Статья на тему Опыт использования компьютерного класса в начальной школе

Опыт использования компьютерного класса в начальной школе
Симонян Милена Давидовна, учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №1784 «Кадетская», г. Москва
Введение
В связи с введением новых образовательных стандартов ещё одной задачей обучения в начальной школе становится развитие у детей интереса к предметной и метапредметной деятельности, при сохранении тех видов деятельности, которым дети научились до школы. То есть дети должны не только учиться чтению, письму, счету, но и умению оценивать полученную информацию, анализировать ее и применять в разных областях. Также новые стандарты определяют необходимость обучения школьников, начиная с начальных классов, информационным технологиям, развитию у них навыков использования информации в любом виде, как на традиционных бумажных носителях, так и в современной цифровой форме.
Для обеспечения современного подхода в обучении и реализации информационной поддержки деятельности начальной школы был создан компьютеризированный класс начальной школы на базе технологий компании Apple. Операционная система функционирующая на компьютерах Apple, широко известна в мире своими функциональными возможностями, благодаря которым освоение и использование компьютерных технологий является простым и удобным, а применение разнообразных инструментальных учебных программ делает процесс обучения более наглядным и продуктивным. Операционная система Apple обладает простыми и интуитивно понятными средствами обработки мультимедийной цифровой информации и средствами обработки и печати графических изображений.
Поэтому такой класс в полном объеме обеспечивает потребности использования информационно-коммуникационных технологий при обучении на ступени начального общего образования в области освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся.
Новые технологии активно использовались в течении 2010/11 учебного года на уроках в 1-м классе ГОУ СОШ №155 города Москвы.
Компьютерное обеспечение учебного процесса
Класс организован на базе портативных компьютеров Apple MacBook с беспроводной связью. В комплект оборудования входят следующие компоненты:
портативные компьютеры учителя – 3 штуки;
портативные компьютеры ученика – 30 штук;
системное программное обеспечение Mac OS (+ виртуальная машина Windows);
программное обеспечение для подготовки учебных материалов;
программное обеспечение для дистанционного управления классом;
набор специализированных образовательных программ;
оборудование для организации беспроводной сети с доступом в Интернет;
мультимедийный проектор с экраном;
принтер черно-белый лазерный сетевой;
принтер цветной струйный сетевой;
сканер сетевой;
цифровой фотоаппарат;
графический планшет;
внешнее устройство хранения информации;
передвижной сейф-контейнер для хранения и зарядки компьютеров.

Рис. 1. Общий вид компьютеризированного класса. Учащиеся 1-го класса с портативными компьютерами Apple MacBook.
Компьютеризированное рабочее место учителя
Использование в классе технологии дистанционного управления компьютерами, позволяет учителю непосредственно со своего рабочего места управлять компьютерами учащихся, транслировать содержание своего экрана учащимся и/или содержание экранов учащихся друг другу. Также с помощью компьютеризированного рабочего места учитель осуществляет:
подготовку и показ тематических красочных презентаций;
наглядную демонстрацию ученикам описываемых на уроке явлений и событий, используя цифровые аудио, фото- и видеофрагменты, и среды моделирования;
быстрый поиск необходимых материалов в Интернете;
быстрое проведение опросов учащихся и мониторинг работы в классе;
сохранение и использование наработанных учебных материалов;
размещение рабочих отчётов и методических материалов в сети;
общение с коллегами из других регионов с помощью Интернета.

Рис. 2. Компьютеризированное место учителя. Показ выполненного учеником задания с использованием проектора и экрана.
Сейф-контейнер
Портативные компьютеры, полностью готовые к работе, дети оперативно получают от учителя на время занятий и сдают учителю после их окончания. Для хранения и перевозки этих компьютеров используется передвижной сейф-контейнер, который рассчитан на 33х портативных компьютера. Сейф-контейнер обладает возможностью подзарядки портативных компьютеров во время их хранения, что позволяет решить вопрос о подзарядке компьютеров без потери учебного времени. Также решается вопрос электрической безопасности детей, которые в процессе использования компьютеров максимально удалены от розеток питания электросети.
Программа «ПервоЛого»
Основой интегрированной творческой среды реализованной в компьютерном классе является программа «ПервоЛого». Это программа разработана специально для дошкольников и младших школьников. По сути дела она представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые – как школьные, так и «личные» – темы. В программе «ПервоЛого» ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. А учителю эта программа позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.


