренных и талантливых детей
анализ особых успехов и достижений ученика; создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучениеи воспитание;
формирование и развитие сети дополнительного образования; организация научно-исследовательской деятельности; организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
           тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей
 Публикация в СМИ;; Стенд «Лучшие ученики школы»; Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей
          Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с преподавателями
    Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения» Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию  Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика  

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность

·К ней  относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение
Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Уже в 1 классе мои ученики без труда справляются с проектными работами на уроках технологии, литературного чтения, русского языка, окружающего мира и кубановедения.

На уроках русского языка ребята готовили проектные работы «Весёлая буква», «История письма». На уроках литературного чтения : «Моя первая азбука», «В мире загадок», «Моя первая книжка». На уроках кубановедения «Моя родословная», «Любимый сердцу уголок», «Наши питомцы» и др.
   

Внеурочная деятельность.
К ней  относятся следующие виды деятельности:
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- посещение кружков;
- олимпиады и конкурсы по предметам.
  Особое внимание я уделяю подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Начиная с 1 класса, дети принимают участие в районной викторине по кубановедению. Среди моих ребят выпускников начальной школы есть те, кто стал призёром и победителем. Эти ребята и в дальнейшем подтвердили свои знания, заняв призовые места в этой викторине, будучи в старших классах. (Кротко Тарас) Начиная со 2 класса, учащиеся активно принимают участие в международном конкурсе «Русский медвежонок». Мои ученики неоднократно занимали в этом конкурсе призовые места на региональном уровне (Кротко Дарья, Субботина Анастасия).
Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете. Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Благодаря тому, что мои дети имеют возможность посещать занятия шахматного кружка, в 2012-2013 учебном году они заняли призовое место в районных соревнованиях.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы, учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса. Так, по внеурочной деятельности для моих первоклассников в предыдущем учебном году было предложено 5 кружков. Здесь есть возможность выявить одарённых детей.
Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, я стараюсь установить сотрудничество учителя, ребёнка и родителей.
В моём классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность класса через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.
В этом году учащийся Соседка Андрей принял участие в Краевом конкурсе- проектной деятельности при изучении предмета Кубановедение. Ежегодно проводятся предметные олимпиады среди учеников начальных классов. Со своими ребятами мы попробовали свои силы во всероссийском творческом конкурсе «Классики». Каждый ребёнок получил сертификат и отрадно сказать, что многие из них попали в десятку лучших.
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом совете. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:
а) усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам; б) привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей; в) создание нормативной и учебно-материальной базы для организации с одаренными детьми;
И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдругсебя!

Спасибо за внимание!




Учитель начальных классов Тютина Т.П.
15