Урок по теме Площади четырехугольников



Методическая разработка учебного занятия
Предмет: Геометрия
Класс: 8
Тема урока: "Площади четырехугольников"
Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме «Площадь», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе по учебнику Л. С. Атанасяна.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся, формирование учебно-исследовательских навыков при решении практических задач (из "реальной математики") на вычисление площади фигур.
Задачи урока:
Учебные: проверить и систематизировать знания учащихся по данной теме; закрепить умения учащихся применять формулы нахождения площадей четырехугольников при решении практических задач; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей различных многоугольников;
Развивающие: развивать у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации; совершенствовать умения логически и творчески мыслить и выражать свои мысли вслух; формировать навык исследовательской деятельности и повышать уровень математической культуры учащихся.
Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний ; воспитывать толерантность и умение работать в парах и группе.

Структура урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Постановка цели урока
(2 мин.)
2. Актуализация первичного субъективного опыта обучающихся (теоретический
тест и самостоятельная работа с взаимопроверкой) (11 мин.)
3. Решение задач (работа на готовых чертежах, задания из ГИА-2015) (11 мин.)
4. Психологическая разгрузка (4 мин)
5. Решение задач прикладного характера (деловая игра) (13 мин.)
6. Итог урока (3 мин).
7. Домашнее задание(1мин).
Ход урока:
Блок 1. Мотивация (ролевой подход и деловая игра.)
Здравствуйте, ребята. Сегодня тема урока "Площадь четырехугольника".
Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного математика-ученого А.Н. Колмогорова «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему».
Какова взаимосвязь темы урока с высказыванием ученого? сформулируйте самостоятельно цель урока (ответ учащихся). Да, действительно, мы посвятим урок решению задач на вычисление площадей плоских фигур. Посмотрим практическое применение нашей темы в реальном мире (попробуем себя в роли столяра, поставщика, паркетчика), а также будем работать с заданиями, которые включены в ОГЭ по математике.
Блок 2. Содержательная часть (метод контрольных вопросов)
а) Актуализация первичного субъективного опыта обучающихся (теоретический тест и самостоятельная работа с взаимопроверкой).
Начнем урок с повторения теоретического материала. Математическая разминка.
Для этого учащиеся отвечают на вопросы теста и заполняют таблицу. Работа проводится фронтально. Необходимо задействовать всех к разговору, к работе. Теоретический тест (листы у каждого ученика на парте, задания взяты с банка открытых заданий - подготовка к ГИА).
Теоретический тест.
Выберите верное утверждение:
Площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон.
Площадь квадрата равна квадрату его стороны.
Площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон.
Закончите фразу: Площадь ромба равна половине произведения
его сторон.
его стороны и высоты, проведенной к этой стороне.
его диагоналей.
По формуле S = a· ha можно вычислить площадь:
параллелограмма.
треугольника.
прямоугольника.
Площадь трапеции ABCD с основаниями AB и CD и высотой BH вычисляется по формуле
S = AB: 2 · CD · DH.
S = (AB + BC) : 2 · BH.
S = (AB + CD) : 2 · BH.
Закончите фразу: Площадь прямоугольного треугольника равна:
половине произведения его стороны на какую-либо высоту.
половине произведения его катетов.
произведению его стороны на проведенную к ней высоту.
По формуле S = Ѕ a ·ha можно вычислить площадь:
параллелограмма.
квадрата.
треугольника.
Выберите верное утверждение:
Площадь прямоугольника равна произведению его сторон.
Площадь прямоугольника равна произведению его противоположных сторон.
Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон.