Рис. 3. Ученики создают художественные композиции по теме «Наши права» в программе «ПервоЛого».

Рис. 4. Пример проекта, выполненного учеником в программе «ПервоЛого». Композиция с элементами мультипликации «Освоение космоса». Элементы композиции «Космический корабль» и «Космонавт» являются движущимися объектами, при создании которых ученик средствами программы определял параметры их движения, такие как скорость и траектория.

Программа «Photo Booth»
С помощью программы «Photo Booth» и встроенной камеры, расположенной на передней панели в портативного компьютера, учащиеся могут делать собственные фотографии, накладывать на них различные видеоэффекты и использовать фотографии в различных целях.

Рис. 5. Ученики создают свои фотографии с помощью программы «Photo Booth».

Рис. 6. Ученики размещают свои фотографии в проектах «ПервоЛого».
Программа «aTypeTrainer4Mac»
Программа «aTypeTrainer4Mac» является клавиатурным тренажёром, предназначенным для обучения набору на компьютерной клавиатуре, включая слепой десятипальцевый метод. Это универсальная программа поддерживает большое количество языков, включая русский, и множество клавиатурных раскладок. Возможно организовать работу учащихся с использованием тридцати уровней сложности, обучение как отдельным буквам, цифрам и символам, так и набору целых текстов. Программа позволяет сохранять результаты занятий.

Рис. 7. Ученики изучают буквы А и О с использованием клавиатурного тренажёра.
Новые формы подачи учебного материала
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроках в начальной школе являются мультимедийные презентации.
Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, что позволяет эффективно удерживать внимание детей на уроках, существенно облегчая для них процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Кроме того, формат презентации дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета. Это позволяет построить урок таким образом, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Рис. 8. Тематическая презентация на классном часу ко Дню космонавтики.

Рис. 9. Ученики разгадывают кроссворд на классном часу ко Дню космонавтики.


Заключение
По результатам года работы в 1- ом классе с использованием компьютерных технологий компании Apple можно сделать следующие выводы о целесообразности их использования:
очевидно повышается уровень познавательной деятельности учащихся и качество их успеваемости;
гарантированно достигаются цели обучения в отношении подавляющего большинства учеников класса;
у учащихся активно развиваются навыки самообразования и самоконтроля;
повышается общий уровень комфортности обучения;
заметно снижаются дидактические затруднения у учащихся;
повышается активность и инициативность учеников на уроке;
у учащихся развивается информационное мышление и формируются информационно- коммуникационные компетенции.
Родители учеников в целом позитивно относятся к активному использованию компьютеров в учебном процессе. Большинство родителей считают, что использование их детьми на уроках компьютеров способствует воспитанию самостоятельности у детей, развивает у них мышление, расширяет кругозор. Также по мнению родителей компьютеры существенно помогают учителю контролировать уровень знаний и применять к их детям индивидуальный подход с учётом развития каждого ребёнка. Наряду с положительными отзывами об использовании компьютеров на уроках, некоторые родители высказывают опасения относительно повышения нагрузки на зрение у детей.
Дополнительные усилия учителя по применению новых технологий в образовательном процессе активно поддерживаются и материально поощряются администрацией школы.
Немаловажным моментом в освоении компьютерных технологий учителем является возможность для него активно включиться в процесс внедрения новых государственных стандартов образования, делясь приобретённым опытом с коллегами в роли тьютора на курсах повышения квалификации для преподавателей начальной школы.












13PAGE \* MERGEFORMAT14115



Наш класс 2Изображение 2Описание: Mac HDD:Фото к статье:Наш класс 2.jpgНаш класс 1Изображение 6Описание: Mac HDD:Фото к статье:Наш класс 1.jpgИзображение 9Описание: Mac HDD:Фото к статье:Права3.jpgИзображение 8Описание: Mac HDD:Фото к статье:Космос.pngФотобуф 1Изображение 4Описание: Mac HDD:Фото к статье:Фотобуф 1.JPGИзображение 7Описание: Mac HDD:Фото к статье:Клавиатор.JPGпрезентация космосИзображение 13Описание: Mac HDD:Фото к статье:презентация космос.jpgкроссворд Изображение 12Описание: Mac HDD:Фото к статье:кроссворд .jpgIђ Заголовок 1‡ђ Заголовок 2Основной шрифт