Методическая разработка по воспитательной работе День освобождения города Ржева


ГБпОУ «Ржевский колледж»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
2016

Рассмотрена
цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол №___
от «___« _______2016 г.
Председатель цикловой комиссии
____________________
Степанова Н.Г.
В методической разработке показана методика проведения линейки, посвященной Дню освобождения г.Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Главной целью написания данной методической разработки представить один из вариантов внеклассной, патриотической работы в учебном заведении. Проведение подобных мероприятий позволяет развивать творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к истории нашей Родины, к истории своей «малой родины», своего края, чувство патриотизма. В методической разработке предложены некоторые рекомендации для кураторов, преподавателей, работающих со студентами во внеурочное время, также для учителей-краеведов.
автор:
Преподаватель
ГБПОУ«Ржевский колледж» васильеваС.И.
©ГБПОУ «Ржевский колледж»
Васильева С.И
Введение
Подготовка любых внеклассных мероприятий предполагает через слово приобщить обучающихся к определенным культурным, историческим, духовным ценностям, помогает воспитывать чувство долга, ответственности, патриотизма, интереса к истории нашей Родины, учебного заведения. Линейка, посвященная Дню освобождения г. Ржева, позволяет показать героизм солдат и офицеров, воевавших на «ржевском выступе», участвующих в боях под Ржевом, а также мужество и самоотверженность местного населения, оставшегося в оккупированном городе.
Цель данной методической разработки состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с историей Ржевской битвы, отметить ее значение. Потому что долгое время эти события приравнивались к боям местного значения, и не были оценены по достоинству. Ведь знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. Почтить память всех погибших и умерших на ржевской земле в годы войны. Именно мероприятия такого характера позволяют расширить не только рамки исторических знаний, они являются неотъемлемой частью процесса формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Подготовительный этап
Чтобы мероприятие прошло успешно, назначаются ответственные лица за его подготовку, проведение, выбираются: ведущий, чтецы, певцы. Во время подготовки обучающиеся совместно с преподавателем изучают дополнительную литературу, подбирают материал. Работают группы обучающихся: 1-я группа занимается подготовкой сценария; 2-я группа разучивает песню «Город Ржев - город воинской славы» готовит музыкальное оформление, записывает фонограммы Гимна РФ, песен: «Под Ржевом», «От героев былых времен», звук метронома.
План мероприятия
Тема: День освобождения г. Ржева от немецких захватчиков в 1941-1945 годах.
Тип мероприятия: линейка
Цели:
1. Расширение исторических знаний обучающихся, через знакомство с малоизвестными страницами истории России, учебного заведения. Формирование личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
2. Развивать познавательные способности, навыки коллективной деятельности.
3. Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма, интереса к военной истории страны.
Форма проведения: митинг.
Место проведения: спортивный зал учебного заведения.
Оборудование и наглядные пособия: фонарики со свечами, фонограмма.
Время проведения: 30 мин.
Ход линейки:
 Организационный момент.
 Основная часть:
- вахта памяти;
- рассказ ведущих;
- декламация стихотворений;
- исполнение песни «Город Ржев – город воинской славы».
 Подведение итогов.
Методика проведения
Студенты построены в зале. Спортсмены-лыжники с инвентарем выстроены в линейку напротив общего строя. Подготовлены венок, свечи, песня «Город Ржев - город воинской славы», фонограммы Гимна РФ, «Под Ржевом, «От героев былых времен», звук метронома. Заведующая по воспитательной работе начинает с организационного момента. Лыжников провожают на «Вахту памяти». Затем ведущие начинают рассказ. На всём протяжении линейки звучит музыка, стихи. (Приложение 1).
Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню освобождения г.Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Ведущий 1. Внимание! Митинг, посвященный 72 годовщине освобождения города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны разрешите считать открытым.
(Звучит гимн).
