Программа дополнительного образования кружка В мире искусства. для детей 8-10 лет


ГУ «Дом детского творчества»
отдела образования акимата Костанайского района
Утверждаю:
Директор ГУ «Дом детского творчества»
________________Исмагулова К.С.
«___»________________ 20___ г.
Программа расмотрена
на заседании методического совета
Протокол № __ от «___»______ 20___ г.
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
кружок «В мире искусства»
Для обучающихся 8-10 лет
Срок реализации программы ___1_ год/а
Суходолова З. В.
Педагог дополнительного образования
п.Затобольск
2016 год
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Новизна программы состоит в том, что она учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства разных народов, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного, духовного и эмоционального роста детей.
Целесообразность. У ребят нет возможности напрямую соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством: ассамбляж, изонить, декупаж, работа с пряжей и др. Поэтому была поставлена цель: предоставить детям возможность ощутить радость творчества в процессе занятий кружка декоративно-прикладного искусства «В мире искусства», где систематически знакомить ребят с историей народного творчества, показывать приёмы работы с пряжей, работа с крупаи, природным материалом и др.. Кроме этого на занятиях дети могут освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций в работе с различными материалами;
Развивать мелкую моторику рук детей;
Обогащать словарный запас детей.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что ее содержание позволяет детям получить более целостное представление образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Дети имеют возможность знакомиться шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением, которая лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства выступают интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства, черчения. Программа включает в себя 5 модулей:
Работа с пряжей
ИзонитьРабота с фольгой
Ассамбляж
Работа с фетром
Декупаж
Программа позволяет расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества. Продолжает учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство разных народов. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства
Содержание программы опирается на Общедидактические принципы: связь с жизнью, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей.
Содержание программы предполагает расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов; знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением; самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
В соответсвии с концепцией учебного плана, принятой в организации ГУ «Дом детского творчества» отдела образования Костанайского района, программа курса расчитана на __144__ часа. Периодичность занятий - _2__ раза в неделю с группой 20 человек
Практические занятия составляют большую часть программы. Программа рассчитана на 1 год.
Ожидаемый результат:
в процессе освоения содержания программы дети должны:
получить представление о народных промыслах;
научиться различать изделия разных народных промыслов;
приобрести практические умения по работе с соленым тестом, глиной и пластилином, различными изобразительными материалами;
проявлять интерес к истории и культуре нашего народа;
научиться видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления, проявлять эмоциональное отношение к окружающей действительности и выражать его через свое творчество;
приобрести трудовые навыки и умения, для овладения традиционными способами обработки различных материалов.
Способы определения результативности программы:
Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области проектирования декоративных изделий.
Отслеживание результатов обучения и воспитания (беседа, тестирование, наблюдение, диагностика);
Практические работы детей, отбор проектных изделий для участия в выставках, конкурсах.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные; выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке, участие в конкурсах районных и краевых, экскурсии.
На начальном этапе организуется индивидуальная работа с детьми в процессе занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством это проводиться, для того чтобы:
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
В дальнейшем на занятиях используются различные методы и приемы:
наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);словесные методы (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практические методы (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, упражнения);
эвристический;
частично-поисковый (исследование; экспериментирование с различными художественными материалами);
проблемное обучение;
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
метод проектов;
дидактические игры.
Предполагаемые результаты работы
К концу обучения учащиеся должны:
Уметь организовывать свое рабочее место.
Знать виды декоративно-прикладного искусства; правила построения различных орнаментальных композиций.
Уметь отличать народные промыслы друг от друга.
Владеть техниками и приемами народных росписей. Уметь составлять композиции в технике изонить.
Овладеть приемами и правилами работы с пряжей, знать различные виды инструментов и материалов для работы с ним.
Различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств, в жизни людей.
При выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Уметь выполнять композиции в различных техниках. Владеть терминологией.
Получить краткие сведения о видах скульптуры, материалах и инструментах. Научиться пользоваться приемами лепки скульптуры малых форм.
Научиться выполнять полуобъемные композиции из различных материалов.
Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.
Владеть правилами оформления работ.
Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
Методические рекомендации
Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях.
Для работы в области декоративно-прикладного искусства рекомендуется использовать гуашь, акварель, акриловые краски.
Для реализации творческих замыслов рекомендуется применять на стадии эскиза карандаш, акварель, цветную бумагу.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.
Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью различных игр, викторин, разгадывания кроссвордов.
Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия предметов народных промыслов, картин художников, дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Приоритетной целью программы является духовно-нравственное развитие детей, т.е. формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Любая тема программы должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности учащихся, формируется их ценностное отношение к миру.

Подведение итогов работы может быть реализовано в виде выставки, творческого отчета.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа включает в себя 5 модулей:
Введение в курс кружка – (2ч.)
Знакомство кружковцев с задачами и целями работы кружка, с программой кружка на этот год, с инструментами и материалами, необходимыми для занятий, с правилами поведения и внутреннего распорядка в кабинете и Центре детского творчества. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции по поведению учащихся в случае пожара. Комплекс упражнений для глаз, рук, правильной осанки. Выбор органов самоуправления.
Работа с пряжей (50 ч.)
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных изделий из ниток и пряжи, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ. Таких как: изготовление предметных картинок и коллективных картин, использование методов работы с целыми и резанными нитками. Выкладывание аппликаций плоскостных и изготовление объёмных работ.
Изонить (28 ч.)
Развитие абстрактного мышления. Обучение плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Выполнение индивидуальных («Бабочка», «Рыбка» и др.) и коллективных работ («Зимний пейзаж»). Участие в выставках.