1
2
3
4
5
6
7

b
c
a
c
b
c
c


б) Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Записать формулы площадей фигур ( у каждого учащегося лист на котором фигуры
с данными элементами). После взаимопроверки учащиеся сдают листы. Критерии
оценок: нет ошибок - «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», более 2 ошибок - «2».
Если допущены ошибки, то на них остановиться, исправить, еще раз повторить формулы.
(Приложение 1.)
в) Решение задач по теме (Прием усложняющихся задач)
1. В прямоугольнике одна сторона равна 96, а диагональ равна 100. Найдите площадь прямоугольника.
2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Из квадрата вырезали прямоугольник (см. рисунок). Найдите площадь получившейся фигуры.
3. Площадь параллелограмма ABCD равна 56. Точка E середина стороны CD. Найдите площадь трапеции AECB.
4. Основания трапеции равны 18 и 12, одна из боковых сторон равна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], а угол между ней и одним из оснований равен 135°. Найдите площадь трапеции.
5. В ромбе сторона равна 10, одна из диагоналей  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], а угол, лежащий напротив этой диагонали, равен 30°. Найдите площадь ромба (задача с лишними данными).
6. Как найти же найти площадь нестандартной фигуры? Например, произвольного четырёхугольника? (учащихся высказывают свои предложения по решению, самостоятельно делают вывод: разобьём эту фигуру на части - фигуры, площади которых, мы уже умеем находить)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Блок 3. Психологическая разгрузка.
а)"Историческая справка"
В каком году впервые упоминается о правилах измерения площадей? (сообщение предварительно подготовила ученица класса).
Первой из сохранившихся рукописей, в которых излагаются правила измерения площадей, была «Книга сошного письма», самый древний экземпляр, который относится к 1629 году, хотя имеются указания, что оригинал был составлен при Иване Грозном в 1556 году. В этой книге имеется глава «О земном верстании, как земля верстать». В ней, к сожалению, содержится много ошибочного материала в способах измерения площадей. Возможно, они появились в результате искажений во время переписывания от руки. Приходится признать, что уровень знаний был невысоким, хотя не хочется считать россиян шестнадцатого и семнадцатого столетий менее грамотными, чем древние египтяне. Тем более ярким подтверждением тому служат исключительные по красоте архитектурные памятники того времени, такие, как собор Василия Блаженного, построенный в 1553-1560 г.г. при Иване Грозном русскими «мастерами каменных дел Постником, Яковлевым и Бармой [5].
б)Физкультминутка.
Урок довольно сложен, отдых нам сейчас положен,
Руки тянем выше, выше,
Спинку держим, ровно дышим.
Два наклона, поворот вправо и наоборот.
Мы минутку отдохнем и квадрат числа найдем.
Блок 4. "За страницами учебника". А знаете ли вы как определить площадь сложной фигуры, если она нарисована на клетчатой бумаге, и не вырождена - площадь ее ненулевая,  все вершины имеют целые координаты, а стороны не пересекают друг друга – то удобно воспользоваться формулой Пика.
Если обозначить:  В – количество целочисленных точек внутри этой фигуры, Г  - количество целочисленных точек на ее границе, S – площадь фигуры, то
S=В+Г/2-1
Рассмотрим следующую фигуру:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Обозначим все внутренние целочисленные точки красными кружками, а те, что на границах – синими. Целочисленные – это те, что лежат на пересечениях сетки (в ее узлах). Считаем те и другие: В=12, Г=4.  Определим теперь площадь по формуле: S=В+Г/2-1=12+2-1=13. Давайте проверим правильность наших расчетов, тем более, что здесь это просто: рассчитаем площадь квадрата, обведенного красным цветом, и вычтем площади цветных треугольников:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тогда площадь квадрата Sкв=36, площадь голубого треугольника 6, площадь зеленого – 2, площадь фиолетового 15.
Площадь белого треугольника тогда: S=36-6-15-2=13. Нравится ли вам этот способ нахождения площади фигуры? Определите (с вашей точки зрения) плюсы и минусы этого способа (ребята высказывают свое мнение) [6].
Блок 4. "Мозговой штурм" (Деловая игра «Строитель»)
Цель игры: закрепить знания, умения и навыки при решении практических (нестандартных) задач с использованием формул площадей параллелограмма, трапеции, треугольника.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике [7].
Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Работает на различных станках (круглопильных, фуговальных, шипорезных и т.д.) Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
Сейчас, ребята, вы будете выступать в роли строителей. Требуется произвести настилку паркетного пола в игровом зале строящегося детского сада.
Размер пола 5,75 * 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов, равнобедренных трапеций. Размеры плиток даны в сантиметрах.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Правила игры.
Класс делится на три группы (бригады).
Первая – столяры. (Вам нужно изготовить плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество.)
Вторая – поставщики. (Вам нужно доставит необходимое количество плиток на строительную площадку. Значит, вам также нужно просчитать.)
Третья – паркетчики. (Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.)
Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два.
Решение.
Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладываются по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций.
1. Найдем площадь полоски шириной 20см и длиной 575см
S = 20 · 575 = 11 500см2.
2. Найдем площадь одного треугольника
S = Ѕ · 15 · 20 = 150см2.
3. Найдем площадь одного параллелограмма
S =35 · 20 = 700см2.
4. Найдем площадь одной трапеции
S = Ѕ · (50 + 20) · 20 = 700см2.
5. Найдем. Сколько в эту полоску вмещается параллелограммов и трапеций:
(11 500 – 2 · 150) : 700 = 16 . В полоску вмещается 8 параллелограммов и 8 трапеций.
6. Найдем, сколько таких полос в длине комнаты: 800: 20 = 40.
7. Найдем, сколько параллелограммов и трапеций в 40 полосках, т.е. во всей площади пола. Для этого 40 · 2 = 80.
Проверка:
1. Площадь всего пола:
S = 800 · 575 = 460 000см2.
2. Воспользуемся свойством площадей
320 · 700 + 320 · 700 + 80 · 150 = 224 000 + 224 000+ 12 000 = 460 000см2
Задание данного уровня позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логику и мышление, воспитывать интерес к предмету, учит анализировать, обобщать и рассуждать, а также способствует развитию творческих способностей. Используются принцип содружества, .коммуникативности.
5. Блок 5. Резюме
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги. Мы повторили – . Мы умеем – Мы узнали новое - ....Сделаем выводы – .Как высчитаете, актуальны ли в наше время слова Андрея Николаевича Колмогорова: «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру
или рабочему»? (заслушиваются ответы учащихся).
6. Дифференцированное домашнее задание :
1) Повторить вопросы 1-10 (с.129-130), № 485, № 493
2) Дополнительно:   Подсчитать какая сумма денег необходима для ремонта вашей комнаты (положить линолеум, поклеить обои). Данные для расчетов взять в магазине, Интернете, спросить у родителей и т.д.

Ссылки на источники
1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.(07/05/15)
2.http://krasnoyarsk.dk.ru/firms/98655954/event/trening-razvitiya-tvorchestva-i-kreativnosti-novyj-vzglyad-1033560
3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.(08/05/15)
[4]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
5. http://www.bestreferat.ru/referat-253009.html
6. http://easy-physic.ru/ploshhadi-figur-po-formule-pika/
7. http://www.moeobrazovanie.ru/urok_delovaja_igra_stroitel.html








































Приложение1.


 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

После выполнения работы ученики выполняют взаимопроверку. Критерий оценок.
(0 ошибок - «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»).
Если допущены ошибки, то на них остановиться, исправить, еще раз обговорить


 






S =

b

a

6.

S =

a

5.

S =

Формула Герона

c

b

a

4.

S =

a

h

3.

S =

h

a

2.

S =

b

a

1.

S =

b

a

9.

h

S =

a

8.

7.

S =

D

















































35

50

20

20

20

15

20

A

C

B



Формула Пика11Формула Пика1215