РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО ВИДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.


РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО ВИДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Судьба народного искусства как части культуры нашего государства сегодня во многом зависит от учителя. От того, насколько он проникнется пониманием, как много общего в творческом труде учителя и народного мастера, зависит, сможет ли он ввести сотни тысяч маленьких граждан в мир целостности народной и художественной культуры. Наши современные школьники должны не только стать потребителями художественных вещей, созданных народным мастерам и художником, но и наследовать духовный опыт поколений, нравственную силу и красоту традиционной культуры и искусства, почувствовать свою связь с народом./7, 91/
Основной целью программы по изобразительному искусству является развитие художественно-эстетических умений в области изобразительного искусства, формирования художественно-образного мышления в восприятии произведений искусства. Одной из главных задач программы «Изобразительное искусство» является развитие у детей образного видения. Блоком «Декоративно-прикладного искусства» предусмотрено овладение знаниями, умениями и навыками по трансформации и преобразованию природных форм в орнаментальные мотивы. /1, 5/
Среди заданий, предлагаемых в общеобразовательной школе, есть и такое, в котором от учащихся требуются умения и навыки творческой переработки натуральных форм растений в декоративные мотивы.
В творческой деятельности художника-орнаменталиста процесс преобразования натуральных мотивов в условные орнаментальные изображения является одним из первостепенных. Под термином «натуральные мотивы» следует подразумевать растительные, животные мотивы, натюрморты и прочие изображения окружающего мира, которые занимают значительное место в орнаментальном творчестве. Процесс преобразования натурального материала в орнаментальные образы, который в практической деятельности именуется «стилизацией», следует вести в следующей последовательности:
- подробное визуальное изучение (анализ);
- трансформации (стилизация, преобразование, обобщение природных форм в орнаментальные мотивы);
- построение раппортных узоров или монокомпозиций (обобщение).
Анализ и обобщение – две составляющие диалектического процесса и отображения явлений действительности. Для современного искусства характерны два пути художественного обобщения. Первый – это изобразительный путь, которому наряду с изобразительными видами искусства отдается и должное место и в декоративно-прикладном искусстве, но небольшой разницей. Эта разница заключается в том, что для искусства орнамента изобразительный путь художественного обобщения обладает некоторым своеобразием, заключающемся не в простом отображении реального облика изображаемого объекта, а в передаче обобщенного, стилизованного его образа, превращенного в узор. Второй путь – неизобразительный, который существенно отличается от первого тем, что здесь художник обращается не к конкретным изобразительным образам, а к ассоциациям, основанным на наблюдении и жизненном опыте. Такая форма обобщения более всего свойственна музыке и декоративному искусству. /5, 155/
Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности. Декоративный образ выражает не единичное, а общее – «видовое», «родовое» (рог, лист, цветок, птица, дерево, конь и т. д.). Такие образы в орнаментальном искусстве создаются на основе природных или геометрических мотивов и отражают представление того или иного народа о красоте. /4, 185/
Начинать работу над созданием орнаментальных композиций следует с определения темы будущего орнамента. Затем художник занимается поиском подходящей натуры, внимательным изучением ее, анализом, после чего приступает к трансформации, в соответствии с реальными формами, и работе над орнаментальным мотивом.
Процесс трансформации природных форм, как правило, производится двумя способами. Сначала надо найти убедительный по своей художественной выразительности пластический мотив природы. Очень важно, чтобы художник-прикладник мог в выбранном мотиве уловить самое характерное для его пластической формы, осознать орнаментальный смысл узоров, представить мир природы как бесконечную цепь орнаментальных (декоративных) образов./5, 155/ Задача художника- орнаменталиста - видеть, чувствовать, активно воспринимать орнамент, предполагать и угадывать его в мире природы даже там, где для непосвященного глаза – лишь гладкая поверхность. Далее художник ведет композиционное рисование по памяти и по представлению./3, 88/ Природный причудливый узор окраски деталей может быть усилен и даже в ряде случаев стать наиболее активной частью рисунка. Художник сам выбирает, на что ему обратить большее внимание и выявить это с преобладающей убедительностью./2, 104/
В практике работы в школе перед учителем неоднократно возникает вопрос. Какие методические приемы наиболее эффективно помогают ученику осознанно и творчески подойти к решению столь сложной изобразительной задачи. Так, например, в методическом пособии «Изобразительное искусство в малокомплектной школе» Т. Ф. Беляев обращает внимание на роль цвета в условной трактовке природных форм. С этой целью рекомендуются упражнения на изображение учащимися декоративных цветов. Внимание учителя акцентируется на сохранение в силуэте цветка характерных признаков живой формы растения (например, разная степень сложности очертания лепестков).
Высокого уровня выполнения детьми задания может добиться педагог учитывающий разнообразные пути ознакомления учащихся с народным творчеством. Учитель должен использовать различные наглядные материалы. В классе должны рассматриваться декоративные цветы, которые напоминают ребятам хорошо знакомые колокольчики, маки, тюльпаны, ромашки и т. д. Анализируя наглядные материалы, учитель должен обратить внимание на следующее: симметричность форм, ритм лепестков, силуэт и цвет в изображении венчика, на роль оживки (как белой, так и темной). Слова: «симметрия», «ритм», «силуэт», «оживка» записываются на доске рядом с висящими наглядными пособиями.
