Урок-исследование Четырехугольник 2 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Урок - исследование
Четырехугольник
Выполнила:
Прохоренко Елена Борисовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 год
Конспект по математике. 2 класс УМК «Школа России».
Урок-исследование «Четырехугольник».
Цель урока: исследовать фигуру «четырехугольник», формировать представления о прямоугольнике и квадрате как о частном случае четырехугольника; научить сравнивать, выделять главное, выполнять чертежи в тетради, используя прямоугольный треугольник, добывать информацию в дополнительных источниках, решать задачи на нахождение периметра четырехугольника; развивать память, внимание, логическое мышление и умение рассуждать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с дополнительной литературой, распознавать прямоугольники и квадраты, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами, выполнять чертеж четырехугольника, прямоугольника и квадрата по клеточкам и с помощью прямоугольного треугольника, выполнять задания творческого характера, работать в группах, контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ОРГМОМЕНТ.
СЛАЙД МАТЕМАТИКА.
Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни арка земли, даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем не узнаешь,
А узнав, не поймешь.
- Ребята, а вам нравится узнавать что-то новое, совершать увлекательные путешествия и делать очень интересные открытия?
- Да.
- Сегодня мы с вами отправимся в исследовательскую экспедицию, а вы будете настоящими исследователями, которые что делают?
- Совершают открытия.
- Но чтобы наша экспедиция прошла успешно, мы должны как с вами работать?
- Дружно.
- Ребята, давайте обратимся к мудрым народным изречениям, которые станут сегодня нашими спутниками.
Пословицы на доске написаны на ватмане. Они остаются весь урок
Одна пчела не много меда натаскает.
Вперед узнай, а потом рассуждай.
- В нашу экспедицию оправляется 6 исследовательских групп.
- Но сначала давайте разгадаем ребусы. Разогреем наш мозговой центр.
Актуализация знаний.
Ребусы на доске.
- Наш путь окажется непростой и нам необходимо уметь решать задачи.
Логическая разминка
В рюкзаке у Вовы 20 карманов. Мальчик уже заполнил 5 карманов. Сколько карманов еще осталось заполнить Вове?
В путешествие собирались 14 девочек и 7 мальчиков. На место сбора уже пришли все мальчики и столько же девочек. Сколько девочек осталось дома?
Во дворе прыгали 6 птичек. Прилетели еще 6 птички. Кот подкрался и схватил 1 птичку. Сколько птичек осталось во дворе?
У Пети было 16 солдатиков. Он половину отдал Саше, а потом столько же – Сергею. Сколько солдатиков осталось у Пети?
Батон разрезали на 6 кусков. Сколько сделали надрезов? (5)
Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, которая могла уместить только одного человека. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали? (Они подошли к разным берегам реки).
- Ну, что теперь в путь!!!
Слайд. Звучит музыкальная заставка из кинофильма «Пираты Карибского моря».
- И так мы в пути. Давай узнаем жителей страны, куда мы сами отправляемся. А нам помогут в этом примеры.
Самоопределение к деятельности.

Слайд с примерами внизу ответы с буквами.
Ф 20+5= (25)
Г 57-50= (7)
И 33+7= (40)
Ы 93-6= (87)
Р 75+9= (84)
У 100-21= (79)
Слайд с о словом ФИГУРЫФ, И, Г, У, Р, Ы.
- А в какой стране живут фигуры? Как называется наука, изучающие фигуры?
- Геометрия.
Слайд ГЕОМЕТРИЯ
Исследование.
- У вас на столах находятся источники, которые помогут вам дать точное, определение слову «геометрия». Как только группа нашла определение и прочитала его, она смайликом показывает, что готова.
Ребята находят определения из словарей Ожегова, Даля, учебника Геометрии и зачитывают.
Слайд с КОРАБЛЕМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ
- Что мы видим на картинке?
- А с точки зрения геометрии что здесь можно увидеть? (дети называют все геометрические объекты)
- Какие изображены углы? (острый, тупой, прямой).
- Как мы узнаем, прямой угол? (с помощью прямоугольника).
- Какие существуют способы вычерчивания прямых углов? (по клеточке и с помощью прямоугольника).
- Сегодня работу мы будем выполнять на листах, из которых и будет составлен нас исследовательский дневник, начертите известные вам углы и подпишите.
Вычерчивание углов и указание.
- В стране ГЕОМЕРТИЯ очень много фигур.
Слайд С РАЗЛИЧНЫМИ ФИГУРАМИ.
- Чем похожи все эти фигуры? (многоугольники) Обсудите это в группах.
- Какая из фигур лишняя на этом слайде? (пятиугольник).
- Сколько углов у остальных фигур? (4)
- Как их можно назвать? (четырехугольники)
Слайд ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК
Работа по теме.
Исследование
- Посмотрите в ваших словарях, энциклопедиях, какое определение дается этой фигуре.
Дети зачитывают.
- _Давайте определим, какая тема нашей исследовательской экспедиции, о чем пойдет разговор на уроке?
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.
- Запишите в своих исследовательских работах ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК – это объект нашего исследования.
- Начертите любой четырехугольник в ваших работах. Как это можно сделать?
У учителя в руках четырехугольник.
- Это четырехугольник – фокусник. Он может превращаться в любого своего родственника. Закройте глаза. Крибле-Крабле-Бумс! Учитель делает прямоугольник, загибая часть фигуры. Откройте глаза.
- Кто узнал фигуру, назовите ее.
Прямоугольник.
Исследование. Найти в своих источниках определение ПРЯМОУГОЛЬНИКА
Слайд с фигурами, выделение прямоугольников (лишние убрать)
- Давайте посмотрим на слайд. Все ли фигуры являются прямоугольника? Почему? Какие из них лишние?
- Давайте вместе определим признаки прямоугольника и его свойства.
Слайд Прямоугольник его признаки и свойства.
1. Сколько углов у прямоугольника?
2. Какие они?
3. Сколько сторон?
4. Что можно о них сказать?
Практическая работа
- Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. Если твой товарищ не может самостоятельно выполнить работу. Помоги ему!
- А что еще можно найти, зная две противоположные стороны прямоугольника? (Периметр)
- А что такое периметр?
- Найдите периметр данного прямоугольника?
Решение задачи.
- Ребята, знания, полученные нами о прямоугольнике, могут помочь решить очень много задач. Вот одна из них.
Слайд. Решение задачи по чертежу.
Папа решил сделать изгородь дачного участка. Ширина составляла 15метров, а длина на 20 метров длиннее. Сколько метров забора нужно установить папе. Чтобы весь участок был огорожен?
Используй схему участка и реши задачу.


