Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»






«Проектная деятельность классного руководителя
в системе воспитательной работы общеобразовательной организации»



Мухлисова Гульзада Дамировна,
классный руководитель,
учитель физики
первой категории








г. Набережные Челны
2015 год
«Проектная деятельность классного руководителя
в системе воспитательной работы общеобразовательной организации»
«Единственный путь, ведущий к знаниям -
это деятельность.
Бернард Шоу
Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал вешении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Ведущие место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Данная работа стимулирует интерес учащихся к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных задач в реальной жизни.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой задачи. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивиды и как члена проектной группы.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания умения, компетенции и ценности.
Для педагога, организующего этапы работы учащихся над проектом определены следующие условия:
-введение учащихся в проектную работу;
-выбор тематики проекта и ее утверждение;
-составление плана работы;
-поиск информации;
-организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов проекта;
-презентация проекта, подведение итогов;
-реализация проекта в реальных условиях школы;
-рефлексивная деятельность и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.
Всякий проект независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта- долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального- независимо от его тематики.
Персональные или групповые проекты?

Преимущества персональных проектов:
Преимущества групповых проектов:

План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью
В проектной группе формируются навыки сотрудничества

У обучающегося формируется чувство ответственности
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне

Обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта
На каждом этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе

Формирование у обучающегося важнейших
ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) – вполне управляемый процесс
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию


Классификация учебных проектов:
Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты- те, разрабатывая которые дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.
Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного полезного продукта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект- по структуре напоминает научное исследование.
Творческий проект - предполагает максимально свободный и не традиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Ролевой проект.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
Монопроекты – проходят в рамках одного предмета или области знаний.
Межпредметные проекты –проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов
По характеру контактов - внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.
Классификация проектов по продолжительностипо продолжительности.
Мини-проекты- укладываются в один урок или часть урока
Краткосрочные проекты
Недельные проекты – сочетание классных и внеклассных форм.
Долгосрочные – могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл определяется во внеурочное время.
Проектная деятельность: роль классного руководителя (учителя)
* Не столько преподавать, сколько создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
* Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
* Список ролей, которые предстоит «прожить» по ходу реализации проекта:
- Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
- Консультант, помогающий организовать работу
- Руководитель, помогающий планировать работу по времени
- «Человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочёты работы
- Координатор группового процесса
- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности у учащихся:
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта, специалиста
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнёром
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнёрского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие)
Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы

С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы – невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Именно этот факт стал основополагающим для создания общеклассного проекта “Моя малая Родина”.
Тему проекта и его проблему я взяла из окружающей действительности. С первого дня работы в школе я осознаю, что играю ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от меня зависит, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей.
Учащиеся моего класса (семиклассники), сами того не осознавая, стали заказчиками социального проекта. Стали заказчиками и проектантами в одном лице.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развитой личности через изучение родного края
ЗАДАЧИ:
Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;
Создание условий для равного проявления учащихся класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и успехам одноклассников;
Формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, родного края и своей роли в нем;
Формирование у учащихся культуры общения в системах “ученик- учитель”, “ученик- ученик”, “взрослый- ребёнок”, «ребёнок- природа»
Определение круга реальных возможностей учащихся и зону их ближайшего развития;
Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Воспитание уважения к истории и традициям родного города, гражданственности; развитие у школьников мировоззренческих убеждений.
Коллективом 7 а класса в сентябре был составлен план действий по реализации проекта:
1) Родители и учащиеся предложили ряд номинаций, которые стали двигателем для успешной деятельности в течение года ученика, его родителей или всей семьи в целом.
Были выдвинуты номинации:
Ученик года
Семья года
Спортсмен года
Открытие года
Улыбка года
путешественник года
Весельчак года
Знаток родного края
Креатив года
2) Чтобы в конце учебного года учащиеся могли быть номинированным в той или иной номинации, необходимо было запланировать мероприятия, позволяющие каждому члену нашего коллектива быть в тройке лидеров. Решено было в марте провести проектную неделю для защиты проектов по темам:
Я - Челнинец!
Я выбираю здоровый образ жизни!
Герои Победы – наши прадеды и деды
Машины XXIв.
Для сбора информации на эти проекты было выделено 2 месяца – сентябрь, октябрь на реализацию проектов 1 неделя.
3) Принять участие в городском проекте «Кросс наций» - октябрь
4) Подготовить проект «Школа -будущего» к юбилею школы и празднику «Осень на Шишкинской бульваре..» - октябрь
5) Организовать проект по изучению родного края и бережного отношения к природе «Поход выходного дня» - октябрь
6) Участвовать в школьном музыкальном проекте «Моя Родина Россия» - ноябрь
7) Участие в городской гражданско-патриотической программе «Я – гражданин!» в рамках проекта игры «Путешествие по Татарстану» - октябрь-март
8) Организовать проект «Моя республика» - экскурсия по городам Татарстана – ноябрь-апрель
9) В рамках проекта совершить экскурсии на передовые предприятия города и участвовать в школьном проекте «Мир профессий» с целью профориентации – декабрь- январь
10) Высадить трудовой десант на школьный двор и провести операцию «Буран» - январь-февраль
11) Организовать и участвовать в школьном проекте «Земли любимый уголок» - январь
12) Пользуясь тем, что я умею создавать художественные фотографии, решено было вместе с родителями провести в феврале фотосессию и оформить альбом под названием «От улыбки станет всем светлей»
13) Помимо предложенных проектов решили провести групповые формы творческих исследований и собрать материал для презентации «Герои Победы – наши прадеды и деды», посвящённой 70-летию Победы – февраль
14) Организовать проект, посвящённый 35-летию Набережночелнинской писательской организации «Творческие встречи» - март
15) Подготовить концертную программу «Подарок маме» - март
16) В апреле месяце решено было провести черту под всеми творческими делами класса и выбрать кандидатов для каждой номинации.
Стоит отметить, что родителями была предложена идея, расширить состав участвующих в Российском заочном конкурсе “Интеллектуально-творческий потенциал России” и приобщить результаты этого конкурса к итогам. И здесь я ясно увидела, что наш социальный проект имеет очень сложную структуру (содержит в себе ряд мини-проектов и исследовательские работы учащихся). При оформлении портфолио проекта мною было установлено, что этот проект межпредметный, по доминирующей направленности деятельности учащихся - творческий, по долгосрочности - годичный. На родительском собрании и собрании класса были установлены критерии оценки проектных работ:
Самостоятельная работа над проектом;
Актуальность и значимость темы;
Полнота раскрытия темы;
Оригинальность решения проблемы;
Артистизм и выразительность выступления;
Раскрытие содержания проекта;
Использование средств наглядности, технических средств;
Ответы на вопросы;
Полноценная реализация каждого из этапов требует много времени, поэтому подготовка каждого этапа творческого проекта велась не только во внеурочное время. Мне пришлось существенно подкорректировать свой учебно-методический план, чтобы и на уроках можно было работать над теми или иными темами мини-проектов.
В ходе проектной деятельности были выявлены преимущества персональных и групповых проектов.
При работе над персональным проектом можно выстроить и отследить план работы с максимальной четкостью. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах работы над проектом - от рождения замысла до итоговой рефлексии, формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).
При работе над проектом в группе у участников формируется навык сотрудничества. Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, а в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблем. Соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
На проектной неделе были представлены 4 проекта.

