Конспект урока по дисциплине Рисунок на тему Рисунок головы человека (3 курс, отделение Живопись)


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чайковское музыкальное училище» (техникум)
Конспект урока по дисциплине «Рисунок»
3 курс отделение «Живопись»
На тему «Рисунок головы натурщика»
Разработчик: Романова Кристина Александровна, преподаватель
Тема: «Рисунок головы натурщика», общее количество часов на задание - 34 часа (10 часов – дополнительная работа над завершением программного задания в присутствии преподавателя).
Цель: рисунок головы с учетом формы и характера головы человека.
Тип занятия: комбинированный
Задачи:
- грамотно выбрать масштаб изображения (отношение размеров изображения и размера листа бумаги);
- грамотно передать форму и характер головы человека;
- передать в рисунке пропорции головы человека;
- передать объем головы с помощью тона;
- передать конструкцию на основе точных знаний законов пластической анатомии;
- передать плановость с помощью линий и тона.
Межпредметная связь: пластическая анатомия.
Материалы и оборудование: Планшет, обтянутый листом ватмана 50х60 (60х70), графитные карандаши ТМ, Т, М, 2М, стирательная резинка, канцелярский нож.
Информационное обеспечение: Академическое обучение изобразительному искусству/ Шаров В. С. – М.: Издательство «Эксмо», 2015 г. ; Рисунок. Основы учебного академического рисунка/ и Н. – М.: Издательство «Эксмо», 2010 г.
Ход урока:
1. Приветствие(5 минут);
2. Вступление(10 минут);
3. Практическая работа(5 часов);
4. Поведение итогов. Просмотр работ. Выводы(30 минут).
Занятие № 1 (6 часов)
1. Приветствие.
Преподаватель приветствует студентов, выявляет отсутствующих; проверяет наличие обтянутого листом ватмана планшета, наличие материалов.
2. Вступление.
Преподаватель знакомит с заданием:
«На прошлых занятиях мы с вами уже ознакомились с этапами ведения рисунка головы человека. Основная задача на сегодня – передать большую форму, конструкцию и характер головы. Изображая человека, очень важно не срисовывать деталь за деталью, а рисовать на основе понимания характера модели. В рисунке головы следует определить характер общей формы головы и отдельных деталей лица, посадки головы на плечевом поясе. Сделать это можно, внимательно рассмотрев голову с разных сторон. Требования к рисунку – убедительная передача конструкции формы и анатомического строения головы, ясность большой формы и тональных отношений, выявление характера модели. Рисунок выполняется с фоном. Поэтому большое значение имеет решение объема в среде. В рисунке нужно добиться плотности тона, а также материальности в передаче натуры.
На сегодня наша цель – найти большую форму головы, передать основные пропорции, большие тональные плоскости.
3. Практическая работа.
«Определив наиболее выгодную точку зрения, мы начинаем работу на формате. Первый этап – компоновка. Часто не вполне сознается значение компоновки и ей уделяется сравнительно мало внимания. Торопливость на этом этапе работы часто приводит к грубым ошибкам и даже переделкам рисунка. Чтобы не портить поверхность бумаги в поисках композиции рисунка, нужно делать маленькие предварительные эскизы. Найдя в эскизе нужное расположение и формат листа, размер изображения и его положение в листе, можно переносить найденное в эскизе композиционное решение на лист. На этапе компоновки большие формы размечаются без деталей, сквозной прорисовки и осевых линий. Работа ведется легкими линиями, которые при необходимости так же легко стираются (преподаватель показывает на одной из работ студентов как работать линиями). Намечаяя большие формы, мы уточняем абрис – внешние очертания головы человека(преподаватель на формате А 3 показывает ход работы). Следующий этап построения формы головы – это определение расположения частей на лицевой поверхности. Для их размещения необходимо провести среднюю профильную линию на лицевой поверхности, проходящую от лобной поверхности до основания подбородка. Вначале намечают общую дугообразную линию. Правильное определение средней профильной линии на лицевой поверхности даст положительные результаты в процессе построения головы. Но здесь следует отметить, что средняя линия профиля в подавляющем большинстве определяется студентами неверно, в результате дальняя половина лицевой части всегда оказывается сильно увеличенной, тем самым нарушается перспектива и общая форма головы. В дальнейшем это может повлечь за собой череду ошибок в изображении лица. Определив вертикальную профильную линию, приступайте к определению деталей головы: глаз, носа, губ, уха. Для правильного их расположения необходимо определить пропорции головы и линию (линию глаз), разделяющую нижнюю и верхнюю половины. Здесь необходимо заметить, что, намечая детали, очень важно строго проследить за пропорциональными соотношениями частей по отношению друг к другу. Нарушая пропорцию одной части, мы можем потерять контроль над остальными, что может привести к искажению всей формы головы. В соответствии с принципом парности строения форм все части головы должны располагаться симметрично. Для уточнения расположения деталей можно воспользоваться поперечными вспомогательными линиями. Итак, вы наметили линию глаз, основание носа, линию ротовой щели, основание кончика подбородка, переносицу, которая располагается всегда выше линии глаз, и линии параллельных им деталей форм головы, таких, как лобные бугры, границу покрова волос, надбровные дуги, скуловые выступы, уголки нижней челюсти. На боковой поверхности, на уровне