15м
? на 20 м б
15+20 =35 (м) длина участка.
15+35+15+35=100 (м) забора.
Ответ: 100 м забора
Работа в группах. Решение задачи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Продолжаем наши превращения. Крибле-Крабле- Бум! (Дети закрывают глаза) Из прямоугольника, загибая часть фигуры, учитель делает КВАДРАТ.
- Какая фигура получилась?
Исследование .
- Найдите в ваших источниках определение КВАДРАТА.
- Давайте определим признаки квадрата.
Слайд Свойства квадрата.
- Сколько у него углов?
- Что о них можно сказать?
- Сколько сторон?
- Какие они?
Практическая работа. Работа в группах.
- А теперь вы будете волшебниками, из своего прямоугольника, который вы начертили в своих работах, сделайте квадрат. Как это можно осуществить обсудите в группах и выполните работу. Если вы знаете, как это сделать, а ваш товарищ нет, помоги ему.
Начертите и раскрасьте квадрат. Найдите его периметр.
3. Исследование.
- Исследуя свойства прямоугольника и квадрата назовите, ПОЧЕМУ ОНИ РОДСТВЕННИКИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКУ, (работа в группах)
1. Что общего между этими фигурами?
2. Чем они отличаются?

Слайд. СРАВНЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКА И КВАДРАТА.
Геометрическая разминка.
- У вас на столах лежат различные геометрические фигуры, разложите их на группы.
- Какие получились группы?
- А по какому признаку еще можно разложить фигуры? (По цвету, по размеру)
- Если по форме, то какая из них вы считаете лишняя? (круг)
- Почему?
- Уберите круг, какая теперь фигура, по- вашему мнению, лишняя? (Четырехугольник)
Практическая работа.
- А сейчас построим для жителей страны ГЕМЕТРИИ дом, используя фигуры, которые перед вами. ( Дети на чистых листах приклеивают фигуры, создавая дома)

Тест. Правильны ли мои утверждения. Работаем с сайликами (желтый, красный)
У квадрата все стороны равны.
У прямоугольника только 2 угла прямые.
У прямоугольника противоположные стороны равны.
У квадрата 4 стороны и 3 угла.
Любой квадрат – это прямоугольник.
Любой прямоугольник – это квадрат.
Любой четырехугольник – это прямоугольник.
Периметр четырехугольника – это сумма всех его сторон.
- Отправляясь домой, из исследовательской экспедиции, давайте подведем итог.
Слайд. Корабль . На фоне музыки рефлексия.
Рефлексия
- Чем был интересен сегодняшний урок?
- Кому сегодня удалось сделать то, что раньше не получалось?
- Какое задание для вас оказалось трудным?
- О каком задании вы расскажите дома?
На доске плакат.
Итог
- Какие фигуры мы с вами исследовали?
- В какой стране он живут?
- Какими источниками пользовались в нашей экспедиции?
- Успешно ли, на ваш взгляд, была совершена экспедиция в страну Геометрия? Почему?

Домашнее задание: начертить в своей работе дом, в котором вы хотели бы жить, используя все изученные геометрические фигуры.
Отметить группы за работу на уроке!!!!!!
Песня «Дружба»