В нашем учебном заведении стало доброй традицией проводить к этой знаменательной дате вахту памяти. Студенты совершают лыжный пробег до д. Кокошкино и участвуют в митинге, посвященном Дню освобождения нашего города и в возложении венков к мемориалу погибшим воинам. Давайте аплодисментами проводим наших спортсменов на это мероприятие.
Ведущий 2. Что из себя представлял перед войной Ржев? Он широко раскинулся по обоим берегам Волги и по красоте своего положения являл редкую картину даже среди волжских городов. Проживало в нем 56 тысяч жителей. Это был по тем временам крупный железнодорожный узел с выходом на Москву, Ленинград, Ригу, Белоруссию и юг нашей страны.
Ведущий 1. Война внесла изменения в размеренный ритм города. Началась мобилизация. Уходили в армию отцы, мужья, сыновья. Шли эшелоны на фронт с войсками и техникой, поступали раненые, но город еще не испытывал непосредственных военных действий.
14 октября 1941 года гитлеровцы заняли город Ржев. С глубокой болью в сердцах, с пониманием тех мук и лишений, которые предстояло перенести советским людям на оккупированной территории, покидали город воины 119-й Красноярской стрелковой дивизии. А матерям, женам и сестрам оставалось только ждать их возвращения.
Чтец 1. Стихотворение «Жди меня»
Ведущий 2. 17 месяцев хозяйничали в Ржеве немецко-фашистские захватчики. За это время город по существу был стерт с лица земли. С чудовищной жестокостью фашисты глумились над мирным населением, их не останавливали ни беспомощность стариков, ни слезы матерей, ни протянутые детские руки.
Ведущий 1. В городе фашисты создали концентрационный лагерь. Здесь томились тысячи военнопленных солдат и жителей города. Находился он наюго-западной окраине рядом с железнодорожной станцией Ржев-Балтийский Октябрьской железной дороги с начальной численностью около 6000 человек. Всего через концлагерь прошло около 20 000 чел. Назывался он тогда «войсковой сборный пункт военнопленных №7». Немцы обнесли базу колючей проволокой в два ряда, через 50 метров друг от друга вокруг лагеря размещались немецкие часовые с автоматами и пулеметами.
Ведущий 2. Бараки не отапливали, некоторые постройки имели только крышу. Бараки не могли вместить всех узников концлагеря, многие были вынуждены спать на земле. Спали вповалку друг на друге в три слоя.
Чтец 2. Адъютант Ржевской комендатуры, член нацистской партии, обер-лейтенант Георг свидетельствовал: «Военнопленные содержались в ужасных условиях. От голода и заболеваний, от простуды только в декабре 1941 и в январе 1942 года ежедневно умирало 25-30 военнопленных». Бывший узник этого лагеря, писатель Константин Воробьев вспоминает:
« Кем и когда проклято это место? Почему в этом строгом квадрате, обрамленном рядами колючей проволоки в декабре еще нет снега? Съеден с крошками земли холодный пух декабрьского снега. Высосана влага из ям и канавок на всем просторе этого проклятого квадрата! Терпеливо и молча ждут медленной, жестоко неумолимой смерти от голода советские военнопленные…». Точное количество погибших узников Ржевского лагеря неизвестно, но это десятки тысяч человек.
Ведущий 2. Бои под Ржевом стали одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. Общие потери Красной Армии только поофициальным данным составили 2 млн. 50 тыс. чел., этот список до сих пор пополняется. Соседние города и деревни были почти полностью разрушены. Из 20 тыс. человек, оказавшихся в оккупации, в день освобождения осталось 150, вместе с районом— 362.
(фонограмма песни на стихи М. Ножкина «Под Ржевом»(1 куплет)Ведущий 1. Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Ведущий 2.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна ни покрышки.
Чтец 1. И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Чтец 2. Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Чтец 3.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
(Фонограмма песни «От героев былых времен»)
( Ведущие и чтецы берут в руки фонарики со свечами)
Чтец 2.
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно – живым!
Вспомним героев-подпольщиков: Алексея Телешева, Владимира Новоженова, Александра Белякова.
Вспомним героев-партизан: Василия Елисеева, Василия Косарова.