Название проекта
Кол-во участников
Форма защиты проекта
Победитель

1
Машина XXI века
6
Персонально
Группа
1

2
Я - Челнинец
5
Персонально
Группа
1

3
Я выбираю здоровый образ жизни
3
Персонально
1

4
С днем рождения, Челны!
3
Персонально
Группа
1

Хочется отметить, что при работе в микрогруппе каждый из участников находился в одной из ролей: лидер - генератор идей, лидер- организатор, эмоциональный лидер, критик и т.д.
Как видим на примере, здесь осуществляется принцип личностно-ориентированного обучения и воспитания, ребёнок “откладывал про запас” опыт “быть личностью”.
Перед заключительным этапом проекта по итогам всех творческих дел были определены кандидаты в каждой номинации с учетом того, что ни один член детского коллектива не остался в стороне.
Родители формировали номинации:
Семья года
путешественник года
Открытие года
Ученики:
Ученик года
Спортсмен года
Открытие года
Весельчак года
Знаток родного края
Креатив года
Улыбка года
Ведущими праздника были дети, выбранные учащимися. Одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда “становятся лучшими друзьями”. В процессе работы над проектом у учащихся формировались такие учебные умения и навыки:
Рефлексивные умения (ответить на вопросы, осмыслить задачу);
Поисковые (исследовательские) умения;
Навыки оценочной самостоятельности;
Умения и навыки работать в сотрудничестве;
Коммуникативные умения и навыки (умение вести дискуссию, навыки интервьюирования, вступать в диалог);
Менеджерские навыки (планировать деятельность, проектировать, делать самоанализ);
Презентационные (артистизм, уверенно держать себя, отвечать на незапланированные вопросы);
Для себя я получила богатейший опыт в плане повышения собственной культуры, творческих способностей, развития фантазии. Я “прожила” массу ролей в ходе этого проекта:
Энтузиаст
Руководитель
Консультант
Специалист в различных областях
Координатор
Человек, который задает вопросы и осуществляет обратную связь
Эксперт
Проекты и проблемы
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.
Не всегда удаётся выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.
Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности – взаимопомощь, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».
Виды презентаций проектов
Деловая игра, игра с залом, научная конференция, доклад; пресс-конференция; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; выступление агитбригады; соревнование; концерт и т.д.
Таким образом, традиционная классно-урочная система создает “содержание образования”, тогда как проектная деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь “сегодняшнего дня” - лучшая подготовка к жизни “завтрашнего дня”.

Участие 7А класса в месячник
по военно-патриотическому воспитанию
Посвященный 70 летию Победы

Продукт проектной деятельности: Боевой листок
Информационный групповой проект (ордена и медали Великой Отечественной войны)
Сроки выполнения: 1 недели

Этапы
Задачи
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Формы и методы

Поисковый этап.
Постановка цели
Определение темы, уточнение целей.


Уточняют информацию.
Обсуждают задание.
Деление на группы.
Мотивирует
Объясняет цели проекта
Проблемная беседа;
Рассказ;
Консультация


Анализ и обработка информации
Анализ проблемы.
Определение источников информации.
Обобщение информации для аудитории
Первоначальные идеи (много)
Оценка идей
Проработка лучшей идеи
Сбор информации.
Работа с подготовленным текстовым материалом.
Помогает
(по просьбе)
Наблюдает
Консультация
Дискуссия


Технологический этап

Текущий контроль качества.
Внесение при необходимости изменений


Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности.
Косвенно руководит деятельностью.
Организует и координирует процесс
Сам. работа

Заключительный этап .
Оценка результатов.
Дизайн – анализ проекта, достигнутых результатов.
Оформление
Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования.
Готовятся к защите проекта.
Оказывает помощь.
Организует защиту и обсуждение
Беседа,
Дискуссия,
Ролевая игра

Защита







Умение запрашивать необходимую информацию
Навыки коллективного планирования
Навыки взаимопомощи в группе
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Умение планировать деятельность, время
Умение находить компромисс
Умение уверенно держать себя во время выступления



Заголовок 1 Заголовок 415