Работа с фольгой – (24ч.)
Фольга – полностью безопасный и весьма универсальный материал для работы в самых различных техниках.
Лёгкая, гибкая, блестящая, не боится воды и огня, не требует каких-либо специальных инструментов: только ножницы, нитки, проволока, клеевой пистолет. Благодаря своим положительным качествам её можно использовать для создания различных скульптур, панно, сувениров применяя известные приёмы и элементы лепки из пластических материалов: шарики, колбаска соединяются в нужную форму.
Ассамбляж (12 ч.)
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для обработки изделий техникой: «Ассамбляж». Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры. Оформление работ с использованием ракушек, мелких металлических изделий, карандашей, макарон и др.
Работа с фетром (6ч.)
Вводное занятие. Знакомство с методами и приёмами работы с фетром. Раскрой и пошив игрушек из мультипликационных сериалов.
Декупаж (22 ч.)
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды, деревянных и пластмассовых изделий.
Тематический план
Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
2 4 144
№ Наименование тем Общее кол-во часов В том числе Дата проведения
теорети-ческих практических 144 20 124 Вводное занятие (2 ч)
Работа с пряжей (ткань, нитки) (50 ч)
1-2 Вводное занятие. Знакомство с задачами и целями кружка. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с видами пряжи, разновидностями работы с ней. 2 1 1 3-4 Аппликация «Уточка» (выкладывание из целых ниток) 2 0,5 1,5 5-8 Аппликация «Птичий двор» (коллективная работа) 4 0,5 3,5 9-10 «Забавные животные» (выкладывание из резанных ниток) 2 0,5 1,5 11-12 «В мире одуванчиков» 2 0,5 1,5 13-16 «Осенний пейзаж» (коллективная работа. Смешанные техники) 4 0,5 3,5 17-20 «Ромашковое поле» (выкладывние по контуру) 4 0,5 3,5 21-22 Кулончик «Львёнок» 2 0,5 1,5 23-24 «Улитка» (крученные нитки) 2 0,5 1,5 25-26 Кисточки и бубончики из ниток (пряжа) 2 0,5 1,5 27-34 Кукла из ниток (пряжа) 8 0,5 7,5 35-42 «Лошадка» (пряжа) 8 0,5 7,5 43-46 «Рамка для фото» 4 0,5 3,5 47-50 «Букет калл» (ватные диски) 4 0,5 1.5 51-52 Творческая работа по выбору. Выставка картин. 2 0,5 15 Изонить (28 ч)
53-54 Вводное занятие. Знакомство с техникой «Изонить». 2 1 1 55-58 «Рыбка» 4 0,5 3,5 59-62 «Бабочка» 4 0,5 3,5 63-70 «Снеговик» 8 0,5 7,5 71-78 «Зимний пейзаж» (коллективная работа) 8 0,5 7,5 79-80 Творческая работа по выбору. Выставка картин. 2 05 1,5 Работа с фольгой (24 ч)
81-82 Вводное занятие. Знакомство с разновидностью работы с фольгой. 2 1 1 83-86 «Бусы для куклы» 4 0,5 3,5 87-88 «Морозные узоры» (коллективная аппликация) 2 0,5 1,5 89-90 «Безобидные паучки» 2 0,5 1,5 91-94 «Виноградная гроздь» 4 0,5 3,5 95-102 «Изящный букет» 8 0,5 7,5 103104 Творческая работа по выбору. Выставка картин. 2 0 2 Ассамбляж (12ч)
105106 Вводное занятие. Знакомство с техникой ассамбляж. ТБ при работе с различными материалами. 2 1 1 107110 «Любовь в мом сердце» (мелкие металлические предметы) 4 0,5 3,5 111 114 «Морские звёзды» (ракушки) 4 0,5 3,5 115 116 «Рамка для фото» (карандаши) 2 0,5 1,5 Работа с фетром. (6 ч.)
117 118 Знакомство с методами и прёмами работы с фетром. Раскрой деталей 2 0 2 119122 «Мой любимй мультипликационный герой 4 0,5 3,5 Декупаж (24ч)
123 124 Вводне занятие. ТБ. (Знакомство с техникой декупаж. Основы. Виды.) 2 1 1 125 128 «Дощечка для мамы» (декупаж по дереву) 4 0,5 3,5 129134 «Оформление тарелки» (декупаж по стеклу) 6 0,5 5,5 135142 «Ваза» (оформление бутылки) (стекло) 8 0,5 7,5 143 144 Творческая работа по выбору. Выставка картин. Итоговое занятие. 2 0 2 ИТОГО ЧАСОВ 144 20 124 Список литературы:
Меликситян А.С. Юному любителю мозаики. М., 1979.
Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.
Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002.
Е. Каменева Какого цвета радуга, Москва, 1975.
С.А. Фёдоров. М.И. Семёнова Изобразительное искусство, Москва, 1970.
В.М. Литвиненко Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001.
Аксенов Ю.Г. Левидова М.М. Цвет и линия.-М., 1976.
Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие. Ч 1,2./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2001.
Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. М.: Изобразительное искусство, 1991.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., 1983.
Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Ч.
Художественно-эстетическая направленность / Под ред. В.В. Садырина. Челябинск, 2002.
Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – (Методичка).
Программы общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство, Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта / Под ред. О.С. Молотобарова. – М.: Просвящение, 1986.
Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение для сельских школ. Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1998.
Марьина Т.М. Русский национальный костюм: Иллюстрированное учебное пособие. Екатеринбург, Объединение «Дворец молодежи», 2001.