Учитель разъясняет цель и план декоративной работы, на альбомном листе показывает направление и место вертикальной оси симметрии декоративного мотива, которая совпадает с направлением стебля. Преподаватель напоминает о крупном размере венчика цветка, о месте листьев и декоративных завитков, украшающих стебель.
Первые 5-10 минут самостоятельной работы учащихся проходят бурно. Учитель должен быстро реагировать, оказывать индивидуальную помощь ученикам, особенно тем, которые не поняли и начали срисовывать цветы с фотографии.
Применяемые методические приемы с младшими школьниками активизируют как мыслительную деятельность учащихся, так и эстетическое восприятие ими предметов действительности в процессе создания цветочного мотива./6, 63/
Существуют еще несколько практических приемов по трансформации природных мотивов в декоративные (орнаментальные) изображения. Однако такие методические приемы подойдут для работы со школьниками старшего возраста (5-6 класс).
Основной задачей этого метода является наблюдение. В начале следует научиться рассматривать то, что хочешь нарисовать. Процесс этот неспешный. Он включает анализ формы и осознание красоты ее построения. Учащимся нужно научиться любоваться самой незаметной придорожной травкой и понять, что она также красива, как заморская орхидея. Рассмотрев со всех сторон какой-либо природный мотив, учащиеся приступают к его декоративной переработке, т.е. к стилизации./4, 186/ Стилизация - это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить вовсе не значит обеднить ее, упростить – значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали. Примером такого упрощения являются народные орнаменты. Именно поэтому учитель, умело использующий орнамент, как образец переработки природных форм, может достичь больших результатов в развитии образного видения учащихся./5, 156/
На уроках изобразительного искусства используются такие упражнения, которые позволяют понять учащимся каким образом получаются декоративные изображения. На доску вывешивается наглядное пособие, изображающее различные орнаментальные мотивы и композиции. На примере орнамента видно, как формы растений, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы. Под руководством учителя, учащиеся определяют те или иные орнаментальные мотивы, в основу которых легли реальные природные формы (цветы, листья, изображения человека, животных и их частей тела). Такие упражнения можно проводить как со школьниками младшего, так и со школьниками старшего возраста. Они, как правило, не занимают много времени и обладают большой эффективностью./6, 64/
В основе творчества учащихся лежит эмоционально-ассоциотивное восприятие, их образное решение может значительно отличаться от натуры.
Исходя из реальных образов, учащиеся на основе творческого воображения, создают новое. Именно поэтому важной задачей, которую ставит перед собой учитель - является развитие образного видения через выделение главного и характерного по непосредственным наблюдениям. Цветок, лист можно трактовать почти как геометрические формы или сохранять природные плавные очертания. В процессе обобщения формы, учащиеся выделяют главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски декоративного образа подсказывают то или иное решение. Примером такой работы на уроке является переработка природных форм комнатного растения. На первом этапе учащиеся под руководством учителя рассматривают комнатное растение: описывают и анализируют его цвет, форму листьев и стебля, т.е. выделяют характерные особенности данной природной формы. Целесообразно использовать то комнатное растение, форма которого была изучена учениками ранее и, следовательно, уже им знакома. Затем на альбомном листе трансформируют данную природную форму в орнаментальный мотив./4,204/ В работе над декоративным этюдом комнатного растения необходимо отводить большую роль графическим средствам выразительности, чтобы форма соответствовала содержанию. Порой при декоративном этюдировании графические средства могут подсказать, а в отдельных случаях и предопределить характер трансформации растительных мотивов.
В декоративном рисовании линеарному рисунку принадлежит особая роль в силу того, что линия наиболее остро способна передать все нюансы изменения пластических переходов одних элементов в другие, ритмическое распределение этих элементов. Однако в линеарном рисунке при незначительном практическом опыте учащихся проявляется определенная сухость, жесткость и схематизм. Пятновая (цветовая) трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению. Пятно в декоративном этюде целесообразно использовать в качестве фона под линеарное решение мотива. Линеарно-пятновое решение изображения особенно широко используется при зарисовке разнообразных мотивов природы./5, 160/
Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиции основаны на творческом переосмыслении натуры. /4, 206/
Практические задания по зарисовке орнаментальных мотивов: солярных знаков, растительных элементов (древо жизни, листья, ветви, цветы), зооморфных элементов (бараний рог, лев, единорог, конь, птицы), линейных орнаментов разных стран и народов занимают не много времени и способствуют лучшему пониманию декоративного образа в орнаментальном искусстве.
Приобщение к орнаментальному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха.
Альмухамбетов Б. А., Левченко Т. А., Айдарова З. Ш., Дирксен Л. Г. Программа. Изобразительное искусство для 5-6 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. А.: РОНД, 2003. - 16 с.
Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. М.: Владос, 2003. - 176 с.
Буткевич Л. М. История орнамента. М.: Владос, 2003. - 272 с.
Сокольникова Т. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: Академия, 1999. - 386 с.
Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. 3-е издание, переработанное и дополненное. Ростов н/Д.: феникс, 2005. - 176 с.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: 1974. - 124 с.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебнику для 2 класса. М.: Просвещение, 2002. – 94 с.