Вспомним всех солдат и офицеров, погибших в боях под Ржевом, умерших от ран, голода, замученных в застенках концлагеря.
Почтим их память минутой молчания. (Звук метронома)
Ведущий 1. Радостный день для жителей города наступил 3 марта 1943 года в 9 ч., когда сибиряки из 215-й дивизии водрузили красный флаг на Советской площади. Днем в городе продолжались упорные уличные бои. Но уже было ясно, что судьба оккупантов была предрешена. К 16 ч. Ржев полностью был очищен от захватчиков. Город Ржев был освобождён войсками 30-й армии. Западного фронта. Всем частям и соединениям, участвующим в освобождении города Ржева, Военным советом была объявлена благодарность.
Ведущий 2. 4 марта в личном послании британский премьер-министр Уинстон Черчиль поздравил И.В. Сталина с взятием Ржева:
«Примите мои самые горячие поздравления по случаю освобождения Ржева. Из нашего разговора в августе мне известно, какое большое значение Вы придаете освобождению этого пункта…». Свой единственный выезд на фронт войны в августе 1943 года Сталин сделал именно в район Ржева.
Слово предоставляется заведующей Домом-музеем им. И.В. Сталина
Ардашевой Людмиле Ильиничне.
Ведущий 1. Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
Ведущий 2. В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле.
Чтец 1. Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль снегу…
Я вам жить завещаю,-
Что я больше могу.
Чтец 2. Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Чтец 4. Горевать - горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
Чтец 5. И беречь ее свято,
Братья, счастье свое –
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Ведущий 1. «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» Указом Президента Российской Федерации № 1345 от 8 октября 2007 года городу Ржеву присвоено почётное звание «Город воинской славы».
Чтец 3. Стихотворение «Ржев».
(песня «Город Ржев — город воинской славы» сл. А. Шаганова)
Ведущий 1. Митинг, посвященный 72 годовщине освобождения города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны разрешите считать закрытым.
Заключение
В нашей сложной сегодняшней исторической обстановке, когда многие прежние ценности отвергаются, нет ни чего дороже памяти народа. Данное мероприятие было проведено, чтобы познакомить обучающихся с военной историей страны и нашего учебного заведения. Отдать дань памяти погибшим героям. Мы всегда должны помнить об исторических датах, прославивших нащ город, наш край.
Мероприятие такой формы отражают основные цели нравственного воспитания обучающихся, чувство ответственности за свою Родину. Материал данной методической разработки может быть использован преподавателями учебных заведений при проведении внеклассных мероприятий.
Список литературы
1. Ладыгин И.З., Смирнов Н.И. На Ржевском рубеже. – Ржев.- 1992.- 277с.
2. Ржевскими дорогами войны./сост. О.А. Кондратьева, Л.П. Мыльников.- Ржев, 1992. -150с.
3. Симонов К.Ф. Стихотворения.- М., 1986. – 140с.
4. Твардовский А.Т. Стихотворения и поэмы. – М., 1990. – 300с.
Приложение 1
Жди меня (К. Симонов)
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло. –
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ржев
Первый город у истоков Волги,
Древняя, старинная земля.
К славе путь твой оказался долгим.
Позабыли, видно, про тебя…
Город Ржев. Солдатам павшим слава!
Ветеранов чествуем. О тех, кто пал – скорбим.
Ржев, тебя узнала вся держава,
Подвиг твой в истории храним.
Подо Ржевом вечным сном герои
Без могилок, средь лесов лежат.
Не дал вам Господь счастливой доли
И дороги не было назад…
Юные безвестные ребята.
Сколько вас родимых полегло?
В бой вы уходили без возврата…
Вас без счета в смертный бой ушло.
Подо Ржевом вы врага держали,
Чтоб к столице путь собой закрыть.
Выжить, победить в войне мечтали.
Вас фашистам было не сломить…
Оценила подвиг ваш держава,
И вернула всем погибшим честь.
Город Ржев – Город Солдатской Славы.
Он такой теперь в России есть…