Урок по ИЗО для 6 класса «Анималистический жанр — изображение животных в разных видах ИЗО искусства»

«Анималистический жанр- изображение животных в разных видах
ИЗО искусства»
Цели урока:
Развитие наблюдательности, развитие эстетического восприятия, зрительной памяти, творческой активности учащихся;
Расширение кругозора: знакомство с новым жанром ИЗО, с новыми художниками, средствами изображения в искусстве;
Научить работать учащихся разными материалами, выразить при помощи различных средств изображения характер и образ;
Воспитать бережное отношение к детским книгам, к диким и домашним животным, друг к другу, к окружающему миру.
Материалы к уроку:
I. Зрительный ряд: репродукции с работ художников- анималистов, книги с
иллюстрациями, фотографии животных, рисунки педагога и ребят, мелкая
скульптурная пластика, таблица с новыми терминами и понятиями.
П. Литературный ряд: загадки о животных; стихи, посвященные
скульптурным группам Петра Клодта «Укрощение коней»; стихотворение
Вадима Шефнера «Миг».
Музыкальный ряд: «Звуки леса, природы»; «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», Сен Сане «Карнавал животных».
Материалы для выполнения творческих заданий:
бумага, кисти, краски.
бумага, тушь, перо или черная гелевая ручка.
бумага, ножницы, клей, цветная бумага.
Ход урока:
Приветствие, организационный момент.
I. Актуализация прежних знаний.
- Ребята, давайте вспомним сначала какие виды ИЗО, вы знаете?
Учащиеся - ответы.
Учитель: А какие жанры ИЗО вам знакомы?
Учащиеся - ответы.
Учитель: А скажите пожалуйста, как можно отличить виды ИЗО от жанров?
Учащиеся - ответы (Что вижу - так определяется жанр; Чем рисую - так определяется вид).
II. Объяснение новой темы.
Учитель: Тема нашего урока: «Анималистический жанр - изображение животных в разных видах ИЗО искусства».
Учитель: Правильно. Скажите пожалуйста, что означает «Анималистический жанр».
Учащиеся - ответы (Анимал - животное; изображение животных)
Учитель: А сейчас нам расскажет Алина по подробнее про анималистический жанр.
Люди рисуют животных очень давно, с древних времен. Когда испанский археолог Саутуола обнаружил в одной из пещер рисунки первобытных художников, его назвали обманщиком. Никто не мог поверить, что таких «живых бизонов» мог изобразить человек, который не умел писать, и возможно даже разговаривать! Так и умер археолог, не сумев доказать свою правоту. Уже после его смерти, когда были обнаружены новые произведения первобытных художников, их мастерство перестало вызывать сомнения.
Итак, это один из древнейших жанров изобразительного искусства. Мастерство древних художников объясняется тем, что они постоянно должны были наблюдать за животными, изучать их повадки - от этого зависел успех во время охоты (а значит еда), а порой и сама жизнь. Во все времена графики, скульпторы, живописцы с удовольствием изображали животных.
Это художники: Леонардо да Винчи, Василия Алексеевича Ватагина, Рубенса (показ репродукций); наши русские художники: Илья Репин, Валентин Серов.
Всем хорошо знакомая картина, репродукцию которой вы видите на доске.
- Кто ее написал, какой художник?
Учащиеся - ответы (И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»)
Учитель: - Не все, наверное, знают, что медведей помогал Шишкину рисовать его друг, соратник художник Крамской.
Я просила вас на прошлом уроке поискать дома свои книжки с картинками, с изображением животных. Прошу выйти к доске и показать по одной картинке на выбор из вашей книжки, если знаете, назовите художника.
Выходят учащиеся, демонстрируют книги, называют художников.
Учитель комментирует:
- Обратите внимание, ребята, одинаково ли изображены главные персонажи из рассказов и сказок?
Чем отличаются рисунки в книжках?
Учащиеся: ответы - разные:
Животные нарисованы очень здорово, как в жизни
- Есть книги, где животные выглядят необычно, сказочно, в костюмах людей.
Учитель: Действительно, это так: у каждого художника своя манера, свой стиль изображения животных. А картинки, помещенные в книгах, называются - иллюстрациями - относятся они к книжной графике. Иллюстрация - это рассказ художников в картинках.
- Посмотрите, а в каких видах ИЗО выполнены иллюстрации? Учащиеся: отвечают - в разных видах.
- в графике
- в живописи
Учитель: - Верно, хорошо. Садитесь ребята.
Учитель: - Животных можно изображать в разных видах ИЗО искусства, а художники, которые изображают животных называют
анималисты.
Посмотрите: как еще можно изображать животных?
Показ скульптурных изображений на фото, на репродукциях; показ скульптурной малой пластики
- Как вы думаете, к какому виду ИЗО они относятся? Учащиеся - отвечают: к скульптуре
Учитель: - Да, правильно. Известный скульптор- анималист Петр Клодт очень любил лошадей, его знаменитые композиции «Укрощение коней», отлитые из бронзы, украшают Аничков мост в г. Санкт- Петербурге (недалеко от Невского проспекта).
Но так было не всегда. «Лепил и отливал Барон Петр Клодт в 1841 году» - так начертано на бронзовой плите.
В середине 20 в. в 1942 году город был окружен фашистами, шла Великая Отечественная война, немцы бомбили город. Тогда было решено снять коней с пьедесталов и закопать в саду Аничкова дворца. И не зря: в ноябре 1942 г. в мост ударила 250 - килограммовая бомба. Четыре года кони пробыли в своем подземном убежище, а незадолго до Дня Победы вернулись на свои места. Вот тогда Ленинградцы поверили, - война окончена, можно приступать к мирным делам.
Такие крупные монументальные скульптурные изображения, выполненные из кампя, мрамора или отлитые из металла можно назвать памятниками. Можно сказать, что скульптор Клодт создал памятник лошади. Еще один памятник этому животному - коню по кличке Апсент создал скульптор Гиляров. Животные издревле соседствуют с человеком, служат верно, и становятся друзьями. Существуют и другие памятники животным: Зайцу; Дельфину; Кошке.
- А теперь посмотрите на такие изображения животных: Демонстрируются игрушки: дымковская, городецкая, филимоновская
народные игрушки.
- Встречались вы с такими изображениями животных прежде? Учащиеся - отвечают: с какими- то да; - с другими - нет.
Учитель: эти игрушки называются «декоративная народная игрушка», и относится она к декоративно- прикладному искусству (ДПИ).
С ними мы познакомимся в дальнейшем. А вот с техникой аппликации мы уже знакомы - она тоже относится к ДПИ. В этой технике мы уже выполняли задания. Посмотрите работы учащихся - коллаж из семян, из крупы - это тоже ДПИ.
III. Физкультминутка
- А сейчас я хочу загадать вам загадки, а вы не просто отгадывайте, а рисуйте отгадку мелом на доске. Вы заметили, что там уже нарисованы овалы? Оживите их, дорисуйте так, чтобы получились отгадки. Будем использовать способ стилизации - упрощения формы.
Итак, начинаем нашу разминку:
Учитель читает загадки, учащиеся поочередно выходят к доске и рисуют отгадки.
( Приложение №1).
Разминка окончена.
Учитель: - Сложно рисовать животных?
Учащиеся: отвечают (разные ответы - Да; - Нет)
Учитель: Достаточно сложно, а когда мы применяем способ стилизации -полегче.
IV. Практическая работа
1. Задание. Сегодня для выполнения задания у вас на столах - разные материалы; вы будете выполнять изображения в разных видах ИЗО.
Задача урока у нас достаточно сложная: составить композицию, нужно использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.
1 ряд - сегодня: художники - живописцы.
- Какие средства изображения будете использовать?
Учащиеся - отвечают: цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного и светлого.
2 ряд - сегодня: художники - графики.
- Какие средства изображения будете использовать? Учащиеся - отвечают: разные линии, пятно, штрих, контур.
3 ряд - сегодня: художники декоративного - прикладного искусства. Они будут выполнять аппликацию.
Какие средства изображения вы можете использовать?
Стилизация формы, пятно, цвет, контур, силуэт, пропорции.
Еще у меня есть задание для главных художников на доске.
Желающие стать главными художниками есть?
Поднимают руки, выходят к доске двое.
2.Задание (на доске) для главных художников.
Собрать пазлы как мозаику.
Бык - символ ушедшего 2009 года по-восточному календарю.
Тигр - символ будущего 2010 года.
Все необходимое у вас есть, приступайте.
Остальным ребятам задание такое:
В сказках, в мультфильмах можно встретить звериный карнавал.
Итак, ваше задание: «Карнавал животных». Рисуем целую композицию, можно стилизовать, можно украсить, одеть на них костюмчики, используя разные материалы и разные средства изображения.
Приступаем к заданию:
Учитель: (Включаю музыку П.К.Чайковского «Вальс цветов») - мне, кажется, это музыка соответствует сказке, волшебному новогоднему празднику.
Я думаю, она поможет вам в создании образа.