скуловых отростков, наметьте уши, при этом постоянно соотнося их размеры между собой и с формой головы. Наметив в общих чертах уровни расположения деталей головы, приступайте к уточнению границы лицевой поверхности на общей форме головы. Граница лицевой поверхности проходит сверху от уровня парных лобных бугров, по вискам, скуловому выступу и снизу по подбородку. Еще раз, вставая, проверьте общую форму головы и заранее определенные места для размещения деталей в соответствии с характером, пропорциональными и перспективными сокращениями и переходите к определению общей формы шеи. Шея имеет цилиндрическую форму с двумя параллельными секущими основаниями, расположенными приблизительно под углом 35-40°. Верхнее основание шеи соединяется с основанием головы, нижнее – с верхним основанием туловища. Граница очертания нижнего основания проходит на уровне седьмого шейного позвонка, очерчивая своими краями объем шеи до яремной вырезки (ямки). Граница верхнего основания – от затылочного возвышения, идущего по обе стороны вдоль выйной линии затылка, сосцевидных отростков, углам нижнечелюстных костей к яремной вырезке. Для выявления общей формы шеи необходимо наметить упрощенную схему в виде параллелепипеда, т. е. выделить четыре поверхности, каждая из которых рассматривается в качестве поверхности шеи».
Идет работа студентов.
«Следующий этап: установив в общих чертах объем шеи, определив места расположения деталей головы, переходим к размещению лобных бугров, надбровной дуги и ее бугров, скуловых выступов, височных костей, уха, глаза, носа, губы, подбородочного угла, подбородка и шеи. При размещении деталей головы не забывайте соотносить их размеры между собой и с общей формой. Подобные сравнения должны непременно проводиться время от времени в процессе всей работы с расстояния, так как с места рисования невозможно увидеть правильные пропорции и состояние рисунка. Поэтому, приступая к размещению отдельных частей, необходимо еще раз проверить расстояния между ними и их пропорциональные отношения. Уточняя расположение глаз, необходимо правильно установить расстояние между слезниками, наружным и внутренним углами, а затем – расстояние между веками глаз. Размещая нос и уточняя его пропорции, обратите внимание на призматическую форму. Если призма носа располагается фронтально, то передняя плоскость будет хорошо видна, а боковые будут в перспективном сокращении. При трехчетвертном повороте видимая боковая плоскость призмы носа будет хорошо видна, а остальные плоскости будут находиться в перспективном сокращении. Уточните глубину боковых плоскостей от переносицы до слезников и от уголков кончика носа до основания крыльев носа, а также характер нижней площадки носа. Намечая общие формы деталей головы, одновременно уточняйте местоположение скуловых выступов. Они располагаются симметрично с двух сторон на линии границы между боковой и лицевой поверхностями головы, примерно на среднем уровне лицевой поверхности. Относительно длины носа скуловые точки располагаются на уровне его средней длины. В пластическом отношении скуловые выступы играют важную роль в формировании головы и служат опорными точками при ее построении. Ориентируясь на скуловые точки, переходите к определению уха на боковой поверхности головы. Уши располагаются на боковой поверхности головы в области височной кости. Правильность и убедительность изображения головы человека во многом зависит от правильного расположения уха, особенно это касается рисования головы в профиль. При этом надо помнить, то скуловой отросток располагается на уровне средней части ушной раковины козелка). Рисунок уха следует начать с выявления общей формы, затем, уточните их характер. После чего переходите к другим частям головы, оставляя место и время для их последующего уточнения. Далее переходим к определению общей формы лобной поверхности головы. Граница лобных и лобно-теменных плоскостей служит линией, отделяющей лицевую поверхность от теменной. Нижние основания лобной поверхности граничат с надглазничным краем, который является основанием надбровной дуги.. Переходя к уточнению деталей головы, внимательно следите за общей анатомической закономерностью строения костей и мышц. Для лучшего запоминания закономерности расположения мышц и их форм можно использовать в качестве справочника гипсовые анатомические слепки Гудона, Донателло. На этих гипсовых слепках отчетливо выражены мышцы, образующие сложные формы лица. На протяжении всех этапов рисования необходимо придерживаться главного принципа – от общего к частному, от частного к общему. Кроме того, не заостряя внимания на чем либо одном, ведя детальную проработку форм, периодически следует возвращаться к общему построению изображения. Такой подход даст возможность вести рисунок цельно, обобщенно и без излишней детализации. Уточнение рисунка следует начинать с формы поверхности лба и форм, граничащих с верхними краями глазничных впадин. Для полного формирования передней поверхности лба большое значение имеет надбровная дуга. По своей форме она, так же как и вся передняя поверхность двух сторон в области виска с лобными отростками, соединяющимися с отростками скуловых костей. Чуть выше лобных отростков, над краем глазничных впадин, по обе стороны имеются надглазничные выступы, хорошо поддающиеся пальпации. Все костные выступы и их образования должны служить опорными точками для построения формы лба и последующего выявления формы тоном. Рисуя форму лба, все эти плоскости необходимо обосновать анатомически.
