Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы

Проектирование в начальной школе
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поделиться с вами своим опытом работы по проектной деятельности в системе воспитания в начальной школе.
Слайд 2.

В настоящее время процесс обучения и воспитания все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Раньше я считала, что проекты в младших классах – это проблематичное занятие, так как дети еще слишком малы для проектирования, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого, пока не попробовала сама. Это оказалось очень интересно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них есть интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени, а самое главное – это настоящие "исследователи". Хотя они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих.

На начальном этапе мы делали несложные, кратковременные проекты, которые обеспечивали успех их выполнения и являлись стимулом, который вдохновлял ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

В качестве примеров я взяла только некоторые моменты из творческих проектов о деревьях, которые мы выполняли с детьми.

Начали мы свою работу в первом классе с простых информационных проектов.
Слайды 3, 4, 5.
Мы отгадывали загадки о деревьях, рассматривали рисунки, фотографии этих деревьев, учились находить их в природе, рисовали.

Во втором и третьем классе наша работа усложнилась, и стали выполнять более сложные исследовательские проекты.
Слайды 6.
Здесь мы выясняли значение леса в жизни человека, решали, (Слайд 7) что лес является домом для растений и животных, (Слайд 8) источником лекарственных растений и многое другое.

А далее дети включаются в создание творческих проектов.
Слайды 9.
Это отображение леса в творчестве великих художников. Мы знакомимся с биографией художников, рассматриваем репродукции, рисуем сами, пишем небольшие сочинения по впечатлениям от увиденного.

Слайды 10, 11.
Главным во всех этапах нашей работы является воспитание бережного отношения к природе, к лесу, формирование экологической грамотности учащихся. Мы разрабатываем запрещающие знаки, устанавливаем правила поведения в окружающей природе.
При выполнении работы мы работали по следующему плану. (Слайд 12)

Слайд 13.
При подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, а это способствует расширению кругозора. Они открывают для себя много нового, интересного, неизвестного, у них появляется желание создавать свои всё новые и новые проекты, а самое главное те, кто не принимал участие, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов, что ведёт к вовлечению этой работой практически всех детей, воспитывает единый целостный коллектив.
Родители на протяжении всего времени были активными участниками. Итогом работы стали открытые мероприятия для педагогов и родителей, выставки рисунков, оформление картотеки загадок, стихов. Сколько было волнения у детей, родителей, а как горели глаза учеников. Все остались довольны, у учащихся появилось желание продолжать данную работу и они уже сами предлагали темы для следующих проектов.

Я пришла к выводу, что важно сформировать идею проекта, а у детей появляется потребность работать, создавать и защищать собственный проект. (Слайд 13, 14)

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.

Спасибо за внимание.
15