V. Этапы работы.
1. Легкими линиями намечаем контур, общую форму применяем при этом стилизацию - упрощение формы.
Добавляем детали, прорабатываем их.
Выполняем работу в цвете (живописцы - красками; графики - тушью, углем; художники ДПИ - из кусочков цветной бумаги).
VI. Анализ работ:
Показываем выставку работ гостям и зрителям под музыку Сен Санса «Карнавал животных»
Учитель: Сегодня на наш карнавал собрались животные от разных художников, изображенные в разных видах ИЗО искусства.
VII. Итоги урока:
Вы хорошо потрудились.
Задачу урока мы выполнили. Все получают «отлично».
А я хочу закончить наш урок строками поэта Вадима Шефнера.
Миг
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье. Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
Разминка «Нарисуй отгадку» Приложение №1
Загадки
1. Под полом таится, кошки боится (мышка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок – вертлявый (хрюшка)

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала (ежик)

4. Кто на себе свой дом носит (черепаха)

5. Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт (жук)

6. Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает (Филин)

7. Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Богатая – рогатая (улитка)

8. Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове – гребешок.
Кто это? (петушок)

9. Большое всех на свете он,
Очень – очень добрый он.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей (слон)

10. Маленький, беленький,
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык!... (заяц)

11. Всю жизнь в воде проводит он,
Хотя он и не рыба.
Он и море ест и в море спит,
За что ему спасибо:
Тесно было бы на суше
Он такой огромный туши (кит)
15