Метапредметные результаты: разработка инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС.

Метапредметные результаты: разработка инструментария и процедур оценки качества начального общего
образования в соответствии с ФГОС.
Кизей Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ ЦО «Альянс» п. Харик
Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте появился новый термин – метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) метапредметными результатами освоения образовательной программы начального общего образования выступает овладение обучающимися следующими основными группами учебных действий:
овладение регулятивными действиями: действиями целеполагания, планирования, контроля, коррекции, а также умением выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам;
овладение коммуникативными действиями: способами и средствами речевой деятельности, адекватными коммуникативной задаче, а также умениями, обеспечивающими возможность успешного и продуктивного взаимодействия:
формулировать собственное мнение и позицию (в том числе – средствами ИКТ) и допускать возможность существования иных точек зрения,
договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов,
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
ориентироваться на позицию партнера, строить понятные для партнера высказывания,
задавать вопросы,
контролировать действия партнера;
овладение познавательными действиями: использованием знако-символических средств, логическими операциями, навыками работы с информацией (в том числе – средствами ИКТ), навыками осознанного чтения.

Наша школа входит в деятельность проекта «Сетевая модель внутришкольных систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования», кластер «Метапредметные результаты», в рамках реализации проекта ИРО «Сетевая модель внутришкольных систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования»
Тема нашего проекта «Метапредметные результаты»: разработка инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
В ходе работы по данной теме с целью выявления у обучающихся 2,3-х классов одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач была разработана письменная итоговая работа «Метапредметные результаты» (смысловое чтение, работа с информацией). Варианты работы включали информационные тексты, содержание которых базируются на естественнонаучных фактах. В работе использовались тексты естественно-научной тематики («Белка»-3 класс, «Яша»-2 класс).
Обучающимся предлагалось прочитать текст и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и личным опытом школьника. При ответе в заданиях необходимо было выбрать из текста ответы на поставленные вопросы, находить вывод на основе фактов изложенных в тексте, использовать информацию из текста при решении учебно-практической задачи, находить сходства и различия между разными объектами.
В работе оценивалась сформированность трех групп умений.
2 класс
1 группа умений - общее понимание текста и ориентация в тексте – включала следующие умения: определение типа информационного источника; выделение информации явно задуманной в тексте;
2 группа умений – глубокое и детальное понимание текста - определять по содержанию текста значение непонятных слов; выбирать утверждения, раскрывающие основное содержание текста;
3 группа умений –использование информации из текста для различных целей- использование информации из текста при решении учебно-практической задачи; использование информации из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами;
3 класс
1 группа умений - общее понимание текста и ориентация в тексте- выделение информации явно задуманной в тексте; выявлять особенности рисунка, соответствующие содержанию текста; нахождение фактов, изложенных в тексте; определение основной мысли;
2 группа умений – глубокое и детальное понимание текста- выявление особенностей рисунка, соответствующих содержанию текста; выбор утверждений раскрывающих основное содержание текста;
3 группа умений – использование информации из текста для различных целей- использование информации из текста для обоснования предложенной ситуации; использование информации из текста при решении учебно-практической задачи; использование информации из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами;
Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом. На основе первичных баллов за выполнение заданий определялся балл ученика как процент от максимального балла за выполнение работы.
Для оценки сформированности метапредметных действий по смысловому чтению и работе с информацией использовались показатели общей успешности выполнения всей работы, успешности выполнения заданий, оценивающих сформированность отдельных групп умений, а также достижение базового и повышенного уровней сформированности метапредметных действий по смысловому чтению и работе с информацией.
В среднем успешность выполнения работы составила 84%, что означает, что в среднем обучающиеся успешно выполнили более половины заданий работы.
Недостаточный – менее 30% заданий (задание выполнено, если получен хотя бы 1 балл)
Пониженный – 30% - 49% выполнения заданий всей работы
Базовый – выполнено 50% и более заданий и выбрано менее 75% максимального балла
Повышенный – набрано 75% и более от максимального балла
Базовый уровень овладения стратегиями смыслового чтения и работы с информацией продемонстрировали 33% учащихся (20 ч.). Они успешно выполнили более половины заданий. Повышенный уровень подготовки показали 32 ученика, они набрали 75% от максимального балла и более. Таких учащихся по всей выборке оказалось 54%.
Пониженный уровень подготовки показали 7 человек из 59 обучающихся, что составило
11, 8% .

На диаграмме также видно, что, несмотря на удовлетворительные в среднем результаты, часть обучающихся (7ч, 11,8%) выполнила менее 50 % заданий, т.е. не достигла базового уровня сформированности данных метапредметных результатов, при условии использования минимального критерия достижения.
Анализ результатов выполнения отдельных заданий показал, как и следовало ожидать, что лучше всего учащиеся справились с заданиями первой и второй группы умений на общее понимание текста и ориентацию в тексте и глубокое и детальное понимание содержания. Средний процент выполнения этих заданий по классам составил 83%.
Средний процент выполнения заданий, оценивающих использование информации из текста для различных целей, составил 75% .
На диаграмме показаны результаты выполнения заданий по группам умений:










Полученные данные говорят о том, что у обучающихся 2 класса лучше сформированы умения определения типа информационного источника; выделения информации явно заданной в тексте; использование информации из текста при решении учебно-практической задачи.
В 3 классе лучше сформированы умения использования информации из текста для обоснования предложенной ситуации; выделения информации явно заданной в тексте; выявления особенности рисунка, соответствующего содержанию текста.
Ниже результаты продемонстрированы при выполнении заданий, в которых обучающиеся 2 класса должны были:
- использовать информацию из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами (64%);
- выбрать утверждение, раскрывающее основное содержание текста (80%);
В 3 классе
- найти вывод на основе фактов изложенных в тексте (75%);
- использовать информацию из текста при решении учебно-практической задачи (70%);
- использовать информацию из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами (62%);
- выбрать утверждение раскрывающее основное содержание текста ( 79%);
- определить основную мысль текста (66%)
Важной особенностью предложенной работы является включение заданий третьей группы, напрямую не связанных с текстом, но для выполнения, которых требуется информация, полученная из прочитанного текста. Именно эти задания оценивают сформированность умений связывать полученную информацию из текста с предложенными проблемами и использовать ее для их решения. Результаты выполнения этих заданий в значительной степени зависят от характера представленных проблем и имеют значительный разброс от 51% до 100%
Анализ результатов выполнения работы позволил сделать следующие выводы:
Предложенные варианты работы по характеру распределения результатов обучающихся соответствуют требуемому уровню трудности измерительных материалов для оценки обучающихся по уровню подготовки.
Результаты выполнения работы показали, что подобные материалы позволяют дифференцировать подготовку обучающихся в данной области метапредметных результатов, оценить достижение требований стандарта на разных уровнях и дают возможность учителям на основе полученных результатов организовать индивидуальную работу с обучающимися

Литература:
Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. М.: Высшая школа, 2007. С.159-182.
Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения /
Кузнецов А.А.       //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.//  - 2008. - № 2
Лаврентьева  З.И. Педагогическое  проектирование.
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. //  Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. 14 с.
http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm 
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820 
http://www.sibuch.ru/article.php?no=451 
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8
Диаграмма 1 Заголовок 115