Соблюдая методическую последовательность построения изображения, перейдем к уточнению характера формы носа. Внешний вид формы носа продиктован особенностями строения костей и хрящевидными образованиями. Длина носа определяется двумя расстояниями у лицевого основания и длиной передней плоскости носа. Длину лицевого основания носа принято измерять от нижней площадки конца ноздрей до слезников, длину передней плоскости – от кончиков миндалины до впадины переносицы. Одна из наиболее выразительных частей лица – губы. Пластическая характеристика рта играет важную роль при передаче характера и выражения лица. По своим размерам, структуре, изменчивости форм рот очень разнообразен. Разнообразие форм губ обусловлено индивидуальной особенностью каждого человека. У одних губы тонкие, у других полные. Бывают губы вывернутые, закушенные, сжатые, одна толще другой и т. п. Но, несмотря на многочисленные разновидности, единой для всех людей остается структура мышечных образований рта и симметричность расположения частей. Поэтому при построении изображения нужно хорошо освоить эту закономерность.
Ведя построение рисунка рта, следуйте принципу парности расположения форм, так же как и при изображении остальных деталей головы. Этот принцип дает возможность легко определять формы в пространстве, независимо от положения формы губ. Построив и уточнив основные детали формы губ, можно перейти к выявлению формы губно-подбородочной площадки. Эта площадка формирует пластику нижней губы и обеспечивает переход к пластической форме подбородка, особенно его выступающей части. Основание площадки под нижней губой образуется тремя плоскостями, располагающимися в ее средней части и по краям. Для уточнения формы щеки, необходимо исходить от конкретной натурной модели, так как щеки бывают разные: у полных – полные, у худощавых – впалые, у средних – средне-впалые и т. д. Чаще у людей наблюдаются средние и впалые формы щек. При уточнении формы щек следует исходить из конкретной натурной модели Из-за отсутствия под мышечными образованиями щек, выступающих костных основ у человека с исхудалым лицом на щеках образуются впадины (впалые щеки), что часто наблюдается у многих людей, особенно в преклонном возрасте. Переходя к рисованию волос на голове, надо помнить, что основная масса волос должна представляться в виде шапки-парика, облегающего форму головы. Приступая к изображению волосяного покрова, для начала уточните его местоположение по отношению к видимым частям головы: на лбу, на висках, у глаз, шеи и особенно в области ушей, в зависимости от прически-парика. После чего намечается общая масса волос. При этом проследите за характером формы и за степенью ее перспективного сокращения. После чего переходите к выявлению объема прядей волос, разбивая его на основные поверхности: переднюю, средние боковые, заднюю и нижнюю. Уточняя детали шеи, не забывайте о целостности формы всей головы, так как при тщательной проработке деталей часто допускают некоторую раздробленность рисунка. Основной характер шеи как бы растворяется в большом количестве вырисованных подробностей, тем самым нарушается целостность восприятия формы шеи. Наметив основные детали мышц и гортани, убедившись в их правильном построении, можно вводить легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу. По мере приближения предмета к источнику света освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать. Светотеневой контраст на предметах, расположенных ближе к источнику света, будет сильнее, чем на предметах, удаленных от него. Соблюдая эти законы, проследите за светотеневой перспективой в рисунке. Свет и тень на переднем плане должны быть более интенсивными, чем на заднем; на среднем сильнее, чем на заднем и слабее, чем на переднем, следовательно, интенсивность света и тени плавно изменяется по всей поверхности предмета к заднему плану. Тоном мы начнем работать только на следующем занятии».
Идет работа студентов. Преподаватель следит за ходом работы, при необходимости корректирует.
4. Поведение итогов. Просмотр работ. Выводы.
За полчаса до конца занятия, выставляются студентами выполненные работы. Вместе с преподавателем подводятся итоги:
- выявление ошибок;
- уровень полноты выполнения в соответствии с выделенным временем.
Домашнее задание: выполнить зарисовку головы человека, материал – графитный карандаш, формат А3.